Дело № 2-1230/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ирбит 25 декабря 2014 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Буньковой Н.А. при секретаре Булановой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ирбитского межрайонного прокурора, действующего в интересах Г., о признании незаконным приказа Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, об отказе в принятии на учет в целях предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда для детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л:
У Г.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец умер ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д.19, 20). Постановлением главы администрации муниципального образования Ирбитского района от ДД.ММ.ГГГГ года его попечителем была назначена бабушка Ф.. ( л.д.21). До настоящего времени Г.. зарегистрирован по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>, а проживает на съемном жилье в <адрес> вместе со своей семьей: супругой и двумя детьми. Своего жилья на условиях социального найма либо собственности ни он, ни члены его семьи не имеют ( л.д.29-33). Приказом начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району ( далее-Управление социальной политики ) от ДД.ММ.ГГГГ года Г.., обратившемуся в Управление социальной политики ДД.ММ.ГГГГ года, было отказано в постановке на учёт для целей предоставления жилых помещений для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области на основании того, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Г. достиг возраста, превышающего установленный законодательством, он не представил доказательств нарушения его прав до 23 лет ( л.д. 15). Ранее Г.. также обращался в Управление социальной политики, не представляя никаких документов, но это также было в ДД.ММ.ГГГГ
Ирбитский межрайонный прокурор, действуя в интересах Г.., обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным Приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ года и поставить Г.., как лицо из числа детей-сирот на очередь в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, указывая на то, что Г.. является юридически безграмотным, в силу чего до 23 лет не знал о возможности встать на учет в целях реализации жилищного права, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сам факт достижения Г. 23 лет являлся основанием для государственного органа признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
В судебном заседании прокурор Швейцаров В.А. поддержал доводы и требования заявления. Дополнительно пояснил, что у стороны заявителя нет доказательств того, что до 23 лет Г. обращался в орган местного самоуправления, который ранее занимался учетом и внеочередным предоставлением жилья детям-сиротам, по этому вопросу.
Заявитель Г. также поддержал доводы и требования заявления и дополнительно пояснил, что после того, как женился в ДД.ММ.ГГГГ, уехал на съемное жилье в г. Ирбит с семьей, чтобы работать в городе. В настоящее время у него двое детей, он продолжает жить уже в другом съемном жилье, работает в СПК «Килачевский». В период ДД.ММ.ГГГГ ему начальник сказал, что ему положено жилье, чтобы добивался этого. Он по этому вопросу обратился устно к сотруднику приемной администрации Ирбитского муниципального образования, который ему сказал, что орган местного самоуправления этим не занимается, он более ни к кому не обращался -ни к юристам, ни в жилотдел, ни к главе администрации. Второй раз решил реализовать своей право в ДД.ММ.ГГГГ, когда познакомился на работе с молодым человеком, ранее воспитывавшегося в детдоме, приехавшим из Талицкого района, который сказал, что у них в районе таким лицам дают жилье. Он обратился в Управление социальной политики. Он не имеет претензий к бабушке, у них хорошие отношения. Она воспитывала его до совершеннолетия. Он состоит в очереди в администрации Ирбитского муниципального образования, как участник программы «Молодая семья» с ДД.ММ.ГГГГ, но его почему-то отодвигают, сейчас он ожидает выделения земельного участка, чтобы государство построило ему дом.
Представитель органа, действия которого обжалуются, Управления социальной политики Милькова Н.В. заявление не признала и пояснила, что реализация жилищного права, о котором указывает прокурор, носит заявительный характер. Г.. к ним обратился в целях постановки на учет для получения жилья впервые в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после достижения 23 лет. Каких-либо уважительных причин пропуска установленного предельного срока не представил. Поэтому получил отказ в постановке в очередь. Управление социальной политики выполняет функции органа опеки с ДД.ММ.ГГГГ года, в тот период времени заявителю было уже 24 года, в связи с чем не находился под их контролем. Полагает, что отказ соответствует ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и обзору Верховного Суда РФ от 20.11.2013 года.
Свидетель Ф.., бабушка и бывший попечитель Г. пояснила, что воспитывала внука ДД.ММ.ГГГГ после смерти его отца. Г. до настоящего времени зарегистрирован у нее, квартира принадлежит колхозу. Она оплачивает коммунальные услуги. Когда внук женился в ДД.ММ.ГГГГ, то уехал в город Ирбит, там решил устраивать жизнь своей семьи, она его не выгоняла из дома. Они до ДД.ММ.ГГГГ года вообще не обсуждали с ним жилищную проблему. Ей об этом в Управлении образования, который в ДД.ММ.ГГГГ выполнял функции органа опеки, ничего не рассказывали. Когда в ДД.ММ.ГГГГ году услышала о таком праве по телевизору, то рассказала внуку. С Г. у нее хорошие отношения. Он часто приезжает в гости вместе с детьми.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, специальный закон связывает право на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с возрастом. Сторона заявителя не отрицает того, что после совершеннолетия и до 23 лет Г.. не обращался по вопросу предоставления жилья в орган местного самоуправления, какие-либо другие органы.
Суд не может согласиться с позицией прокурора о том, что реализация права, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, не носит заявительного характера и не должна ограничиваться возрастом ребенка-сироты, по следующим основаниям.
Прокурор не представил законного обоснования своей позиции о том, что достижение ребенком-сиротой 18-летнего возраста само по себе является основанием для взятия его на учет в целях предоставления жилья. Выше указанный Закон такого требования не содержит. Он и так расширил, как исключение, возрастной диапазон для малозащищенных граждан, оставшихся без родителей, не ограничивая их право на обращение в целях получения жилья достижением 18 лет, а предусмотрел для реализации этого права достаточно большой период- в течение 5 лет, после которого снятие с учета не допускается вплоть до обеспечения жильем. Безграничность возраста, в котором бывший ребенок-сирота может обратиться за предоставлением жилья по правилам ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года, ведет к устранению той исключительной ситуации, в целях которой и принят специальный закон. При этом в Российской Федерации существуют иные возможности улучшения жилищных условий.
Конституционный Суд РФ в своих определениях от 19.10.2010 № 1281-О-О, 1282-О-О указал, что абзац четвертый статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
Верховный Суд РФ в своем Обзоре от 20.11.2013 года, связанном с практикой применения мер дополнительной социальной поддержки установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указал, что жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Не только с истечением максимально возможного возраста заявителя, которому в настоящее время 28 лет, как и было на момент обращения в Управление социальной политики за предоставлением меры социальной поддержки, суд связывает свою позицию, а и с отсутствием уважительных причин пропуска срока обращения за постановкой на учет.
Сторона заявителя не говорит о недобросовестности попечителя, неправомерных действиях должностных лиц, незаконном отказе Г.. либо его попечителю органом местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, он не являлся инвалидом и не страдал каким-либо заболеванием, не позволившим ему своевременно встать на учет, либо ему не хватило для этого документов. Первая попытка была предпринята в период ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 23 лет. Несмотря на убеждение своего начальника о необходимости добиваться предоставления жилья Г.. избрал иной способ: решил получить жилье, как молодая семья. Данный факт состояния его на очереди в целях получения жилья не позволяет говорить об юридической неграмотности заявителя.
Поскольку реализация права, предусмотренного ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не является бессрочной, а юридическая неграмотность не является уважительной причиной пропуска срока реализации права, оснований для удовлетворения требований заявления суд не усматривает.
Руководствуясь ст.194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 11.03.2015
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>.