Мировой судья: Мыльникова Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 сентября 2015 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Горбачевой Ю.В., с участием истца Прошина Е.И., представителя третьего лица ПАО «Т Плюс» - Павловой Т.В. (по доверенности) рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Прошина Е.И. на решение мирового судьи судебного участка № 106 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области от 26.05.2015 г. по гражданскому делу № 11-78/2015 г. по иску Прошина Е.И. к ООО «Департамент ЖКХ» о взыскании стоимости не переданного объеме тепловой энергии и предъявленного к оплате за отопление в 2012 г., 2013 г. и 2014 г. и ведении коммерческого учета коммунальных ресурсов,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Прошин Е.И. обратилась к мировому судье с иском к ответчику ООО «Департамент ЖКХ» о взыскании стоимости не переданного объема тепловой энергии и предъявленного к оплате за отопление в 2012 г., 2013 г. и 2014 г., ведении коммерческого учета коммунальных ресурсов, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Решением мирового судьи от 26.05.2015 г. в удовлетворении исковых требованиях отказано.
15.07.2015 года, указанное гражданское дело поступило в адрес Комсомольского районного суда г. Тольятти с апелляционной жалобой истца Прошина Е.И. на решение мирового судьи.
Истец Прошин Е.И. в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, и пояснил суду, что решение мирового судьи Мыльниковой Н.В неправильное и подлежит отмене по следующим основаниям: мировой судья неправильно применил нормы материального права, неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, выводы мирового судьи, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, а именно: в решении указал на то, что в судебном заседании истец не представил доказательств того, что действия ответчика ООО «Департамент ЖКХ» являются незаконными. Он в материалы настоящего дела представил следующие доказательства: - копию договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ...., копии квитанций на оплату жилищно - коммунальных услуг за расчётные периоды 2012 – 2014 г.г. о теплопотреблении объекта по .... за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г., информация о потребляемых объёмах коммунальных ресурсов по м ОДПУ (общедомовых приборов учёта) в 2014 г., объем тепловой по жилому дому по .... по договору № ... за 2014 год, отчеты о суточных значениях показаний приборов учета тепловой энергии по отоплению за расчетные периоды 2014 года, которые подтверждают незаконность действий ООО «Департамент ЖКХ», а именно: не исполнение ответчиком условий пункта 5.3. договора на управление многоквартирным домом № ... по .... от 2008 г., согласно которому размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных по показаниям приборов учёта, за исключением случаев, установленных п.3.15. настоящего договора.
Ответчик рассчитывал размер платы за отопление и предъявлял к оплате истцу (и остальным собственникам помещений в доме) не по показаниям приборов учета, установленным и введённым в эксплуатацию в МКД. Мировой судья не применил закон, подлежащий применению, а именно: ст.309 Гражданского кодекса РФ, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных актов. Ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ, согласно которой Договор считается иным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Мировой судья неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела в части применения для расчета с истцом стоимости 1 Гкал тепловой энергии в 2012 г. в размерах, утвержденных приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 25.11.2011 г. № 152. Просил суд отменить решение мирового судьи полностью.
Представитель ответчика ООО «Департамент ЖКХ», представитель третьего лица Западного управления Государственной Жилищной Инспекции по Самарской области, представитель третьего лица ООО Волжские коммунальные системы» в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещались заблаговременно и надлежащим образом, уважительной причины неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица ПАО «Т Плюс» в судебном заседании апелляционную жалобу не поддержала, просила в удовлетворении ее отказать и решение мирового судьи оставить без изменения.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит решение мирового судьи от 26.05.2015 года законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца не обоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что 11.12.2008 г. между ООО «Департамент ЖКХ» и собственниками помещения многоквартирного дома № ... по .... был заключен договор на управление многоквартирным домом, согласно которому Управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению и электроснабжению.
Истец Прошин Е.И. является собственником квартиры №... в доме №... ...., на основании договора купли-продажи ... и просил суд взыскать с ответчика ООО «Департамент ЖКХ» за излишне предъявленный к оплате объем тепловой энергии по отоплению за 2012 г.размере ... рублей, за 2013 г. - ... рублей, мотивируя свои требования тем, что при расчете платы за отопление ответчик должен был руководствоваться постановлением мэра г.о. Тольятти от 27.02.2012 г. № 545-п/1 и на 2013 год постановлением мэрии г.о. Тольятти 06.03.2013 г. № 686-п/1, с применением формулы 3 Приложения № 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства от 06.05.2011 г. № 354.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ. Исходя из положений ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в ceбя: плату за отопление (теплоснабжение), горячее водоснабжение.
В соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012 г. №207 «О порядке расчета размера платы коммунальные услуги по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области (в ред. Приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.12.2014 N 635), определено: Применять при расчете платы граждан коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области по состоянию на 30 июня 2012 года. Настоящий Приказ действует до 01.07.2016г., при этом уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области вправе до истечения действия настоящего Приказа принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области до истечения срока действия вышеприведенного Приказа, решение о применении порядка расчета размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению, по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», не принималось и обратного в ходе рассмотрения дела не установлено.
Из письма Мэрии г.о.Тольятти от 11.03.2014 г. следует, что согласно долгосрочной целевой программе «Поэтапный переход на отпуск коммунальных ресурсов потребителямв соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах г.о.Тольятти на 2009-2015 годы», в декабре 2012 г. были установлены и сданы в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды в доме №... по улице ..... По информации ООО «Департамент "ЖКХ», в связи с замечаниями ресурсоснабжающей организации, общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды, в январе 2013 г., были сняты с коммерческого учета. Повторный допуск в эксплуатацию узлов учета, после устранения замечаний, был произведен силами управляющей компании ООО «Департамент ЖКХ» 30.12.2013 г.
Суд не принимает доводы истца о том, что мэрия г.о.Тольятти не может располагать теми сведениями которые она указала в своем письме. Как следует из телефонограммы от 09.09.2015г., полученной от главного специалиста отдела инженерной инфраструктуры Департамента городского хозяйства мэрии г.о.Тольятти П. финансирование общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в доме №... по .... производилось из средств областного бюджета и частично из местного бюджета. В целях контроля за исполнением, им предоставлялись копии актов ввода таких приборов в эксплуатацию. Таким образом, как финансирующий и контролирующий орган, мэрия г.о.Тольятти должна была и располагала вышеуказанными сведениями.
При таких обстоятельствах мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в 2012г.-2013 г. общедомовой прибор учета расходов тепловой энергии в доме №... по .... не работал. На основании указанного выше приказа Управляющая компания начисляла жителям многоквартирного дома №... по .... и в частности истцу плату за отопление за 2012-2013 г. в соответствии с Правилами, предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действующие в муниципальных образованиях Самарской области.
Согласно п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (P.o.i = Si * Nt * Tt) (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Где Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м), Nt -норматив потребления тепловой энергии на отопление |Гкал/кв. м), Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Ткал).
В соответствии с п.2 Постановления мэрии г.о.Тольятти от 24.01.2011 г. №145-п/1, в случае превышения предельного индекса роста платежей граждан за коммунальные услуги в целях приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с предельными индексами ввести ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услуги по отоплению, установив его в размере 895,5 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС), ООО «Департамент ЖКХ» производил начисление платежей по отоплению в период с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г. исходя из тарифа 895,5 руб. за 1 Гкал.
В соответствии с приказом от 25.11.2011 №152 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области, ответчиком производилось начисление платежей по отоплению в период с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. исходя из тарифа 1298 руб./Гкал. и с 01.09.2012 г. до очередного периода регулирования исходя из тарифа 1368,8 руб./Гкал.
В соответствии с приказом от 22.11.2012 №336 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области», ответчиком правильно производилось начисление платежей по отоплению в период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. исходя из тарифа 1368,8 руб./Гкал.
Постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 28.06.2013 г. №2132-п/1 «О плате граждан г.о.Тольятти за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 г., при начислении граждан за коммунальные услуги по отоплению, установлена расчетная величина тарифа в размере 1100,94 руб./Гкал.
Таким образом, мировой судья правомерно пришел к выводу, что ООО «Департамент ЖКХ» в периоды 2012-2013 годы расчет платы за поставленную истцу тепловую энергию был произведен верно, в связи с чем исковые требования Прошина Е.И. о взыскании с ответчика ООО «Департамент ЖКХ» за излишне предъявленный к оплате объем тепловой энергии отоплению за 2012 г. в размере ... рублей, за 2013 г. - ... рублей, удовлетворению не подлежат.
Довод истца о том, что при расчете платы за отопление ответчик должен руководствоваться постановлением мэрии г.о. Тольятти от 27.02.2012 г. № 545-п/1 введении на 2012 г. ограничений на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан за услугу по отоплению», мировой судья правомерно признал несостоятельным, по следуют основаниям.
В соответствии с п.З постановления мэрии г.о. Тольятти от 27.02.2012 г. № 545-п/1 данное постановление вступает в силу с момента опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 г.
Под официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового понимается первое помещение полного текста муниципального правового акта с пометкой «официальное опубликование» в специальном печатном средстве массовой информации признанном мэром официальным источником опубликования.
