Дело № 2-3064/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 26 августа 2020 года
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Батраевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсакова А.Н. к Министерству здравоохранения Ульяновской области (ранее Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области), Министерству семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет,
установил:
Корсаков А.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о назначении пенсии за выслугу лет. Судом в качестве соответчика привлечено Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области. Требования мотивированы следующим. 21.11.2017 истец обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с просьбой назначить ему пенсию за выслугу лет, поскольку имеет достаточный стаж, подлежащий зачислению в общий стаж государственной гражданской службы. Министерство ему отказало, т.к. в трудовой книжке на дату увольнения 07.09.1997 записи об увольнении нет, т.е. обязательное условие – увольнение с государственной гражданской службы отсутствует. Ответчик с этим не согласен. Правовое регулирование вопросов назначения доплаты к пенсии государственным служащим, к которым впоследствии приравнены муниципальные служащие, имело место и в период увольнения истца. Истец был уволен по одному из оснований, указанному в ст.29 действовавшего на тот момент КЗоТ. Перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность предусматривался в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договора наряду с увольнением по сокращению штата предприятия и увольнения по собственному желанию.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, представил в копии приказ № 49-к от 02.10.2006 о его увольнении с должности директора ФГУ «Тереньгульский лесхоз» по собственному желанию согласно п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области (ранее - Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела без участия представителя, письменно сообщив, что вопрос назначения пенсии за выслугу лет относится к компетенции Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.
Представитель Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Кочергина М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв на иск, в котором указала, что Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области является правопреемником Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, последнее в 2018 году рассмотрело заявление истца об установлении ему пенсии за выслугу лет и приложенные документы, по результатам их рассмотрения приняло решило об отказе в её назначении. Для назначения указанной пенсии должны быть соблюдены следующие условия: наличие стажа гражданской службы не менее 16 лет и увольнение с государственной гражданской службы по одному из установленных законом оснований расторжения служебного контракта. В трудовой книжке истца на дату 07.09.1997 записи об увольнении нет, т.е. обязательное условие – увольнение с государственной гражданской службы у Корсакова А.Н. отсутствует. Далее, согласно трудовой книжке и справке о периодах гражданской службы должности гражданской службы Ульяновской области истец не замещал. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ОПФ РФ по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён, просил о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица ГКУ Ульяновской области «Тереньгульское лесничество» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Представитель Минсельхоза Ульяновской области по доверенности Тимохин И.Н. в судебном заседании изложил доводы, указанные в отзыве на иск, указав, что в соответствии со справкой о суммарной продолжительности периодов замещения должностей государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, учитываемых при определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих, выданной Корсакову А.Н., Министерством в стаж, дающий прав на ежемесячную пенсию за выслугу лет, были включены периоды работы в лесхозах с 28.06.1976 по 07.09.1997, составляющие в совокупности более 20 лет. Дата 07.09.1997 указана в справке в связи с опубликованием 08.09.1997 Указа Президента от 03.09.1997 №982. Руководствуясь п.п. 3,6 рекомендаций по определению стажа государственной службы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет федеральным государственным служащим Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 12.04.1999, полагает, что отсутствие записи в трудовой книжке истца об увольнении с должности директора лесхоза не может служить основанием для отказа в назначении пенсии по выслуге лет, поскольку запись о переводе на должность лесничего фактически означает увольнение с должности директора. Считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.
Судом установлено, что 02.02.2018 года Корсакову А.Н. отказано в установлении ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Ульяновской области от 09.11.2010 года за №179-ЗО «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области».
Отказ обусловлен тем, что непосредственно перед увольнением истец не замещал должность государственной гражданской службы Ульяновской области.
По мнению суда, отказ в назначении истцу пенсии за выслугу лет соответствует требованиям действующего законодательства.
Закон Ульяновской области «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Ульяновской области, а также порядок назначения и выплаты указанной пенсии.
В силу ст. 2 названного Закона Ульяновской области пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется гражданам Российской Федерации (далее - граждане) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной гражданской службы Ульяновской области либо государственной службы Ульяновской области (далее - гражданская служба) при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Согласно ст. 4 Закона Ульяновской области «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Ульяновской области» гражданские служащие при наличии стажа гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и при замещении должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).
В соответствии с абз. 2 ст. 4 Закона, гражданские служащие при увольнении с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий гражданского служащего, замещавшего должность гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и непосредственно перед увольнением замещали должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев.
Справкой о суммарной продолжительности периодов замещения должностей государственной гражданской службы и иных периодов замещения должностей, учитываемых при определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих, выданной Корсакову А.Н., на дату 07.09.1997 подтверждается стаж, дающий прав на ежемесячную пенсию за выслугу лет, составляющий в совокупности более 20 лет. Указанное ответчиком не оспаривается.
Однако для назначения пенсии за выслугу лет необходимо соблюдение в совокупности двух условий: наличие стажа гражданской службы не менее 16 лет и увольнение с государственной гражданской службы по одному из установленных законом оснований расторжения служебного контракта.
В трудовой книжке истца указано, что 20.101988 Корсаков А.Н. приказом №51-к от 24.10.1988 назначен на должность директора Тереньгульского леспромхоза (16.10.1992 переименованного в Тереньгульский лесхоз, затем реорганизованного в ФГУ «Тереньгульский лесхоз»). Указанное подтверждается и сведениями из личного дела Корсакова А.Н., представленного по запросу суда.
