Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7615/2021 ~ М-6326/2021 от 09.09.2021

Дело № 2 – 7615/2021(21) УИД 66RS0004-01-2021-010105-12

Мотивированное решение изготовлено 30.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург «23» декабря 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Блиновой Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Широковой М.А., секретарем судебного заседания Трофименко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Супоросова С. Ю. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» о признании права на регистрацию в службе занятости без применения электронных информационных систем, взыскании упущенной выгоды, обращении решения к немедленному исполнению, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

истец Супоросов С.Ю. предъявил к ответчику Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» (далее по тексту - ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ») иск о признании права на регистрацию в службе занятости без применения электронных информационных систем, взыскании упущенной выгоды – 14 710 рублей 80 копеек, обращении решения к немедленному исполнению.

В обоснование иска указано, что <//> истец был снят с учета в качестве безработного в связи с самостоятельным поиском работы. При новом обращении с письменным заявлением о постановке на учет в качестве безработного <//> ответчиком был дан отказ, мотивированный тем, что с учетом подпункта «б» пункта 13 Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.07.2021, необходимо предварительно обратиться в МФЦ с целью получения доступа в систему для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и только после этого обратиться к ответчику для постановки на учет. По мнению истца, ответчик учел не все положения данной нормы закона, не принял во внимание отсутствие его согласия на прохождение процедуры регистрации в электронной форме и незаконно отказал в удовлетворении заявления. Своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу убытки в виде упущенной выгоды, то есть дохода, который он получил бы при обычных условиях гражданского оборота.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и просил также взыскать с ответчика понесенные им расходы на уплату государственной пошлины, копирование документов, направление искового материала.

В судебном заседании истец Супоросов С.Ю. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнительных письменных пояснениях, в которых указал, что положения Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ в данном случае не применимы, так как он не имеет обратной силы, следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Такой услуги как содействие сотрудника центра занятости населения в электронной форме, на что ссылается ответчик, в перечне предоставляемых государственных услуг не содержится. Поскольку своего согласия на прохождение процедуры регистрации в электронной форме он не давал, ответчик должен был принять заявление о постановке на учет в качестве безработного в письменном виде и самостоятельно перенести сведения в электронную форму, а сведения, полученные из электронных систем, в письменном виде передать гражданам и работодателям, у которых отсутствует доступ в «Интернет». В случае принятия заявления о постановке на учет в качестве безработного, он имел бы реальную возможность для трудоустройства, в настоящее время является безработным и несет убытки. Кроме того, приказ ответчика от <//> о признании его зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице и приказ от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) не содержат его подписи в подтверждение ознакомления с приказами.

Представитель ответчика ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» Бастракова Ю.Д., действующая по доверенности от <//>, в судебном заседании иск не признала по доводам представленных письменных возражений, в которых указано, что в связи с вступлением в силу с 01.07.2021 Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждане могут обратиться в органы службы занятости за консультацией по вопросам предоставления государственных услуг, а также оказания содействия при подаче заявления в электронной форме. Прием заявлений в письменной форме при личном посещении центра занятости не представляется возможным. В случае подачи электронного заявления об оказании государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, в соответствии с пунктом 5.1. статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» назначение Супоросову С.Ю. пособия по безработице могло быть не раньше чем через 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в качестве безработного, то есть не ранее 06.05.2022. С учетом этого времени возникновения у истца права на получение пособия по безработице, убытков в качестве упущенной выгоды у истца не возникло. В подаче заявления истцу отказано не было, дан письменный ответ об оказании содействия в подаче заявления в электронной форме.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования Супоросова С.Ю. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (часть 1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3).

Российская Федерация в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, так и право на защиту от безработицы и право на социальное обеспечение (статья 34 часть 1; статья 37 части 1 и 3; статья 39 часть 1).

В силу указанных конституционных положений в их взаимосвязи с положениями статей 7 (часть 2), 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания обеспечения такой защиты и механизм ее осуществления, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок предоставления, относится к компетенции законодателя.

В Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных данным законом, является выплата пособия по безработице (абзац второй пункта 1 статьи 28).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7.1 данного Закона к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальной выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 данного Закона: безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).

Согласно пункту 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившего в силу с 01.07.2021 за исключением его отдельных положений, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации»).

Согласно пункту 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», введенному Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ (подпункт «б» пункта 13), граждане и работодатели в целях получения государственных услуг в области содействия занятости населения подают в органы службы занятости заявление и иные сведения в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг (абзац 1).

Граждане и работодатели вправе обратиться в органы службы занятости путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости по вопросам, связанным с получением государственных услуг в области содействия занятости населения (абзац 2).

В органах службы занятости гражданам и работодателям обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме (абзац 4).

В пункте 6 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (подпункт «б» пункта 6 статьи 1) предусмотрено, что при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» органы службы занятости обеспечивают в случае согласия гражданина завершение прохождения гражданином процедуры регистрации в указанной системе.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что <//> Супоросов С.Ю. обратился в ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ» с письменным заявлением об оказании государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заявление написано им собственноручно, предоставив необходимый пакет документов, что соответствовало требованиям пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент обращения с данным заявлением, который предусматривал, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

На основании приказа ГКУ «Екатеринбургский ЦЗ от <//> Супоросов С.Ю. признан зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработным с <//>, ему назначено пособие по безработице в минимальном размере 1725 рублей в месяц на срок три месяца, то есть до <//>.

Приказом от <//> Супоросов С.Ю. был снят с регистрационного учета с <//> в связи с подачей им заявления об отказе от посредничества органов службы занятости.

Как следует из объяснений истца в судебном заседании он действительно обращался с вышеуказанным заявлением, поскольку имел намерение осуществить самостоятельный поиск работы. Однако, <//> он вновь решил обратиться в органы службы занятости, где ему были созданы препятствия в подаче заявления о постановке на учет в качестве безработного, поскольку требовался доступ в систему для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, с чем истец не согласен. Своего согласия на прохождение процедуры регистрации в электронной форме он не давал, поэтому ответчик должен быть принять составленное им в письменном виде заявление о постановке на учет в качестве безработного в соответствии с законодательством и практикой, сложившейся до вступления в законную силу <//> Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Между тем, эти доводы истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1). По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2).

Согласно пункту 5.1 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданину, который снят с учета в качестве безработного в связи с длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, или отказом от посредничества органов службы занятости и который после снятия с учета в органах службы занятости не состоял в трудовых (служебных) отношениях либо не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы или члена крестьянского (фермерского) хозяйства, налогоплательщика налога на профессиональный доход, в случае повторного признания его безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

В ответе на обращение истца от <//> ответчик подробно разъяснил истцу изменения, произошедшие в действующем законодательстве о занятости населения, а именно, введенную в действие с 01.07.2021 норму абзаца 1 пункта 3.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», и предложил обратиться к нему для получения консультации по вопросам, связанным с получением государственных услуг в сфере занятости населения, с заявлением в электронной форме самостоятельно либо при содействии сотрудника центра занятости населения. Также истцу было разъяснено, что с учетом вышеприведенной нормы закона с 01.07.2021 не представляется возможным прием заявления истца в письменном виде при личном посещении центра занятости.

Таким образом, у суда не имеется оснований для вывода о том, что истцу было отказано в предоставлении истцу государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, напротив, ему было предложено подать заявление с соблюдением установленного порядка, в том числе при оказании содействия сотрудника центра занятости населения, если у истца отсутствует возможность самостоятельной подачи заявления в электронной форме.

Действия ответчика соответствуют требованиям законодательства в сфере занятости населения, действующего с 01.07.2021, и в условиях того, что в связи со снятием истца с регистрационного учета правоотношения сторон, возникшие на основании заявления истца от <//>, прекратились, при новом рассмотрении вопроса о признании истца безработным подлежит рассмотрению его новое заявление, которое должно быть подано и оформлено в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ.

То обстоятельство, что представленные представителем ответчика в материалы дела приказ ответчика от <//> о признании его зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице и приказ от <//> о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) не содержат его подписи в подтверждение ознакомления с приказами не свидетельствует о том, что такие приказы не издавались, тем более, что истец подтверждает факт подачи заявлений о принятии и последующем снятии с регистрационного учета, не оспаривает факт получения пособия по безработице. Более того, это не влияет на существо заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Доводы истца о том, что в случае принятия заявления о постановке на учет в качестве безработного, он имел бы реальную возможность для трудоустройства, в настоящее время является безработным и несет убытки, суд находит несостоятельными, поскольку как обоснованно указывает представитель ответчика в силу прямого указания пункта 5.1 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ, в случае повторного признания истца безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода, соответственно, права на получение пособия может возникнуть у истца не ранее 06.05.2022.

При таком положении в удовлетворении требования истца о о признании права на регистрацию в службе занятости без применения электронных информационных систем, взыскании упущенной выгоды следует отказать.

В связи с этим не подлежат удовлетворению и производные требования об обращении решения к немедленному исполнению, взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении иска Супоросова С. Ю. к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Екатеринбургский центр занятости» о признании права на регистрацию в службе занятости без применения электронных информационных систем, взыскании упущенной выгоды, обращении решения к немедленному исполнению, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья (подпись) Копия верна. Судья Ю.А. Блинова

Секретарь:

2-7615/2021 ~ М-6326/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Супоросов Сергей Юрьевич
Ответчики
Государственное казенное учреждение службы занятости населения Екатернбургский центр занятости
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Блинова Юлия Алексеевна (Шперлинг)
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Судебное заседание
30.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее