Дело № 2а-1016/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Алексеевой В.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области к Вахтину Евгению Юрьевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №1 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Вахтину Евгению Юрьевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 44 972 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 59 411 руб., а всего 104 383 руб.
В последующем истцом требования были уточнены, с учетом уточнения иска просит взыскать с Вахтина Е.Ю. задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего 81 620,42 руб.
В обоснование, заявленных требований указав, что ответчик является плательщиком земельного, имущественного налогов.
В собственности административного ответчика находится: иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:47, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:48, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:51, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:49, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:50, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>.
Вахтин Е.Ю. также является правообладателем земельных участков, расположенных по адресу: земельный участок 36:25:6945018:85 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 800 м. на севе; земельный участок 36:25:6945018:357 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 320 м. на напр.
Вахтин Е.Ю. обязан был заплатить налог согласно налоговому уведомлению № 40208307 от 11.09.2018 г. в срок до 03.12.2018 г. Расчет налогов приведен в налоговом уведомлении.
В установленный законом срок обязанность по уплате налогов Вахтин Е.Ю. не исполнил в полном объеме, в связи с чем Вахтину Е.Ю. направлено требование об уплате налогов от 13.02.2019 № 4862, однако в установленный срок требование исполнено не было.
МИФНС №1 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вахтина Е.Ю. задолженности по налогам.
21.06.2019 г. определением мирового судьи отменен судебный приказ от 24.05.2019 года о взыскании с Вахтин Е.Ю. задолженности по налогам.
02 июля 2019 г. Вахтиным Е.Ю. частично уплачена сумма в размере 22 762,58 руб. в счет погашения недоимки по земельному налогу с физических лиц по требованию №4862 от 13 февраля 2019 г. (л.д. 4-7, 35-38).
В судебном заседании представитель административного истца - Алексеева В.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, поддержала уточненные исковые требования, просила об их удовлетворении.
Административный ответчик Вахтин Е.Ю.в судебное заседание не явился, согласно поступившим возражениям просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает на то, что требование об уплате налога в его адрес было направлено 13 февраля 2019 г., следовательно, срок на обращение в суд с иском истек в августе 2019 г., в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
С 01.01.2016 г. Законом Воронежской области Законом Воронежской области от 19.06.2015г. № 105-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Воронежской городской Думы от 29.11.2015г. № 52-IV утверждены ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения.
Материалами дела подтверждается и административным ответчиком не оспаривается, что Вахтину Е.Ю. на праве собственности принадлежат: иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:47, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:48, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:51, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:49, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:50, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; земельный участок 36:25:6945018:85 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 800 м. на севе; земельный участок 36:25:6945018:357 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 320 м. на напр.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №40208307 от 11.09.2018 г. об уплате земельного, имущественного налогов, с определением срока уплаты до 03.12.2018 года (л.д.9-10).
По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом ответчику было выставлено требование №4862 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.02.2019 года, согласно которому за Вахтиным Е.Ю. числилась задолженность по земельному налогу в размере 104383,00 руб. Срок исполнения требования до 26.03.2019 г. (л.д.11-12).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 13 февраля 2019 г. было выставлено требование № 4862 об уплате налога на имущество в сумме 44 972 руб., земельного налога в сумме 59 411 руб., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог до 26.03.2019 г.
Из представленного в суд определения мирового судьи от 21 июня 2019 г. (л.д. 8) следует, что МИФНС №1 по Воронежской области обратилась о взыскании указанных сумм с заявлением о вынесении судебного приказа.
24 мая 2019 г. мировым судьей судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Вахтина Е.Ю. в доход бюджета задолженность по налогу.
Срок, установленный ст. 48 НК РФ на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, на обращение в суд с данным иском налоговым органом не пропущен, поскольку требование об уплате налога и пени по состоянию на 13.02.2019 г. указывало срок уплаты до 26.03.2019г., судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 24.05.2019 г.
21 июня 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ от 24.05.2019 года о взыскании с Вахтина Е.Ю. задолженности по недоимки по налогам, пени (л.д.8), в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИФНС №1 по Воронежской области обратилось 16.12.2019 г. (л.д. 4), в связи с чем, утверждение административного ответчика о том, что МИФНС №1 в суд предъявлено административное исковое заявление за пределами шестимесячного срока, является ошибочным.
В настоящее время задолженность по земельному налогу за 2017 год, с учетом частичной уплатой Вахтиным Е.Ю. суммы в размере 22 762,58 руб., составляет 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего в размере 81 620,42 руб., согласно представленному расчету, который проверен судом, является арифметически верным.
Суд принимает представленный истцом расчет исковых требований, который ответчиком не оспорен.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь доказательств уплаты земельного налога, налога на имущество ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате налога своевременно и в полном объеме им исполнена не была.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем, сумма земельного, имущественного налогов в размере 81 620,42 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 2 649 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области - удовлетворить.
Взыскать с Вахтина Евгения Юрьевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего в размере 81 620,42 руб.
Взыскать с Вахтина Евгения Юрьевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, государственную пошлину в доход бюджета в размере 2 649 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2020 г.
Дело № 2а-1016/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием представителя административного истца – Алексеевой В.Е., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области к Вахтину Евгению Юрьевичу о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС №1 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Вахтину Евгению Юрьевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 44 972 руб., земельного налога за 2017 г. в размере 59 411 руб., а всего 104 383 руб.
В последующем истцом требования были уточнены, с учетом уточнения иска просит взыскать с Вахтина Е.Ю. задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего 81 620,42 руб.
В обоснование, заявленных требований указав, что ответчик является плательщиком земельного, имущественного налогов.
В собственности административного ответчика находится: иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:47, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:48, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:51, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:49, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:50, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>.
Вахтин Е.Ю. также является правообладателем земельных участков, расположенных по адресу: земельный участок 36:25:6945018:85 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 800 м. на севе; земельный участок 36:25:6945018:357 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 320 м. на напр.
Вахтин Е.Ю. обязан был заплатить налог согласно налоговому уведомлению № 40208307 от 11.09.2018 г. в срок до 03.12.2018 г. Расчет налогов приведен в налоговом уведомлении.
В установленный законом срок обязанность по уплате налогов Вахтин Е.Ю. не исполнил в полном объеме, в связи с чем Вахтину Е.Ю. направлено требование об уплате налогов от 13.02.2019 № 4862, однако в установленный срок требование исполнено не было.
МИФНС №1 по Воронежской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Вахтина Е.Ю. задолженности по налогам.
21.06.2019 г. определением мирового судьи отменен судебный приказ от 24.05.2019 года о взыскании с Вахтин Е.Ю. задолженности по налогам.
02 июля 2019 г. Вахтиным Е.Ю. частично уплачена сумма в размере 22 762,58 руб. в счет погашения недоимки по земельному налогу с физических лиц по требованию №4862 от 13 февраля 2019 г. (л.д. 4-7, 35-38).
В судебном заседании представитель административного истца - Алексеева В.Е., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, поддержала уточненные исковые требования, просила об их удовлетворении.
Административный ответчик Вахтин Е.Ю.в судебное заседание не явился, согласно поступившим возражениям просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает на то, что требование об уплате налога в его адрес было направлено 13 февраля 2019 г., следовательно, срок на обращение в суд с иском истек в августе 2019 г., в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 ст. 387 НК РФ).
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (ст. 394 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
С 01.01.2016 г. Законом Воронежской области Законом Воронежской области от 19.06.2015г. № 105-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решением Воронежской городской Думы от 29.11.2015г. № 52-IV утверждены ставки налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения.
Материалами дела подтверждается и административным ответчиком не оспаривается, что Вахтину Е.Ю. на праве собственности принадлежат: иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:47, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:48, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:51, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:49, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; иные строения, помещения и сооружения: 36:25:3700004:50, по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>; земельный участок 36:25:6945018:85 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 800 м. на севе; земельный участок 36:25:6945018:357 по адресу: 396034, <адрес>, д. Медовка, <адрес>, в 320 м. на напр.
В силу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 57-58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Таким образом, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога, является вручение плательщику налога соответствующего налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
И ст. 52 НК РФ и ст. 69 НК РФ предусматривают, что налоговое уведомление (требование) может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом налоговое уведомление (требование) считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление №40208307 от 11.09.2018 г. об уплате земельного, имущественного налогов, с определением срока уплаты до 03.12.2018 года (л.д.9-10).
По истечении срока платежа недоимка по налогам в бюджет не поступила.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговым органом ответчику было выставлено требование №4862 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.02.2019 года, согласно которому за Вахтиным Е.Ю. числилась задолженность по земельному налогу в размере 104383,00 руб. Срок исполнения требования до 26.03.2019 г. (л.д.11-12).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, налоговым органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 13 февраля 2019 г. было выставлено требование № 4862 об уплате налога на имущество в сумме 44 972 руб., земельного налога в сумме 59 411 руб., в соответствии с которым ответчик обязан был уплатить налог до 26.03.2019 г.
Из представленного в суд определения мирового судьи от 21 июня 2019 г. (л.д. 8) следует, что МИФНС №1 по Воронежской области обратилась о взыскании указанных сумм с заявлением о вынесении судебного приказа.
24 мая 2019 г. мировым судьей судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесен судебный приказ о взыскании с Вахтина Е.Ю. в доход бюджета задолженность по налогу.
Срок, установленный ст. 48 НК РФ на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа, на обращение в суд с данным иском налоговым органом не пропущен, поскольку требование об уплате налога и пени по состоянию на 13.02.2019 г. указывало срок уплаты до 26.03.2019г., судебный приказ о взыскании вышеуказанной недоимки был вынесен 24.05.2019 г.
21 июня 2019 г. определением мирового судьи судебного участка №11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области отменен судебный приказ от 24.05.2019 года о взыскании с Вахтина Е.Ю. задолженности по недоимки по налогам, пени (л.д.8), в Коминтерновский районный суд г. Воронежа с данным административным иском МИФНС №1 по Воронежской области обратилось 16.12.2019 г. (л.д. 4), в связи с чем, утверждение административного ответчика о том, что МИФНС №1 в суд предъявлено административное исковое заявление за пределами шестимесячного срока, является ошибочным.
В настоящее время задолженность по земельному налогу за 2017 год, с учетом частичной уплатой Вахтиным Е.Ю. суммы в размере 22 762,58 руб., составляет 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего в размере 81 620,42 руб., согласно представленному расчету, который проверен судом, является арифметически верным.
Суд принимает представленный истцом расчет исковых требований, который ответчиком не оспорен.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В свою очередь доказательств уплаты земельного налога, налога на имущество ответчиком в суд не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обязанность по уплате налога своевременно и в полном объеме им исполнена не была.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем, сумма земельного, имущественного налогов в размере 81 620,42 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 2 649 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Воронежской области - удовлетворить.
Взыскать с Вахтина Евгения Юрьевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 36 648,42 рублей, по налогу на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 44 972, 00 руб., а всего в размере 81 620,42 руб.
Взыскать с Вахтина Евгения Юрьевича, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, государственную пошлину в доход бюджета в размере 2 649 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Курындина Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 марта 2020 г.