Согласно записи №32 во вкладыше ВТ №2161782 в трудовую книжку Корсакова А.Н., 02.10.2006 он переведен лесничим Тереньгульского лесничества приказом №14к от 05.10.2006. При этом в личном деле имеются заявление Корсакова А.Н. от 19.09.2006 об увольнении по собственному желанию с 02.10.2006 с визой руководителя Агентства лесного хозяйства по Ульяновской области В.А. Кублика и приказ № 49-к от 02.10.2006 за подписью руководителя Агентства лесного хозяйства по Ульяновской области В.А. Кублика, согласно которому директор ФГУ «Тереньгульский лесхоз» Корсаков А.Н. уволен 02.10.2006 по собственному желанию согласно п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ.
Материалами личного дела и самим истцом подтверждается, что государственный служебный контракт с Корсаковым А.Н. не заключался и не расторгался.
В соответствии с "Общим положением о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР", утвержденным Приказом Минлесхоза РСФСР от 08.01.1971 N 6 (далее – Положение о лесхозах от 08.01.1971), лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы Министерства лесного хозяйства РСФСР являются предприятиями, осуществляющими в лесах государственного значения комплекс производственных, лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также переработку древесины. Кроме того, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы являются первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия, то есть не осуществляют функции государсвтенного управления на территории ССР, а управляют лесным фондом в границах предприятия, так же как и трудовыми, финансовыми, имущественными и иными ресурсами.
Согласно п.11 Положения о лесхозах от 08.01.1971, в состав лесхозов входят хозрасчетные цеха по производству товаров народного потребления и цеха ширпотреба. Цехи ширпотреба действуют в соответствии типовым Положением о цехе ширпотреба, утвержденным Министерством лесного хозяйства РСФСР. В лесхозах, имеющих соответствующий объем по лесозаготовкам, могут организовываться лесопункты и мастерские участки.
Согласно п.21 Положения о лесхозах от 08.01.1971, лесничества являются производственно-территориальной частью лесхоза. На лесничества возлагается: а) проведение на его территории под руководством лесхоза (лесокомбината, леспромхоза) лесохозяйственных, лесокультурных, лесозаготовительных и других работ согласно производственному плану предприятия, охрана лесов от пожаров, лесонарушений и браконьерства, защита леса от вредных насекомых и болезней, помощь органам рыбоохраны, контроль за работой лесозаготовителей, освидетельствование мест рубок и заготовленной древесины, помощь колхозам в организации и ведении хозяйства в колхозных лесах и осуществление соответствующего контроля, выполнение заданий директора предприятия по другим мероприятиям, возложенным на лесхоз и проводимым в лесничестве; б) отпуск по ордерам леса на корню на основании и в пределах лесорубочных билетов, выдаваемых для этой цели лесничеству лесхозом, и взимание в установленном порядке попенной платы по этим отпускам леса; выдача в установленном порядке билетов на побочное пользование в лесу со взиманием по отдельным видам побочных пользований установленной платы и контроль за эксплуатацией побочных пользований; в) ведение в установленном порядке учета товароматериальных ценностей, имущества, а также поступающих в лесничество денежных средств.
В соответствии с Положением о лесхозах от 10.09.1993 лесхозы являлись местными подразделениями системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации.
Таким образом, ни Положение о лесхозах от 08.01.1971, ни Положение о лесхозах от 10.09.1993 не определяют статус лесхоза как федерального органа исполнительной власти или его территориального органа.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 05.08.1988 №310 «О генеральной схеме управления лесным хозяйством РСФСР» функции государственного управления лесным хозяйством осуществлялись Министерством лесного хозяйства РСФСР и созданными в автономных республиках, краях и областях лесохозяйственными территориальными производственными объединениями. Согласно п.1 указанного Постановления вводилась двухзвенная система управления, в которую лесхозы не входили.
В соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами лесхозы, лесничества и лесопункты не осуществляли функций государственного управления.
Государственная служба в Российской Федерации с 31.07.1995 по 01.02.2005 регулировалась Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации №119-ФЗ от 31.07.1995, в соответствии со ст.3 которого государственным служащим являлся гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона № 119-ФЗ государственная должность государственной службы – государственная должность категории «Б» или «В», включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Истец Корсаков А.Н. должностей, включенных в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, не замещал.
Указом Президента РФ от 03.09.1997 N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" было установлено, что в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются периоды работы (службы) на должностях, в том числе выборных, в государственных органах, на государственных должностях Российской Федерации, на государственных должностях субъектов Российской Федерации, на должностях в органах местного самоуправления, на государственных должностях государственной службы согласно Приложению.
В данном Указе Президента РФ должность истца, с которой он был уволен 02.10.2006, отсутствует.
Рекомендации по определению стажа государственной службы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет федеральным государственным служащим Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденных Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 12.04.1999, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом, дающим истцу право на получение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, необходимое условие для назначения пенсии за выслугу лет - увольнение с государственной гражданской службы по одному из установленных законом оснований расторжения служебного контракта – у истца отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Корсакова А.Н.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░