Дело № 2-3016/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2012 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Татарниковой Н.Г.,
при секретаре: Скорых Е.А.,
с участием помощника прокурора Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска в интересах Воробьевой ФИО7 к Открытому акционерному обществу «Бийскэнерго», Управлению социальной защиты населения по городу Бийску о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах Воробьевой Л.И. с иском к Открытому акционерному обществу «Бийскэнерго», Управлению социальной защиты населения по городу Бийску о признании незаконными действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за тепловую энергию.
В обоснование заявленных требований указывает, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии законами субъектов РФ, ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 359-ЗС «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Таким образом, льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии должна предоставляться реабилитированным лицам в пределах нормативов потребления данной услуги.
Размер платы за потребленную тепловую энергию, исходя из нормативов потребления данного вида услуг, рассчитывается по формуле, установленной пунктом 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №307: Р=S х N х T, где
S - общая площадь отапливаемого помещения;
N -тариф потребления тепловой энергии на отопление;
T -тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 апреля 2008 года согласно п. 3 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС установлено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края.
Пунктом 8 указанной статьи предусматривается, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг).
Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 1 апреля 2008 года №126, нормы, предусмотренные статьей 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС, продублированы.
Пунктом 37 названных правил установлено, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, каковой в данном случае является ОАО «Бийскэнерго».
Как следует из представленных документов, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> истец Воробьева Л.И. проживает совместно с ФИО9., площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., а расчет льготы произведен исходя из <данные изъяты> кв.м., т.е. из социальной площади жилья, а не из его общей площади.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27.12.2007 № 156-ЗС суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Истец просит суд признать незаконными действия ответчиков по расчету и назначению Воробьевой Л.И. 50 % льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилья.
Обязать ОАО «Бийскэнерго», производить расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате потребляемой тепловой энергии истцу, исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на истца, начиная с 01.04.2008 г. за весь последующий период предоставления льготы.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Бийску выплачивать истцу компенсацию расходов на оплату тепловой энергии исходя из общей площади жилого помещения, приходящейся на истца, за период с 01.04.2008 г.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бийска, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Материальный истец Воробьева Л.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика ОАО «Бийскэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик - Управление социальной защиты населения по городу Бийску о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
В представленном отзыве на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ № представитель Управления социальной защиты населения по городу Бийску ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, просила отказать в удовлетворении заявленных к Управлению социальной защиты населения по городу Бийску требований и исключить его из числа ответчиков по делу, ссылаясь на то, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщики услуг согласно п. 37 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года № 126, в связи с чем Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не производит расчет денежного эквивалента предоставляемых Воробьевой Л.И. мер.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
Судом установлено, что истец Воробьева Л.И. имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Поставщиком тепловой энергии в г. Бийске является ОАО «Бийскэнерго», в данной организации ведутся финансовые лицевые счета потребителя тепловой энергии.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Законом Алтайского края №59-ЗС от 03 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» установлено, что реабилитированным лицам предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потреблений указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей (п.п.5 п.1 ст.2 Закона).
В соответствии с Законом Алтайского края № 156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.2).
Поскольку указанное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, истец Воробьева Л.И. является потребителем тепловой энергии, в соответствии со степенью благоустройства жилого помещения, что не оспаривалось ответчиками.
Следовательно, Воробьева Л.И. имеет право на получение компенсации понесенных расходов на оплату тепловой энергии в размере 50%.
Как следует из представленных документов, в жилом помещении Воробьева Л.И. проживает совместно с ФИО8, общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м., расчет льготы ответчиком произведен из социальной площади жилого помещения, что подтверждается представленными доказательствами.
Такой порядок расчета компенсации соответствует требованиям закона.
Согласно п.16 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации края от 01 апреля 2008 года № 126 (в ред. Постановления администрации Алтайского края от 26 апреля 2011 года №224), денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
То есть, правоустанавливающим законом право истца на возмещение понесенных расходов по тепловой энергии ограничено не социальной нормой жилой площади, а нормативом потребления. При этом компенсация расходов должна устанавливаться исходя из платежа, определенного в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Соответственно, под «нормативом потребления коммунальной услуги» следует понимать месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, что установлено п.2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 №306.
В соответствии с Постановлением администрации г.Бийска №2366 от 21 декабря 2009 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов», нормативы потребления для г.Бийска установлены в Гкал в месяц на 1 кв. м. общей площади жилых помещений из расчета равномерного потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов в течение 12 мес. Данные нормативы предназначены для определения размера платы за отопление при отсутствии приборов учета
Согласно пункту 1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.06 года, размер платы за потребленную тепловую энергию при отсутствии приборов учета рассчитывается по формуле: Р = S х N х T, где
S - общая площадь отапливаемого помещения;
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (кал/кВ.м.);
T- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как норматив потребления, устанавливаемый органами местного самоуправления, так и размер платы в целом за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяются исходя из общей площади жилого помещения.
Соответственно, компенсация расходов реабилитированным лицам должна устанавливаться в размере 50% от начисленной в таком порядке суммы, вне зависимости от социальной нормы жилой площади, установленной органами местного самоуправления.
Какой-либо иной нормативно-правовой акт, ограничивающий предоставление льгот по оплате отопления данной категории граждан определенным количеством метров жилого помещения (социальной нормой жилой площади) в Алтайском крае отсутствует.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что назначение, исчисление и выплаты денежного эквивалента мер социальной поддержки при предоставлении истцу льготы при оплате тепловой энергии необоснованно и незаконно осуществлялись не из общей площади помещения, занимаемого истцом, а из социальной нормы жилой площади.
При этом суд приходит к выводу, что обязанность по устранению допущенного нарушения прав истца должна быть возложена на обоих ответчиков.
Пунктом 8 ст.4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», пунктом 15 названных Правил предусмотрено, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Вместе с тем, в силу положений ст.4 Закона Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленным федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Аналогичные положения содержатся в Правилах определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года №126.
Так, п.п.11,12 Правил предусмотрено, что решение о назначении компенсации принимается руководителем или уполномоченным им должностным лицом органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя. Орган социальной защиты населения формирует на каждого льготополучателя личное дело, в которое брошюруются необходимые документы, а также решение руководителя органа социальной защиты населения о назначении компенсации.
В п. 14 Правил указано, что размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, изначально решение о назначении компенсации по расходам по оплате коммунальных услуг принимается органом социальной защиты населения, который формирует соответствующий реестр получателей компенсаций и списки таких граждан.
В то же время, в соответствии с п.27 Правил орган социальной защиты населения обязан осуществлять взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
На основании п.п.28-29 Правил орган социальной защиты населения ежемесячно на основании реестра формирует для каждой организации-поставщика услуг списки льготополучателей, которые в установленный срок направляет в их адрес. Организации-поставщики услуг в установленный срок направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в списке.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа.
При этом каждый из ответчиков несет ответственность за правильность назначения и выплаты указанных компенсаций, в том числе, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п.п.37, 38 Правил).
При таких обстоятельствах, довод Управления социальной защиты населения по городу Бийску, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, не принимается во внимание и подлежит отклонению.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░11 50% ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2008 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░12, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2008 ░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░13 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2008 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░