Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1087/2011 ~ М-892/2011 от 02.06.2011

Дело №2-1087/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.Г.,

с участием прокурора Щедринова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марьян А.А. к Министерству социальной политики Красноярского края, к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о взыскании ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л :

Марьян А.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края, к Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск об обязании выдать удостоверение, о взыскании ежемесячной денежной компенсации, взыскании задолженности.

Свои исковые требования истица мотивирует тем, что является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида-чернобыльца ФИО1 и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в связи с потерей кормильца в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ответчиком – УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск отказано в назначении выплат со ссылкой на позицию Министерства социальной политики Красноярского края, которым было признано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ была установлена инвалидность вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986г., а также выдано удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы без достаточных оснований, а поэтому удостоверение умершего гражданина не может служить основанием для выдачи удостоверения члену семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, оформить и выдать удостоверение Марьян А.А. нет законных оснований.

Истец полагала такие действия ответчиков незаконными, просила обязать ответчиков выдать ей удостоверение вдовы инвалида-чернобыльца, взыскать с УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск ежемесячную денежную компенсацию в размере (...) руб. начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать единовременную задолженность в размере (...) руб.

Определением Железногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство в части требований об обязании ответчиков выдать удостоверение прекращено в связи с отказом истца от иска в этой части.

Истица и ее представитель Сперанский В.К. (полномочия на основании ходатайства, заявленного в судебном заседании) в судебном заседании в остальной части на исковых требованиях настаивали, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что истица является членом семьи умершего инвалида, на нее распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона.

Представитель ответчика УСЗН ЗАТО г. Железногорск Яцкевич О.К. (полномочия по доверенности) исковые требования не признала, пояснила в судебном заседании, что право на получение соответствующей ежемесячной компенсации у истца возникнет после предоставления в орган социальной защиты всех необходимых документов, поскольку указанные документы истицей не представлены, ее требования о назначении выплат со дня обращения в орган социальной защиты являются необоснованными.

Представитель ответчика - Министерства социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно позиции, изложенной ответчиком в письменном отзыве, исковые требования не признаны в связи с несоответствием их действующему законодательству.

Прокурор Щедринов Д.А. полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

ФИО1 и Марьян А.А. состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 являлся инвалидом 2 группы. Причиной инвалидности являлось заболевание, полученное вследствие участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986г. С мая 1999г. УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск ФИО1 на основании п. 13 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были назначены выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер.

ДД.ММ.ГГГГ Марьян А.А. обратилась в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации.

Из направленного истице сообщения следует, что в назначении указанных выплат истице фактически отказано.

Истица полагает, что имеет право на выплату ей, как вдове умершего инвалида, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ежемесячной денежной компенсации, ссылаясь на положения части 2 пункта 15 ст. 14 базового Закона.

Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – базовый Закон) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 базового Закона в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка (инвалидам 1 группы - 5000 рублей).

Статья 14 базового Закона была дополнена новой частью второй следующего содержания: «В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

Из содержания названной нормы видно, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ редакцией пункта 15 статьи 14 базового Закона.

Из изложенного следует, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 базового Закона.

Размер ежемесячной денежной компенсации инвалидам 2 группы из расчета твердой денежной суммы с учетом индексации установлен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2010 года № 1079 «Об индексации в 2011г году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и с 01 января 2011 года составляет 6594, 41 руб.

Согласно части третьей статьи 14 базового Закона выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Порядок).

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Согласно пунктам 4, 6, 7 Порядка в случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.

Для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):

заявление о выплате денежной компенсации;

копия документа, удостоверяющего личность заявителя;

копия свидетельства о смерти кормильца;

справка о составе семьи;

документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Суд не может согласиться с доводами ответчиков об отсутствии у истицы права на назначение и получение ежемесячной денежной компенсации до получения удостоверения инвалида – участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также не ранее подтверждения факта нахождения на иждивении судебным решением.

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 базового Закона РФ к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению.

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

Как установлено судом, ФИО1 являлся инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в связи с этим ему УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск производились выплаты возмещения вреда, причиненного здоровью, что не оспаривалось ответчиками, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано соответствующее удостоверение.

Более того, решением Железногорского городского суда от 08 октября 2003г., вступившим в законную силу, установлено, что истец получил инвалидность вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а поэтому имеет право на возмещение вреда по нормам о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу изложенного, доводы ответчика – Министерства социальной политики Красноярского края - об установлении ФИО1 инвалидности и выдаче соответствующего удостоверения без достаточных к тому оснований являются неосновательными.

Истице, как усматривается из письма Министерства социальной политики Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ФИО1 (посмертно) со ссылкой на то, что ранее выданное удостоверение выдано без достаточных оснований. А за отсутствием удостоверения истице не назначена выплата ежемесячной денежной компенсации.

Суд полагает такую позицию несостоятельной.

Так, приказом Министра социальной политики Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче удостоверения члену семьи инвалида вследствие чернобыльской катастрофы Марьян А.А., чем также признана неправомерность ранее принятого решения.

Между тем, право Марьян А.А. на назначение соответствующих выплат, а равно сроки назначения ежемесячной денежной компенсации напрямую не связаны с наличием соответствующего удостоверения нового образца.

Действующим федеральным законодательством (Порядок) определен порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в случаях с которыми государство приняло на себя обязательство по его возмещению.

Как следует из вышеназванного Порядка, законодатель не связывает право члена семьи умершего инвалида-чернобыльца на получение компенсации с предоставлением удостоверения, а все иные, что не оспаривалось ответчиком, указанные в пункте 7 Порядка документы были истцом при обращении в орган социальной защиты представлены.

Кроме того, у ФИО1 удостоверение участника последствий ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС имелось.

Суд учитывает, что вопреки позиции ответчиков, при рассмотрении соответствующего заявления вопрос обоснованности выдачи ФИО1 удостоверения в установленном законодательством порядке комиссией не рассматривался, соответствующее решение не выносилось; также вопрос обоснованности выдачи ФИО1 удостоверения не оспаривался в ином установленном законодательством порядке, в том числе в судебном, соответствующее решение не выносилось.

А согласно Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы.., утвержденному Приказом МЧС РФ №728, Минздравсоцразвития РФ №832, Минфина РФ №166н от 08.12.2006г. (ред. от 24.06.2009), на который ссылаются ответчики в обоснование своего отказа назначить выплаты компенсации, удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.

Удостоверение дает право на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Судом установлено, а ответчиками не оспаривалось, что такое удостоверение у ФИО1 имелось, а равно имелось право на меры социальной поддержки.

Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что право на назначение ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца возникает у истца не ранее подтверждения факта нахождения на иждивении решением суда.

Как установлено судом, истица ДД.ММ.ГГГГ представила в орган социальной защиты все документы, указанные в пункте 6 Порядка, в том числе документы о своей нетрудоспособности. Поскольку УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск затребовало у нее дополнительные документы - удостоверяющие факт нахождения на иждивении умершего кормильца, Марьян А.А. обратилась в суд с заявлением об установлении данного факта.

Решением Железногорского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения Марьян А.А. на иждивении ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, решением суда установлено, что данный юридический факт имел место как на момент смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент первичного обращения истца с заявлением в орган социальной защиты о назначении ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.

Учитывая изложенное, ежемесячная денежная компенсация по случаю потери кормильца должна быть назначена истице не с момента подтверждения факта нахождения ее на иждивении умершего кормильца, а с момента обращения истца в орган с заявлением о назначении данной выплаты.

Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (пункт 8 Порядка), поэтому, по мнению суда, право истца на получение денежной компенсации, а также сроки ее назначения не могут быть поставлены в зависимость от времени принятия решения уполномоченным органом.

Поскольку заявление о выплате денежной компенсации и все необходимые документы истцом были представлены в УСЗН Администрации г. Железногорск 01.02.2011г., а в соответствии с действующими правовыми актами именно со дня их подачи возникает право на получение компенсации, то ответчик обязан назначить выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 февраля 2011г.

Суд не может согласиться с доводами истца о назначении выплат со дня смерти ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно положениям ст. 15 п. 3 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Вышеназванным Порядком специально предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Истица обратилась к ответчику с заявлением 01 февраля 2011г., представив все необходимые документы, следовательно, ежемесячная денежная компенсация должна быть назначена и выплачиваться с указанного времени.

Истица является единственным иждивенцем умершего ФИО1, поэтому размер компенсации составляет: (...) : 2 = (...) руб.

Расчет сумм задолженности производится за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составляет:

(...) х 5 = (...) руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Марьян А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет средств федерального бюджета в пользу Марьян А.А., начиная с 01 июля 2011г. ежемесячно денежную компенсацию в размере по (...) рублей 21 коп.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск за счет средств федерального бюджета в пользу Марьян А.А. единовременно сумму задолженности по недополученным суммам в размере (...) рублей 05 коп.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 31 августа 2011г.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова

...

2-1087/2011 ~ М-892/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марьян Анна Александровна
Ответчики
Министерство социальной политики Красноярского края
УСЗН администрации ЗАТО г. Железногорск
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Морозова Галина Валентиновна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
02.06.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2011Передача материалов судье
07.06.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2011Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.06.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2011Судебное заседание
26.08.2011Судебное заседание
02.09.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2011Дело оформлено
24.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее