УИД: 28RS0024-01-2021-000844-40
№ 2а-400/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2021 года <адрес>
Окончательной форме решение изготовлено 09 сентября 2021 года.
Шимановский районный суд ФИО4 <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО11.,
при секретаре ФИО6,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4 <адрес> ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административномуисковому заявлению прокурора <адрес> ФИО9 в интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения ФИО4 <адрес> о признании незаконным решение министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу ФИО4 <адрес> возложении обязанности принять в отношении ФИО2 решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>, обращении решения к немедленному исполнению,
установил:
Прокурор Шимановского района ФИО4 <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлениемв интересах ФИО2 к Министерству социальной защиты населения ФИО4 <адрес> о признании незаконным решения министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> возложении обязанности принять в отношении ФИО2 решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>, обращении решения к немедленному исполнению.
Из искового заявления следует, что в собственности ФИО2 имеютсядва жилых помещения, расположенные по адресу: ФИО4 <адрес>; ФИО4 <адрес>. Вместе с тем, на момент возникновения чрезвычайной ситуации ФИО2 был зарегистрирован и проживал по адресу: ФИО4 <адрес>. Уведомлением министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 оказано в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>. В качестве основания для отказа указано, что заявитель имеет в собственности на день ведения режима чрезвычайной ситуации иное жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО4 <адрес>. Административный истец полагает, что данное уведомление об отказе Министерства нарушает конституционные права и интересы заявителя в части возможности получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и является незаконным.В ходе проверки прокурором установлено, что в собственности ФИО2 имеются жилые помещения, расположенные по адресу: ФИО4 <адрес>, ФИО4 <адрес> (выписка из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ).Режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области введен Распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от26 мая 2021года №94-р с 26.05.2021г. Для сил и средств Амурской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования. Распоряжением Губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р«О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Шимановского района, где расположено жилое помещение, в котором проживает ФИО2Согласно акту обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес> выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей вследствие прохождения паводка на <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ.Также, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту.Вместе с тем, согласно акту обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес> выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей вследствие прохождения паводка на р. Амур в период с 23.06.2021.Также, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту.Факт постоянного проживания ФИО2 по адресу: ФИО4 <адрес> подтверждается регистрацией по месту проживания, справкой администрации <данные изъяты> и иными документами.На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 39, 218 - 220 КАС РФ, прокурор просит признать незаконным решение министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ г.об отказе ФИО2 в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>. Обязать министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес> принять в отношении ФИО2 решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес>. Решение обратить к немедленному исполнению.
Заявитель ФИО2, и заинтересованное лицо ФИО10, согласно телефонограммам, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения по ФИО4 <адрес> извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на указанное исковое заявление с одновременной просьбой рассмотреть дело без участия представителя ответчика.
В отзыве представитель ответчика Министерства социальной защиты населения по ФИО4 <адрес> - ФИО7 просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, мотивируя этотем, что право на получение выплаты на капитальный ремонт имеют собственники жилых помещений, у которых надень введения режима чрезвычайной ситуации отсутствует в собственности иное жилое помещение пригодное для проживания.Поскольку, у ФИО2 в собственности имелось ещё одно жилое помещение, пригодное для проживания, (квартира, находящаяся по адресу: ФИО4 <адрес>) в предоставлении выплаты на капитальный ремонт ему было отказано. Просят отказать полностью в удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации <адрес> ФИО4 <адрес>извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на указанное исковое заявление с одновременной просьбой рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица.
Из отзыва усматривается, чтоадминистрация <адрес> с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласна в полном объеме, считает их законными и обоснованными и поясняет следующее: оба помещения находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации, введённой распоряжением Губернатора Амурской <адрес> от 26.05.2021 № 94-р «О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера на территории ФИО4 <адрес>» и постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О введении режима функционирования «Чрезвычайная ситуация на территории муниципальных образований Нововоскресеновский сельсовет, <адрес> <адрес>». Жилые помещения, находящиеся по адресам: <адрес> <адрес> ФИО4 <адрес>. были обследованы межведомственной комиссией. Согласно акту обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате прохождения паводка на <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу:<адрес> <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту. Согласно акту обследования многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ № расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в результате прохождения паводка на <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ Заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу:ФИО4 <адрес> признан подлежащим капитальному ремонту.Факт постоянного проживания ФИО2 по адресу: ФИО4 <адрес> подтверждается регистрацией по месту жительства, главой Ушаковского сельсовета и иными документами. Иных жилых помещений, пригодных для проживания, или доли вправе общей собственности на иные жилые помещения, пригодные для проживания, и не поврежденные в результате чрезвычайной ситуации ФИО2 не имеет. Просят иск прокурора удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> <адрес> ФИО4 <адрес>извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил отзыв на указанное исковое заявление (с аналогичным содержанием отзыва администрации <адрес> ФИО4 <адрес>) с одновременной просьбой рассмотреть дело без участия представителя заинтересованного лица.
На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия лиц надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 <адрес> ФИО8 требования административного иска поддержал в полном объёме.
Заслушав представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327, выплаты на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, предоставляются гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Так, Правительством Амурской области было принято Постановление N 596 от 22.10.2019 «Об утверждении Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области».
В силу п. 1.3Правил предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, произошедшей на территории Амурской области", утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 (далее – Правила № 596), Право на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
На основании п. 1.4 Правил № 596 выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
На основании ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - ФИО4 <адрес> следует, что проживающие на территории ФИО4 <адрес> граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются, в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.
Обязательными условиями для получения гражданами мер социальной поддержки являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в ФИО4 <адрес>, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении. Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии с Распоряжением Губернатора Амурской <адрес> № 123-р от 02 июля 2021 года определены границы зон чрезвычайных ситуаций. В соответствии с данным Распоряжением, <адрес> ФИО4 <адрес> отнесено к населенным пунктам ФИО4 <адрес>, на территориях которых в связи с чрезвычайной ситуацией были одновременно подтоплены, затоплены домовладения и установлена невозможность осуществления транспортного сообщения в соответствии с пунктом 21 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 275.
Режим чрезвычайной ситуации регионального характера на территории Амурской области введен Распоряжением ГубернатораАмурской области отДД.ММ.ГГГГ №-р на первом этапе с ДД.ММ.ГГГГ - территории Архаринского, Зейского, Константиновского, Магдагачинского, Мазановского, Михайловского, Сковородинского, Серышевского, Тамбовского, Шимановского районов, Белогорского, Завитинского, Ивановского, Тындинского муниципальных округов ФИО4 <адрес>, с 24 июня 2021 года - территории Благовещенского, Свободненского районов, города Благовещенск Амурской области;
Из материалов дела следует, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> пострадали жилые помещения, принадлежащие ФИО2, расположенные по адресам:
- <адрес> <адрес>, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
- <адрес> <адрес>, что подтверждается актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ годаФИО2, является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу:ФИО4 <адрес>.
Согласно уведомлению об отказе в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения Министерства социальной защиты населения <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 имеет в собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>
Согласно копии паспорта серии № №, выданного <данные изъяты> ФИО4 <адрес>, ФИО2 зарегистрирован в <адрес>
Согласно справке администрации <данные изъяты>, ФИО2 проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>
Материалами дела установлено, что на момент чрезвычайной ситуации ФИО2 и члены его семьи проживали по адресу: ФИО4 <адрес>
Из исследованных материалов дела следует, что ФИО2, имея в собственности два жилых помещения, которые пострадали в период чрезвычайной ситуации, претендует на оказание социальной помощи на одно жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО4 <адрес>, где постоянно проживает.
Учитывая требования ст. 56, 67, 71 ГПК РФ, суда полагает, что у ФИО2, действующего добросовестно, являющегося собственником двух жилых помещений, возникло право на получение выплаты на проведение капитального ремонта одного жилого помещения, в котором он зарегистрирован и фактически проживает, так как имеющееся гарантированное право ФИО2 на получение выплаты на осуществление капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> не может быть поставлено в зависимость от наличия в собственности или доли в праве общей собственности заявителя на иное жилое помещение, которое также пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, отказ Министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес>ФИО2 в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО4 <адрес> лишает истца права на предоставление гарантированных государственных мер социальной поддержки на цели капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, в результате паводка, произошедшего в мае-июне2021 года на территории ФИО4 <адрес>.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес> в полном объёме.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает правильным возложить на министерство социальной защиты населения ФИО4 <адрес> обязанность по совершению конкретного действия, направленного на восстановление нарушенных прав ФИО2, а именно: принять в отношении ФИО2. решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу:ФИО4 <адрес>
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда. Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> ФИО4 <адрес> – ФИО9 в интересах ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконным решение министерства социальной защиты населения ФИО4 <адрес>, оформленное в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО2 в предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Обязать министерство социальной защиты населения <адрес> <адрес> принять в отношении ФИО2 решение о предоставлении выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Шимановский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: