Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-572/2022 от 24.01.2022

№ 2-572/2022                     УИД: 58RS0018-01-2021-002218-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2022 года                                 г. Пензе

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Лидина А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Толстоуховой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелепина В.А. к ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России, ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО «Интра» о признании сделки недействительной,

УСТАНОВИЛ:

Шелепин В.А. обратился в суд с названным иском, указав, что из направлений на получение или изготовление технических средств реабилитации Номер и Номер от 5 апреля 2021 года, полученных им от ГУ – Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации он узнал, что Фондом заключен государственный контракт Номер от 5 апреля 2021 года с исполнителем – ООО «Интра», для обеспечения его четырьмя протезами модульного типа индивидуального изготовления в соответствии с индивидуальной программой реабилитации Номер по протоколу проведения медико-социальной экспертизы Номер от Дата . По данным ЕГРЮЛ ООО «Интра» не обладает лицензией на оказание медицинской помощи, обусловленной кодом Номер , а значит, не имеет условий, кадров, оборудования и правовых оснований для исполнения ИПР и контракта, а значит не имело права на заключение сделки, обусловленной их условиям. Вопреки разделу 4 ГОСТ Р 52877-200 7 (услуги медицинской реабилитации) ответчики не проинформировали его об условиях оказания услуг медицинской реабилитации, заключения и исполнения контракта, не обеспечило его копией, отказывая ему в участии в договорных отношения, однако, ст.ст. 308 и 430 ГК РФ наделяют его полномочиями третьего (заинтересованного) лица, вменяя ему право на требование надлежащего исполнения и получение результатов контракта на любой его стороне.

Ссылаясь на ст. 11 Закона РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ч.1 ст. 34 Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в РФ» и ст. 173 ГК РФ просил признать сделку, обусловленную ИПР и государственным контрактом Номер от 5 апреля 2021 года, заключенную стороной, не наделенной правом на осуществление деятельности, предусмотренной условиями ИПР и государственного контракта Номер .

Истец Шелепин В.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель ответчика ГУ – Пензенского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Деркина Г.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, до объявления в судебном заседании перерыва представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Мысяков А.К., действующий на основании доверенности, исковые требования Шелепина В.А. считал необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика ООО «Интра» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В ст. 173 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении.

В соответствии со ст. 173.1 ГК РФ сделка, совершенная без согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, необходимость получения которого предусмотрена законом, является оспоримой, если из закона не следует, что она ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Она может быть признана недействительной по иску такого лица или иных лиц, указанных в законе.

Законом или в предусмотренных им случаях соглашением с лицом, согласие которого необходимо на совершение сделки, могут быть установлены иные последствия отсутствия необходимого согласия на совершение сделки, чем ее недействительность.

Поскольку законом не установлено иное, оспоримая сделка, совершенная без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, может быть признана недействительной, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии на момент совершения сделки необходимого согласия такого лица или такого органа.

Лицо, давшее необходимое в силу закона согласие на совершение оспоримой сделки, не вправе оспаривать ее по основанию, о котором это лицо знало или должно было знать в момент выражения согласия.

Согласно ч. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст. 9 Закона № 181-ФЗ предусмотрено, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Согласно ст. 10 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

В силу ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов в том числе являются протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, в реабилитационные мероприятия включены протезирование и ортезирование, в число технических средств реабилитации - протезы и ортезы.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В судебном заседании установлено, что Шелепин В.А., Дата года рождения, является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно (дата установления инвалидности 1 января 2018 года).

В соответствии с заявлением Шелепина В.А. и рекомендациями в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида от 22 января 2018 года № 75.3.58/2018 Шелепин В.А. состоял на учете в ГУ – Пензенском региональном отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по обеспечению протезом бедра модульным в количестве 2 штук. Сроки проведения реабилитационных мероприятий в индивидуальной программе реабилитации и абилитации были установлены с 1 января 2018 года – бессрочно.

В соответствии с ч. ч. 3 и 7 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупкой товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд признается совокупность действия, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

11 марта 2021 года ГУ – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчиком) опубликовано извещение Номер о проведении электронного аукциона на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами бедра модульными, в том числе при врожденном недоразвитии в форме электронного аукциона, по итогам которого с победителем – ООО «Интра» (исполнителем) заключен государственный контракт от 5 апреля 2021 года № 036 (идентификационный код закупки: Номер ) (далее – государственный контракт). Шелепин А.В. стороной государственного контракта не являлся.

Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона содержала, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного закона.

В соответствии с п.п. 2.1, 4.1.1 и 8.2 государственного контракта исполнитель принял на себя обязательство в срок не позднее 1 сентября 2021 года выполнить работы по обеспечению инвалида (получателя) протезами бедра модульными в том числе при врожденном недоразвитии (изделия), предусмотренные техническим заданием, а заказчик обязуется оплатить выполненные работы.

Цена контракта составляет 779 286 рублей 34 копейки (п. 3.1 контракта).

