Судья Нагибина Е.Л. Дело № 12-198/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 27 июня 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу Гасанова О.Г.Г. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2018 года,
установил:
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.04.2018 Гасанов О.Г-Г., являющийся директором ООО "Ухтагеосервис" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением судьи, Гасанов О.Г-Г. обратился через Сыктывкарский городской суд с жалобой в Верховный Суд Республики Коми, в которой просит постановление судьи отменить как незаконное, поскольку он дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение, указывая на то, что 07.11.2017 постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07.11.2017 производство по делу было прекращено.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Статьей 58 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Для природных территорий, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение установлен режим особой охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Согласно части 5 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Статьей 24 Закона об особо охраняемых природных территориях определено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Постановлением Правительства Республики Коми от 01 сентября 2009 года № 256 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Коми об особо охраняемых природных территориях республиканского значения, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Ухта" утверждено Положением о государственном природном заказнике республиканского значения "Белая Кедва".
В соответствии с указанным Положением, государственный природный заказник республиканского значения "Белая Кедва" учрежден постановлением Совета Министров Коми АССР от 29 марта 1984 года № 90 "О ходе выполнения постановлений Совета Министров Коми АССР по вопросам охраны редких растений и животных и о дополнительном объявлении заказников и памятников природы". Заказник имеет комплексный профиль. Заказник создан с целью сохранения и изучения уникальных природных ландшафтов Среднего Тимана. Охраняются карстовые формы рельефа, лиственничные и еловые леса эталонного типа, места обитания комплекса эндемичных растений северотаежной фауны с редкими видами, занесенными в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Коми. На территории заказника запрещается деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред природным комплексам или их компонентам, в том числе: повреждение почвенного покрова, мха и лишайников; повреждение древесно-кустарниковой растительности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении рейдового задания 13.07.2017 на территории государственного природного заказника республиканского значения "Белая Кедва" в 162 квартале Ухтинского лесничества обнаружен факт повреждения почвенного покрова, повреждения растительности, вызванные проездом тяжелой механизированной техники по территории заказника и производством технологических отвалов грунта с существующей дороги. Проезд тяжелой механизированной техники осуществляется в целях доставки необходимой техники и оборудования к производственной площадке, расположенной на ручье Кыввож. На данной площадке ведутся работы по разработке котлована. Работы производятся тремя бульдозерами и одним экскаватором. Данная техника передвигалась к указанной производственной площадке непосредственно по территории заказника, что вызвало нарушение почвенного покрова и повреждение растительности.
Также установлено, что 21.04.2017 между ООО "Ухтагеосервис" (Заказчик) и ООО "Югразолото" (Исполнитель) заключен договор подряда <Номер обезличен> о выполнении подрядных работ на лицензионной территории Кыввожского и Среднекыввожского месторождений в Ухтинском районе.
В соответствии с пунктом 4.1.4 указанного Договора Заказчик работ обязан оформить разрешения в уполномоченных органах необходимые для проезда транспорта и техники по особо охраняемым природным территориям, и осуществлять связанные с этим платежи.
Директором ООО "Ухтагеосервис" в соответствии с приказом <Номер обезличен> от 25.05.2017 является Гасанов О.Г-Г., который как должностное лицо является ответственным за охрану окружающей среды при производстве добыточных работ на участках Средний Кыввож и Кыввож.
Из протокола опроса генерального директора "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г. следует, что работы на Кыввожском месторождении проводит ООО "Югразолото" по договору подряда по разработке котлована. Всю находящуюся на участке технику сотрудники ООО "Югразолото" загнали своим ходом из точки базирования на Среднекыввожском месторождении. Ему и подрядчику было известно, что дорога от Среднекыввожского месторождения до Кыввожского месторождения проходит частично по территории заказника "Белая Кедва". В связи с затяжной весной 2017 года и плохими погодными условиями дорога в 2017 году была затоплена водой, в связи с чем, им пришлось сделать технологические срезы грунта с дороги для того, что бы с нее быстрее ушла вода и могла пройти к месторождению техника.
Судья, установив факт бездействия должностного лица директора "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г., ответственного за охрану окружающей среды, в том числе по договору подряда <Номер обезличен> от 21.04.2017, заключенному между ООО "Югразолото" и ООО "Ухтагеосервис", выразившегося в повреждении почвенного покрова, повреждения древесно-кустарниковой растительности на территории природного заказника республиканского значения "Белая Кедва", допущенного в результате проезда техники и транспорта при осуществлении работ по указанному договору подряда, без получения на то соответствующего разрешения, обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях данного должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт совершения должностным лицом Гасановым О.Г-Г. вменяемого административного правонарушения.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей городского суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Доводы жалобы о том, что Гасанов О.Г-Г. дважды привлечен к административной ответственности, отклоняются как не состоятельные, поскольку опровергаются материалами дела.
Согласно п. 7 ст. 24. 5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12.09.2017 в отношении должностного лица ООО "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г. по статье 8.39 КоАП РФ со всеми материалами дела об административном правонарушении были переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 5-3375/2017 постановлением судьи Сыктывкарского городского суда 07.11.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г., прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного правонарушения.
Однако, решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 12.01.2018 названное постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми, отменено, материалы дела направлены на новое рассмотрение в тот же суд.
В связи с этим 19.01.2018 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г., вновь принято к производству Сыктывкарского городского суда и назначено к новому рассмотрению.
По результатам нового рассмотрения дела об административном правонарушении № 5-354/2018, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Ухтагеосервис" Гасанова О.Г-Г., судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми вынесено постановление от 23.04.2018, которое является предметом рассмотрения настоящей жалобы.
При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что Гасанов О.Г-Г дважды привлечен к административной ответственности за одно и тоже правонарушение не имеется, поскольку вынесенное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении было признано незаконным и отменено.
Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статьей 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом указанных обстоятельств постановление судьи является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу Гасанова О.Г-Г.- без удовлетворения.
Судья .
.