Распоряжением мэра г.Тольятти от 06.05.2003 г. №1081-1/р «О печатном органе официального опубликования нормативно-правовых актов, а также иных официальных документов органов местного самоуправления г.Тольятти», (действовавшего на 2012 г. определен печатный орган официального опубликования нормативно-правовых акт органов местного самоуправления г.Тольятти - муниципальная газета «Городские ведомости», издательством и редакцией которого является Муниципальное Бюджетное Учреждение «Новости Тольятти».
Согласно сообщению директора МБУ «Новости Тольятти» от 26.05.2015 г. постановление мэрии г.о. Тольятти от 27.02.2012 г. № 545-п/1 «О введении на 201 ограничения на тариф по тепловой энергии, применяемый для расчета платы граждан услугу по отоплению», опубликовано не было. Таким образом названное постановление мэрии, на которое ссылается истец не вступило в законную силу и не могло применяться ответчиком для начисления платежей по отоплению.
Согласно письма Мэрии г.о.Тольятти (том 1 л.д. 34) 30.12.2013 г. в многоквартирном доме №... по .... был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии, указанные обстоятельства также подтверждаются актом ООО «Волжские коммунальные системы». В исковых требованиях истец просил взыскать с ответчика излишне предъявленных к оплате и оплаченный объем тепловой энергии по отоплению в 2014 г. в размере ... рублей ... копейки, данные исковые требования Прошина Е.И. не подлежат удовлетворению следующим основаниям.
Как уже установлено судом, в соответствии с Приказом Министерства энергетик; жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.09.2012г. №207 «О поре расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области» (в ред. Приказа министерства энергетики и жилищного коммунального хозяйства Самарской области от 30.12.2014 N 635), определено применять при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размер, платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 3 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборам учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии пунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, То есть расчет должен изводиться по формуле: Po.i = Si * Vt * Tt, где Si - общая площадь жилого помещения квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м), Vt -среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год Гкал/кв.м.,) Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). В случае отсутствия сведений объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 (P.o.i = Si * Nt * Tt).
Поскольку в 2013 г. общедомовой прибор учета тепловой энергии не работал, управляющая организация в 2014 г. верно производила расчет тепловой энергии по формуле в виду отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший 2013 г. И в соответствии с Правилами должна произвести корректировку размера платы за отопление один раз в год в 2015 г.
Также в исковом заявлении Прошин Е.И. просил признать обязанностью ООО «Департемант ЖКХ» выставлять к оплате в квитанциях по жилищно-коммунальным услугам объем и стоимость тепловой энергии, потребляемый (поставляемый) по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Управляющая компания обязана производить корректировку размера платы за отопление 1 раз в год (п.21 Правил). Выставлять к оплате в квитанциях по жилищно-коммунальным слугам объем и стоимость тепловой энергии, потребляемый (поставляемый) по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, указанными правилами не предусмотрено.
Пунктом 53 Правил «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями.
Как было установлено в судебном заседании мировым судьей на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: ...., от 15.09.2013г. принято решение п.8. Выбрать ООО «Департамент ЖКХ» - управляющей организацией по управлению общим имуществом многоквартирного дома, а также п. 17. Управляющей организации ООО «Департамент ЖКХ» в 2013-2014 г.г. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме №... по .... и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, и включить расходы на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета и узлов управления и регулирования потребления ресурсов в плату за капитальный ремонт жилого помещения.
Ответчиком полностью исполнен пункт 17 принятого решения, в 2013 г. произведена установка и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме №... по .... и узлов управления и регулирования потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, и включить расходы на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета и управления и регулирования потребления ресурсов в плату за капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии со ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет в определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Вопрос о более частой в течение года периодичности проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению не рассматривался, решения данному вопросу не принималось, также не рассматривался вопрос о переходе расчета оплаты в доме №... по ...., за отопление по фактически потребленному количеству. Таким образом, срок исполнения ответчиком обязательства о проведении корректировки не истек.
Согласно статье 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавце уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателе импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя взыскание судом с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке в удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку в судебном заседании истцом не представлено доказательств того, что действия ответчика ООО «Департамент ЖКХ» являются незаконными, то не подлежит взысканию в пользу истца с ответчика компенсация морального вреда и штраф, и при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи судебного участка № 106 Комсомольского судебного района Самарской области от 26.05.2015 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Прошина Е.И. без удовлетворения, поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении указанного дела по существу, мировым судьей не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 106 Комсомольского судебного района Самарской области от 26.05.2015 года по гражданскому делу № 11-78/2015 г. по иску Прошина Е.И. к ООО «Департамент ЖКХ» о взыскании стоимости не переданного объеме тепловой энергии и предъявленного к оплате за отопление в 2012 г., 2013 г. и 2014 г., ведении коммерческого учета коммунальных ресурсов, взыскании компенсации морального вреда и штрафа - оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Прошина Е.И. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его оглашения.
Судья Л.А. Емельяненко