ГУ – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Шелепину В.А. были выданы направления Номер и Номер от Дата на получение либо изготовление протезов бедра модульных в ООО «Интра».

24 июня 2021 года ГУ – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес ООО «Интра» было направлено письмо о предоставлении информации о ходе выполнения работ по обеспечению инвалида Шелепина В.А. протезами бедра модульными, в том числе при врожденном недоразвитии, напомнив, что согласно п. 4.1.1 государственного контракта срок выполнения работ не может превышать 60 календарных дней с даты получения реестра получателей от 5 апреля 2021 года Номер .

Из ответа ООО «Интра» от 8 июля 2021 года № 169, адресованного ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, следует, что с пациентом Шелепином В.А. ООО «Интра» связывалось 12 апреля 2021 года с целью пригласить в г. Владимир для протезирования. Пациент категорически отказался приезжать, сославшись на необходимость находиться в условиях круглосуточного медицинского стационара.

Согласно ответа ООО «Интра» от 11 августа 2021 года № 217, адресованного ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, ООО «Интра» неоднократно связывалось с Шелепиным В.А. с целью начать протезирование, пациент на контакт не идет, хочет протезироваться там, где получал протезы ранее. Пациенту предлагалось одноместное размещение, от чего он отказался, далее предлагался дневной стационар, от которого пациент также отказался.

Из ответа ООО «Интра» от 18 августа 2021 года №238, направленного ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, также следует, что ООО «Интра» неоднократно связывались с Шелепиным В.А. с целью пригласить на протезирование. Со стороны пациента было получено негативное отношение и требование предоставить гарантийные письма об изготовлении протеза, что не предусмотрено государственным контрактом.

7 сентября 2021 года ООО «Интра» был составлен акт № 269 о невозможности изготовления протезно-ортопедического изделия ООО «Интра», подписанный генеральным директором ООО «Интра», руководителем направления протезирования с привлечением двух независимых свидетелей из которого следует, что Шелепин В.А. не дал согласия протезироваться у исполнителя, ссылаясь на непонятные причины, запрашивая внутреннюю документацию компании, а также требуя написать гарантийные письма о протезировании. К акту приложены записи телефонных разговоров.

На основании представленного ООО «Интра» акта от 7 сентября 2021 года № 269 государственный контракт от 5 апреля 2021 года №036 был расторгнут, что подтверждается соглашением о расторжении № 484 от 30 сентября 2021 года, заключенным между ГУ – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и ООО «Интра».

Из прослушанных в судебном заседании аудиозаписей разговора между Шелепиным А.В. и представителем ООО «Интра» следует, что истец фактически выражал несогласие приезжать в ООО «Интра» с целью протезирования.

Таким образом, судом не было установлено обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 168, 173, 173.1 ГК РФ, влекущих недействительность государственного контракта от 5 апреля 2021 года № 036, заключенного Государственным учреждением – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и ООО «Интра».

Доказательств того, что государственный контракт от 5 апреля 2021 года № 036, нарушает требования закона или иного правового акта, посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (в том числе Шелепина В.А.), не имеется.

Отсутствуют и доказательства того, что государственный контракт № 036 заключен Государственным учреждением – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ и ООО «Интра» в противоречии с целями их деятельности.

Кроме того, ссылка Шелепина В.А. на положения ст. 173 ГК РФ несостоятельна, так как он не является лицом в смысле ст. 173 ГК РФ, согласие которого было бы необходимо для совершения сделки.

При этом, доводы Шелепина В.А. о том, что раздел индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида «Мероприятия медицинской реабилитации» вменяет сторонам контракта оказание ему услуг медицинской реабилитации – восстановительной терапии, ортезирования и протезирования, которые в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 323 «Об основах охраны здоровья в РФ» являются разновидностью высокотехнологичной специализированной медицинской помощью, подлежащей в соответствии с п. 46 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов экономической деятельности» обязательному лицензированию, суд считает надуманными.

Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов экономической деятельности» признан утратившим силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов экономической деятельности», которым регулировалось лицензирование деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан.

Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года № 635 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 4 июня 2006 года №647 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан».

Таким образом, при осуществлении закупки Государственным учреждением – Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в документации об электронном аукционе не устанавливалось требование о предоставлении документа, подтверждающего наличие у участника закупки лицензии.

Требование истца Шелепина В.А. к ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России о признании сделки недействительной является необоснованным и неподлежащим удовлетворению, поскольку указанный ответчик не являлся стороной государственного контракта № 036 от 5 апреля 2021 года.

Учитывая изложенное, иск Шелепина В.А. к ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России, ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО «Интра» о признании сделки недействительной удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Шелепина В.А. к ФКУ «ГБ МСЭ по Пензенской области» Минтруда России, ГУ – Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации и ООО «Интра» о признании сделки недействительной оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 марта 2022 года.

Судья                                                А.В. Лидин

2-572/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шелепин Владимир Александрович
Ответчики
ООО Интра
ГУ Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пензенской области Министерства труда и социальной защиты РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Лидин Андрей Валерьевич
Дело на странице суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
18.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее