Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3381/2010 ~ Материалы дела от 02.11.2010

Дело № 2-3381/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 года                                 г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи           Шевляковой И.Б.

при секретаре судебного заседания                                    Карташовой С.П.,

с участием:

представителя истца        Авакян Е.П.,

представителя ответчика - ГУ - Управление

Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску

Ставропольского края       Беглеровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Кондратенко Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о признании права на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периода работы и на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об обязании включить в специальный стаж спорный период и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с момента обращения,

У С Т А Н О В И Л :

Кондратенко Н.В. обратилась в Пятигорский городской суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о признании за ней права на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис» и на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», об обязании ответчика включить в специальный стаж работы спорный период и назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что работает в сфере здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с соответствующим заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее трудовой стаж в учреждениях здравоохранения с учетом льготного исчисления составил 30 лет 1 месяцев 7 дней. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, протокол , ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по указанному основанию, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края не был включен период работы фельдшером-лаборантом в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как наименование учреждения - «Предприятие» Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Списком должностей и учреждений, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1999 года № 1066 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения от 29.10.2002 года № 781, не предусмотрено. При этом включены в специальный стаж периоды ее работы в должности фельдшера-лаборанта Пятигорской городской станции переливания крови с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период включает отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ незаконным, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ она работает в должности фельдшера-лаборанта в одном учреждении - станции переливания крови, деятельность которого подпадает под деятельность учреждений, предусмотренных Списками. Учреждение, в котором она работает, неоднократно переименовывалось: до ДД.ММ.ГГГГ называлось «Пятигорская городская станция переливания крови», с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис», с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис», а с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное унитарное медицинское предприятие «Сангвис», но не меняло направления деятельности.

В судебном заседании полномочный представитель истицы ФИО4 заявленные исковые требования поддержала, указав, что истица более 30 лет проработала фельдшером-лаборантом в учреждении здравоохранения, деятельность которого подпадает под деятельность учреждений, предусмотренных Списками, что и дает основание для назначения ей пенсии на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Невключение периода работы фельдшером-лаборантом в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж истицы приведет к нарушению ее права на досрочную пенсию по старости, гарантированного законодательством. Просила иск удовлетворить, поскольку Кондратенко Н.В. работала в одном учреждении, которое меняло только название.

Полномочный представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края ФИО5 в судебном заседании не согласилась с доводами истицы и ее представителя по следующим основаниям. Подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено право назначения пенсий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002 года № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правилаисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данные Список и Правила конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятия «лечебная деятельность» и «учреждения здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В стаж специальный стаж не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГгодв Государственном медицинском предприятии «Сангвис» в должности «фельдшер-лаборант», так как наименование учреждения - «Предприятие» Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не предусмотрено. Соответственно, при применении Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, Списка 29.10.2002 года N 781 (медики) и Правил от 29.10.2002 года N 781 (медики), стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 11 лет 05 месяцев 22 дня. С учетом изложенного в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Кондратенко Н.В. отказано ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Представитель Государственного унитарного медицинского предприятия «Сангвис», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание, в судебное заседание не явился, не представил сведения о своей неявке. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений.

В подтверждение заявленных требований истицей суду представлены:

- трудовая книжка, в которой содержатся сведения о периоде ее работы с ДД.ММ.ГГГГ (согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ) по день рассмотрения спора в должности фельдшера-лаборанта учреждения, которое неоднократно переименовывалось: до ДД.ММ.ГГГГ называлось Государственное учреждение здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови», с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис» (переименовано согласно Постановлению главы администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис» (в связи с реорганизацией Государственного медицинского предприятия «Сангвис» путем выделения из его состава Ставропольского отделения Государственного медицинского предприятия «Сангвис» и созданием Государственного учреждения здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови» согласно Постановлению губернатора СК от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ), а с ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное унитарное медицинское предприятие «Сангвис» (согласно распоряжению Министерства государственного имущества СК от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ);

- Положение о Пятигорском отделении Государственного медицинского предприятия «Сангвис» от 1993 года, из которого усматривается, что Государственное медицинское предприятие «Сангвис», созданное на основании Постановления главы администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ , являлось государственным предприятием по заготовке и переработке крови и имело отделение в г. Пятигорске, которое в свою очередь являлось правопреемником Государственного учреждения здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови». Предметами деятельности Государственного медицинского предприятия «Сангвис» в Положении указаны: планирование и учет донорских кадров, контроль за правильностью медицинского освидетельствования доноров; пропаганда донорства среди населения, …; медицинское освидетельствование доноров; заготовка донорской крови; изготовление из нее компонентов, препаратов и других диагностических и лекарственных средств …; обеспечение лечебно-профилактических учреждений донорской кровью, компонентами, препаратами; участие в научно-исследовательской работе по получению и внедрению новых лекарственных средств; участие в планировании и проведении специальных мероприятий на территории края; и т.д. Адрес Пятигорского отделения предприятия: <адрес>;

- Устав Государственного унитарного медицинского предприятия «Сангвис» от 2000 года, согласно которому предприятие создано в соответствии с Постановлением главы администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ как Государственное медицинское предприятие «Сангвис» на базе Ставропольское краевой и Пятигорской городской станций переливания крови и переименовано в результате проведенной в соответствии с Постановлением губернатора СК от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Постановление губернатора СК от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по улучшению заготовки, переработки, хранения донорской крови и ее компонентов»» реорганизации Государственного медицинского предприятия «Сангвис» с выделением из его состава Ставропольского отделения и созданием Государственного учреждения здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови». Также из Устава следует, что Государственное унитарное медицинское предприятие «Сангвис» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Ставропольского края, в методической работе подчиняется Государственному учреждению здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови» и осуществляет заготовку донорской крови и переработку ее на компоненты; предметами деятельности являются: заготовка донорской крови, изготовление из нее компонентов, препаратов и других диагностических и лекарственных средств …; производство параклинических анализов; планирование и учет донорских кадров; пропаганда донорства среди населения; медицинское освидетельствование доноров; обеспечение лечебно-профилактических учреждений донорской кровью, ее компонентами и препаратами; участие в научно-исследовательской работе по получению и внедрению новых лекарственных средств; участие в планировании и проведении специальных мероприятий на территории края; …; оказание медицинских услуг населению и предприятиям; …; обучение медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений по вопросам трансфузиологии. Местонахождение предприятия: <адрес> <адрес>;

- Лицензия <данные изъяты>, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Комитетом по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности при Правительстве СК Государственному медицинскому предприятию «Сангвис» на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес> СК, <адрес>, с приложениями и сертификатами на разрешенные виды деятельности;

- Лицензия Г <данные изъяты>, регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Комитетом СК по лицензированию отдельных видов деятельности Государственному унитарному медицинскому предприятию «Сангвис» на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес>, с приложением;

- Лицензия серии <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Государственному унитарному медицинскому предприятию «Сангвис» на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес> СК, <адрес>, с приложением;

- Должностные инструкции фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории Государственного унитарного медицинского предприятия «Сангвис» от 2002 и 2007 годов, из содержания которых следует, что в обязанности фельдшера-лаборанта входит: выполнение исследований по разделу, определенному заведующим лабораторией в соответствии с квалификационными требованиями и установленными нормами нагрузки: подготовка для работы реактивов, химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов; регистрация поступившего в лабораторию биологического материала для исследования, проведения его обработки и подготовки к исследованию; проведение взятия крови из пальца для производства лабораторных исследований и т.д.;

- Справка-паспорт о деятельности Государственного унитарного медицинского предприятия «Сангвис» от 2002 года, согласно которой данное предприятие является краевым лечебно-профилактическим учреждением, находящимся в административном подчинении Министерства здравоохранения СК и Государственного учреждения здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови», имеет структурные подразделения, в том числе и <адрес>;

- Сведения о прохождении Кондратенко Н.В. повышения квалификации от 1994 года;

- ФИО7 регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ на имя Кондратенко Н.В. о сдаче квалификационного экзамена по специальности лабораторная диагностика;

- Сведения о прохождении Кондратенко Н.В. повышения квалификации от 1998 года;

- Удостоверение на имя Кондратенко Н.В. о присвоении высшей квалификационной категории по специальности лабораторная диагностика;

- Выписка из приказа Министерства здравоохранения СК от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении Кондратенко Н.В. квалификационной категории по специальности лабораторная диагностика;

- ФИО7 регистрационный номер 1695 от ДД.ММ.ГГГГ на имя Кондратенко Н.В. о сдаче квалификационного экзамена по специальности лабораторная диагностика;

- Сведения Кондратенко Н.В. повышения квалификации от 2003 года;

- Выписка из приказа Министерства здравоохранения СК от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении Кондратенко Н.В. квалификационной категории по специальности лабораторная диагностика;

- Свидетельство о прохождении Кондратенко Н.В. повышения квалификации от 2009 года;

- ФИО7 , регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ на имя Кондратенко Н.В. о сдаче квалификационного экзамена по специальности лабораторная диагностика.

Ответчиком для обозрения суду представлено подлинное пенсионное дело Кондратенко Н.В.

Заслушав представителя истца, полномочного представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, подлинное пенсионное дело Кондратенко Н.В., оценив представленные доказательства с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, как каждое в отдельности, так и в совокупности, суд считает, что в условиях состязательного процесса истец доказал законность своих требований в части.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Закрепляя в Федеральном законе от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Соответствующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, согласно которому в список должностей среднего медицинского персонала включена должность фельдшера-лаборанта, а в список учреждений станции переливания крови.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» регулировались отношения до 01.11.1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью» регулировались отношения за период с 01.11.1999 года по 12.11.2002 года.

Как усматривается из материалов дела и объяснений сторон, истица с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения спора работает в должности фельдшера-лаборанта в учреждении - станции переливания крови. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края с заявлением о назначении льготной пенсии, приложив необходимый пакет документов. Согласно протоколу решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Кондратенко Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края, рассмотрев заявление истицы от ДД.ММ.ГГГГ о назначении льготной пенсии с приложенными документами, не приняло к зачету в стаж для назначения досрочной пенсии период ее работы фельдшером-лаборантом в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в указанный период «Сангвис» по своей организационно-правовой форме не являлся учреждением и на него не распространяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, утвердившее Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края не принят к зачету период отпуска по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, против чего истица не возражает. При этом включены в специальный стаж периоды ее работы в должности фельдшера-лаборанта Государственного учреждения здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данный период включает отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства суд считает установленными и подтвержденными надлежащими письменными доказательствами.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 09.06.1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют организации здравоохранения, являющиеся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. В учредительных документах таких организаций заготовка, переработка, хранение донорской крови и ее компонентов должны быть указаны в качестве основной деятельности. Такими организациями являются станции переливания крови (СПК).

Из представленных суду доказательств следует, что организационно-правовая форма деятельности учреждения «Сангвис» неоднократно менялась: до ДД.ММ.ГГГГ оно именовалось Государственное учреждение здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови» (соответствующий период работы на ней был засчитан истице в специальный стаж); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис», которое было образовано на базе Государственных учреждений здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови» и «Пятигорская городская станция переливания крови» в соответствии с Постановлением главы администрации СК от ДД.ММ.ГГГГ и на основании приказа пар. 1 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - «Государственное медицинское предприятие «Сангвис» (в связи с реорганизацией Государственного медицинского предприятия «Сангвис» путем выделения из его состава Ставропольского отделения Государственного медицинского предприятия «Сангвис» и созданием Государственного учреждения здравоохранения «Ставропольская краевая станция переливания крови» согласно Постановлению губернатора СК от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ); а с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения спора оно в соответствии с распоряжением Министерства государственного имущества СК от ДД.ММ.ГГГГ и на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано как Государственное унитарное медицинское предприятие «Сангвис». Однако, на протяжении всего этого времени основной целью деятельности «Сангвиса» являлось - судя по содержанию его уставов - создание условий для наиболее полного обеспечения лечебно-профилактических учреждений кровью, ее препаратами и компонентами, а предметом деятельности - пропаганда донорства среди населения, комплектование и учет донорских кадров, медицинское освидетельствование доноров, заготовка донорской крови, производство лекарственных средств из крови, обеспечение лечебно-профилактических учреждений донорской кровью, ее компонентами и препаратами, оказание медицинских услуг населению и предприятиям и т.п. Следовательно, и после 1992 года «Сангвис», несмотря на изменения организационно-правовых форм и наименований, выполнял все функции станции переливания крови; об этом же свидетельствует и характер трудовых функций, возложенных в указанный период на истицу.

При таких обстоятельствах, суд, принимая во внимание, что согласно приведенных выше Списков, спорные периоды работы истицы, не оспариваются ответчиком по должности - фельдшера-лаборанта, однако истица, работает в учреждении, наименование которого не соответствует учреждениям, работа в которых позволяет засчитывать в специальный стаж, считает, что заявленные Кондратенко Н.В. исковые требования, по сути, связаны с установлением тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию. Этому не препятствует и положение пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Суд полагает, что применительно к данному конкретному случаю может быть установлена тождественность выполняемых лечебных и иных функций по охране здоровья населения, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

У суда не имеется оснований сомневаться в объективности и истинности сведений, содержащихся в представленных истицей документах и ее пояснениях, поскольку суду, в условиях состязательности процесса, предусмотренного ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, которые бы опровергли эти сведения, в связи с чем, суд считает установленным, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в лечебно-профилактическом учреждении - станции переливания крови, которое до ДД.ММ.ГГГГ именовалось Государственное учреждение здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови», а с ДД.ММ.ГГГГ - Государственное унитарное медицинское предприятие «Сангвис».

Как уже отмечено выше, в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, в список должностей среднего медицинского персонала включена должность фельдшера-лаборанта, а в список учреждений - станции переливания крови.

Согласно Правилам исчисления стажа, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в лечебный стаж работы как год и шесть месяцев, а Перечнем структурных подразделений предусмотрены станции, к числу которых отнесены: станции скорой медицинской помощи, скорой и неотложной медицинской помощи, переливания крови.

Судом установлено, что истица работала с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта Государственного учреждения здравоохранения «Пятигорская городская станция переливания крови» до утверждения Списка должностей и Правил исчисления стажа и перечня структурных подразделений, кроме того, в указанный период действовал Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утративший силу с 01.01.2002 года. Должностные обязанности истицы за все время работы в должности фельдшера-лаборанта на станции переливания крови не менялись.

Согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года, в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе сохранение и преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления закона в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Из норм данного Закона следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, включены ли в настоящее время в указанный Перечень структурных подразделений те подразделения, в которых проходила их трудовая деятельность по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, если в период их выполнения, в соответствии с ранее действовавшим законодательством они засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую, независимо от возраста, при наличии определенного стажа. Иное толкование положений существующего законодательства противоречило бы их действительному смыслу, создавало бы условия для неравенства граждан при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и повлекло бы неправомерное ограничение права граждан на социальное обеспечение, что запрещено положениями ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Реализуя названные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации, Постановлением от 17.10.2003 года № 70 утвердило Разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения этой работы, с применением подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.05.2001 года и Определении от 05.11.2002 года, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П от 29.01.2004 года при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совмина РФСР от 06.09.1991 года № 464. Данным Постановлением № 464 (п. 2) установлено, что исчисление сроков выслуги лет врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров (без указания их конкретных наименований) следует производить как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев. При этом Списком, утвержденным Постановлением № 464 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.К лечебно-профилактическим относились учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, в том числе станции переливания крови. К среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений относились фельдшеры-лаборанты.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1064 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной работой засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением № 464, а Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом от 03.11.1999 года № 395 (в редакции Приказов Минздрава РФ от 28.02.2000 года № 73) предусмотрено такое учреждение, как «станция переливания крови».

Кроме того, п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что Министерству труда и социального развития РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27 и 28 ФЗ Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Приведенные обстоятельства и доказательства свидетельствуют о том, что должностные обязанности истицы за все время работы в должности фельдшера-лаборанта на станции переливания крови не менялись.

С учетом изложенного, суд считает доводы представителя ответчика опровергнутыми, так как в указанный период реализация пенсионных прав осуществлялась в рамках иных пенсионных законов: Закона СССР от 15.05.1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», поскольку надлежащие письменные доказательства подтверждают, что во время реорганизации учреждения истица работала в качестве фельдшера-лаборанта станции переливания крови, а при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в период до 1993 года в указанный стаж включались все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в выслугу лет при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных данным законодательством.

Суд также считает установленным, что ответчиком неправомерно не был включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период работы Кондратенко Н.В. в должности фельдшера-лаборанта в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а потому приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании права на включение данного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и об обязании ответчика включить этот период в специальный стаж подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости по данному основанию с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ, так как на момент первоначального обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края за указанной пенсией ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, составлял лишь 29 лет 3 месяца и 2 дня, вместо требуемых по закону 30 лет. Отсутствует необходимый стаж и на момент рассмотрения спора.

С учетом приведенных обстоятельств, суд считает подлежащими удовлетворению требования истицы лишь в части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кондратенко Н.В. удовлетворить частично.

Признать за Кондратенко Н.В. право на включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис».

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, период работы Кондратенко Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-лаборанта в Государственном унитарном медицинском предприятии «Сангвис».

В удовлетворении исковых требований Кондратенко Н.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Пятигорску Ставропольского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости по указанному основанию с момента обращения - ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья                                                                                        И.Б. Шевлякова

2-3381/2010 ~ Материалы дела

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кондратенко Наталья Викторовна
Ответчики
ГУ УПФ РФ
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Шевлякова И.Б.
Дело на странице суда
piatigorsky--stv.sudrf.ru
02.11.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2010Передача материалов судье
03.11.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2010Подготовка дела (собеседование)
24.11.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2010Судебное заседание
02.12.2010Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2010Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее