Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2014 (2-3289/2013;) ~ М-2880/2013 от 26.09.2013

      Дело №2-347/ 2011,№2-348/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года.              г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Кошелевой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Родионово-Несветаевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волошинского сельского поселения об обязании принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственной регистрации права собственности на земельный участок 1,3 га, по иску Прокурора Родионово-Несветаевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волошинского сельского поселения об обязании принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственной регистрации права собственности, земельный участок 3,6 га, 3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Родионово-Несветаевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать последнего принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет, к регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 1,3 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 250 метрах на восток от х.Юдино, ул.Победы,9 Волошинского сельского поселения.

Прокурор Родионово-Несветаевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать последнего принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет, к регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 3,6 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 800 метрах на север от с. Генеральское, ул. Звездова,8 Волошинского сельского поселения.

Определением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 31.01.2011 данные дела были объединены в одно производство.

Затем истец уточнил исковые требования, просит обязать ответчика принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет, к регистрации права собственности в отношении: земельного участка, площадью 3,6 га с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 800 метрах на север от с. Генеральское, ул. Звездова,8 Волошинского сельского поселения, и земельного участка, площадью 1,3 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 250 метрах на восток от х.Юдино, ул.Победы,9, Волошинского сельского поселения, а именно обратиться с заявлением в орган кадастрового учета, предоставив перечень необходимых документов, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района в соответствии с полномочиями, представленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения Волошинским сельским поселением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в части владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В ходе проведения проверки установлено, что Волошинское сельское поселение Родионово-Несветайского района Ростовской области действует на основании Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава муниципального образования «Волошинское сельское поселение». В соответствии с п.3 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу ст.4 Федерального закона №122 -ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и следки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество полежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Областным законом Ростовской области № 625-ЗС от 12.01.2007 «О внесении изменения в областной закон «О местном самоуправлении Ростовской области» определен перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования «Родионово-Несветайский район в муниципальную собственность входящих в его состав поселений». Согласно подпункту 39 пункта 2 раздела 4 Приложения №33 к Областному закону «О местном самоуправлении в Ростовской области» кладбище, расположенное 250 метрах на восток от х.Юдино, ул.Победы,9 Волошинского сельского поселения общей площадью 1,3 га, и кладбище, расположенное в 800 метрах на север от села Генеральское, ул. Звездова,8, Волошинского сельского поселения, общей площадью 3,6га переданы в собственность Волошинского сельского поселения. Какие-либо идентификационные признаки земельных участков и расположенных на нем кладбищ, кроме географического местоположения, в указном Приложении отсутствуют. Статья 4 Федерального Закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» гласит, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. 12.02.2007 года подписан акт приема-передачи данных кладбищ, и они включены в реестр муниципальной собственности сельского поселения. При этом согласно графе «Приложение. Техническая документация» акта приема-передачи какая-либо техническая документация на объекты отсутствует. Также согласно графе «Государственная регистрация прав на недвижимость» указанная регистрация объектов не производилась. Адрес объектов отсутствует, в акте приема-передачи указан ближайший почтовый (регистрационный) адрес сельского поселения. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно ч.2 ст.16 вышеназванного Федерального закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Из ст.17 вышеуказанного Федерального Закона следует, что обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. Вместе с проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что право собственности Волошинского сельского поселения на кладбище, расположенное в 250 метрах на восток от х.Юдино,у.Победы,9 Волошинского сельского поселения, общей площадью 1,3 га, и кладбище расположенное в 800 метрах на север от села Генеральское, ул. Звездова,8, Волошинского сельского поселения, общей площадью 3,6га, до настоящего времени не зарегистрировано. Земельные участки, на которых расположены кладбища, на государственный кадастровый учет объектов недвижимости не поставлены. Сведения о государственной регистрации права на названные кладбища в Едином государственном реестре отсутствуют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, то есть земельные участки на государственный кадастровый учет не поставлены. Это также подтверждается и информацией Родионово-Несветайского филиала ГУПТИ. Таким образом, проверкой установлено, что кладбище, расположенное в 250 метрах на восток от х.Юдино,у.Победы,9 Волошинского сельского поселения, общей площадью 1,3 га, и кладбище, расположенное в 800 метрах на север от села Генеральское, ул. Звездова,8, Волошинского сельского поселения, общей площадью 3,6га, переданы в муниципальную собственность Волошинского сельского поселения, однако до настоящего времени межевание данных земельных участков, постановка их на кадастровый учет и государственная регистрация права собственности не произведены, то есть фактически и юридически оформление собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке не окончено и Администрация сельского поселения не может в полной мере осуществлять по отношению к этому объекту права собственника. Статья 215 ГК гласит, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. В соответствии со ст.120 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно ст.38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - кладбища и расположенный под ними : земельный участок в 250 метрах на восток от х.Юдино,у.Победы,9 Волошинского сельского поселения, общей площадью 1,3 га, и земельный участок в 800 метрах на север от села Генеральское, ул. Звездова,8, Волошинского сельского поселения общей площадью 3,6га, препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанного объекта недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. В противном случае будет иметь место нецелевое расходование бюджетных средств. Указанной позиции корреспондируют и положения Федерального Закона от 21.07.1997 №122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным. Вместе с тем, Администрация Волошинского сельского поселения производит действия по распоряжению данным недвижимым имуществом (земельными участками), выделяя земельные участки для погребения. Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка землидля погребения тела (останков) или праха. При этом участки для захоронений на кладбищах предоставляются гражданам на правах бессрочного пользования и могут быть изъяты лишь при наличии на них бесхозных захоронений в порядке, установленном органами региональной исполнительной власти и местного самоуправления. Отсутствие государственной регистрации права собственности и произведенного государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого кладбищем, а соответственно отсутствие определенных в натуре границ этого земельного участка, не позволяет определять в установленном законом порядке и границы земельных участков, выделяемых гражданам на правах бессрочного пользования, что может в дальнейшем повлечь невозможность их идентификации, уничтожение, застройку либо использование по иному целевому назначению, что прямо противоречит ч.6 ст.16 ФЗ «О погребении и похоронном деле» (использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается). Соответственно, это нарушает права, гарантированные каждому человеку в соответствии с вышеуказанной нормой Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Помимо этого, в соответствии со ст.9 данного Федерального закона супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе определенного перечня услуг по погребению. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается в десятидневный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджетов иных фондов. Исполнение данного требования законодательства также невозможно без документального подтверждения права собственности на место погребения (кладбище) и обоснованности понесенных в связи с его содержанием расходов. Кроме этого, в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ, земля и природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности. Статьей 42 Конституции РФ закреплены три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду, право на получение достоверной информации о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к экологическим правам каждого гражданина, субъектами прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации. В ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Также к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (п.20 ч.1 ст.14 ФЗ-131). В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Между тем, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Так, указанное обстоятельство является препятствием для ввода в эксплуатацию и эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями Сан-ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. В связи с изложенным в настоящее время администрацией сельского поселения не осуществляются также и мероприятия, предусмотренные Сан-ПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в частности по установлению санитарно-защитной зоны кладбища, организации водоснабжения и водоотведения, получения санитарно-эпидемиологического заключения и др. Отсутствие установленных в натуре границ земельного участка не позволяет дать оценку исполнения санитарно-эпидемиологических правил в части соблюдения расстояния от жилой застройки. Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуации, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, что подтверждается информацией территориального отдела Управления Роспотребнадзора от 19.03.2010 года. В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст.76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку отсутствием государственной регистрации права собственности и, как следствие, невозможностью проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения и защиты этого права, нарушаются интересы неопределенного круга граждан, проживающих на данной территории данного сельского поселения, либо находящихся на его территории, прокурор Родионово-Несветайского района обращается в суд иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор в судебное заседание не явился, согласно поступившему ходатайству просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, согласно поступившему ходатайству просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Из представленного им письменного заявления следует, что в связи с тем, что решением Собрания депутатов Волошинского сельского поселения второго созыва «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов Волошинского сельского поселения «О бюджете Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района на 2011 год» №67 от 21.01.2011 года в бюджете Волошинского сельского поселения заложены денежные средства на содержание мест захоронения, на постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с расположенными на них кладбищами, заключен договор на выполнение комплексных работ по землеустройству №9 от 08.02.2011 с ООО «Гео-Дон», представитель ответчика исковые требования признает в полном объеме. Последствия, предусмотренные ч.2 ст. 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.

Представитель 3-го лица в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, согласно поступившему ходатайству просил рассмотреть дело в его отсутствие. дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, принимает признание иска представителем ответчика, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поскольку указанные сторонами обстоятельства подтверждаются материалами дела, из которых следует, что ответчиком действительно до обращения прокурора с настоящим исковым заявлением не были предприняты надлежащие меры к постановке на государственный кадастровый учет и к регистрации права собственности в отношении спорных земельных участков с расположенными на них кладбищами, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе и обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход соответствующего бюджета в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 39,173, 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области принять предусмотренные законом меры к постановке на государственный кадастровый учет и к регистрации права собственности в отношении: земельного участка, площадью 3,6 га с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 800 метрах на север от с. Генеральское, ул. Звездова,8 Волошинского сельского поселения, и земельного участка, площадью 1,3 га, с сооруженным на нем кладбищем, расположенного в 250 метрах на восток от х.Юдино, ул.Победы,9, Волошинского сельского поселения, а именно обратиться с заявлением в орган кадастрового учета, предоставив перечень необходимых документов, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости», в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с Администрации Волошинского сельского поселения Родионово-Несветайского района Ростовской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение 10 дней.

Судья

2-198/2014 (2-3289/2013;) ~ М-2880/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО КБ "Пойдем"
Ответчики
Кульченко Виталий Александрович
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Галицкая Валентина Алексеевна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
26.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2013Передача материалов судье
27.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2013Подготовка дела (собеседование)
23.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2013Судебное заседание
27.01.2014Судебное заседание
27.02.2014Судебное заседание
26.03.2014Судебное заседание
28.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2014Дело оформлено
30.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее