Дело № 2-3371/2016.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» августа 2016года. г. Новосибирск.
Новосибирский районный суд Новосибирской области, в составе:
Председательствующего судьи - Рыбаковой Т.Г.,
При секретаре - Стремиловой Ю.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова В. С. к администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении факта невозможности проживания и признании квартиры непригодной для постоянного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Козлов В.С. обратился в суд с иском к администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании квартиры непригодной для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указал, что истец является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению главы администрации Новосибирского района Новосибирской области №12354 от 21.12.2009г., Козлов В.С. был определен под надзор МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Барышевский детский дом и закрепили за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на сегодняшний день квартира находится в муниципальной собственности.
В ноябре 2015 года истец обратился в администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.
На данное заявление истцом получен ответ об отказе в установлении невозможности проживания, в связи с тем, что им не был представлен документ об установлении факта непригодности жилого помещения для проживания в нем.
В декабре 2015 года истец обратился в администрацию Кубовинского сельсовета с заявлением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Между тем, 30.12.2015г. было проведено обследование спорного жилого помещения, по результатам которого на основании заключения межведомственной комиссии №... от 30.12.2015г., оно было признано пригодным для постоянного проживания.
Козлов В.С. не согласен с данным решением, полагает его незаконным и противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям.
Комиссия, произведя визуальный осмотр конструкций дома, сочла, что в квартире требуется косметический ремонт, замена обоев, покраска пола и окон, в ванной комнате требуется замена сантехники, установка раковины и унитаза.
Однако согласно независимому заключению ОАО Новосибирский проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт по экологическим проблемам «ЭкоНИИпроект» №ОБ-5/37 от 05.05.2016г. спорное жилое помещение не пригодно для постоянного проживания. Строительные конструкции находятся в аварийном состоянии, несут угрозу здоровья и жизни находящихся в квартире людей. Конструкции пола помещения смежного санузла находятся в аварийном состоянии. Аварийное состояние связано с разрушением и обрушением конструкции пола в подпольное пространство. Стены и перегородки квартиры находятся в ограниченном работоспособном состоянии (наличие трещин). Конструкции пола находятся также в ограниченно работоспособном состоянии.
Таким образом, считает, что администрацией Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области необоснованно и незаконно принято решение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Просил признать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, непригодной для проживания, не подлежащей восстановлению путем реконструкции или ремонта. Установить факт невозможности проживания Козлова В.С. в ранее занимаемом жилом помещении.
Истец – Козлов В.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Ответчик администрация Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в судебное заседание не направили своего представителя, о времени и месте судебного заседании извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие. Направили в адрес суда отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признали и указали, что согласно представленному в материалы дела экспертному заключению квартира подлежит восстановлению путем ремонта и после его проведения будет пригодна для проживания. Обязанность по проведению ремонта также возложена на нанимателя, однако в квартире длительное время никто не проживал и задолженность по коммунальным услугам составляет ... руб.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Пунктом 1 ст.8 указанного Закона предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, осуществляется уполномоченным органом.
Пунктом 3 ст.3 указанного Закона установлено, что порядок установления уполномоченным органом факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Новосибирской области.
Так, Постановлением Правительства Новосибирской области №354-п от 12.08.2013г. установлены Порядок создания межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с п. 2 Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области №354-п от 12.08.2013г. (далее Порядок) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - жилое помещение), признается невозможным на основании заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - заявление) при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств, в том числе проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Материалами дела установлено, что заочным решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 27.12.2010г. Козлова А.В. была лишена родительских прав в отношении Козлова В.С., ДД.ММ.ГГГГ., истца по настоящему делу (л.д.9-10).
Постановлением главы администрации Новосибирского района Новосибирской области №... от 21.12.2009г. Козлов В.С. был помещен под надзор в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Барышевский детский дом (л.д.12).
Согласно договору социального найма жилого помещения №... от 17.10.2014г., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью 41,7 кв.м., жилой площадью 25,7 кв.м., было передано Козловой А.В., а также членам ее семьи Козлову В.С. и Козловой Т.С. для использования в целях проживания (л.д.13-15).
Свидетельством о регистрации по месту пребывания подтверждается, что Козлов В.С. зарегистрирован по вышеуказанному адресу (л.д.16).
Между тем истец полагает, что указанное жилое помещение является непригодным для проживания.
Для установления данного факта им было составлено письменное обращение в администрацию Новосибирского района Новосибирской области, на которое им был получен ответ №4590/01-16 от 02.11.2015г., согласно которому в пакете документов, приложенных к заявлению отсутствовало заключение межведомственной комиссии, об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении.
Порядок принятия решения межведомственной комиссии, об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении установлен п.п.10-12 Положения, согласно которым после подписания акта обследования жилого помещения в течение 5 рабочих дней межведомственной комиссией принимается решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении или об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении (далее - решение), которое оформляется протоколом заседания межведомственной комиссии
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, межведомственная комиссия, назначенная распоряжением администрации Кубовинского сельсовета №...-р от 22.07.2015г. произвела обследование квартиры №9, расположенной в доме №15 в п.Красный Яр Новосибирского района Новосибирской области, о чем был составлен соответствующий акт №4 от 30.12.2015г.
По результатам обследования спорного жилого помещения межведомственной комиссией было составлено заключение №4 от 30.12.2015г., согласно которому квартира пригодна для проживания, нет необходимости приглашения экспертов. Необходимо выполнить косметический ремонт: заменить обои, покрасить пол и окна, в ванной требуется замена сантехники, установка раковины и унитаза.
Истец не согласен с указанным заключением межведомственной комиссии и просит установить факт невозможности проживания в жилом помещении.
Меду тем, согласно п.15 положения лишь решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, в силу вышеназванным правовых норм уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым и пригодным (непригодным) для проживания, является межведомственная комиссия, суд подобными полномочиями не наделен.
Требований об оспаривании заключения межведомственной комиссии Козловым В.С. на момент рассмотрения дела в суде не заявлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что суд не наделен полномочиями по установлению фактов невозможности проживания граждан в жилых помещениях, равно как и признания их непригодными для проживания, при этом истцом не заявлено требований об оспаривании решения межведомственной комиссии, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Козлова В. С. к администрации Кубовинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области об установлении факта невозможности проживания и признании квартиры непригодной для постоянного проживания - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий: Т.Г. Рыбакова
Мотивированное решение изготовлено 23.08.2016г.