РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года Отрадненский городской суд Самарской области, в составе:
председательствующего Гребешковой Н.Е.
при секретаре Борецкой А.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-43-2016 по иску Давыдовой ФИО12 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе <адрес> о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Давыдова Л.П. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в <адрес> о включении периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии
В обоснование своих исковых требований истец указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ. Давыдова Л.П. обратилась к ответчику с заявлением для назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Однако, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ. истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, поскольку у нее отсутствует необходимый специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Давыдова Л.П. считает данное решение ответчика незаконным, ущемляющим ее пенсионные права и просит включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости как медицинскому работнику период работы в ТМО <адрес> <данные изъяты>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную пенсию по старости как медицинскому работнику ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Давыдова Л.П. исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим. С ДД.ММ.ГГГГ. Медсанчасть <данные изъяты> была переименована в Территориальное медицинское объединение на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Облздраву. При этом функции медико-санитарной части остались прежними, сменилось только наименование организации. Территориальное медицинское объединение осуществляло лечебно-профилактическую деятельность по охране здоровья населения в <адрес>. Переименование медико-санитарной части в ТМО на выполнение медицинской деятельности не повлияло. Затем, в связи с реорганизацией системы городского здравоохранения ТМО <адрес> было переименовано в МУ «<данные изъяты>
Кроме того. Давыдова Л.П. считает, что периоды, когда она находился на курсах повышения квалификации, непосредственно связаны с осуществлением работы и должны быть включены в медицинский стаж. На курсы повышения квалификации Давыдова Л.П. направлялась на основании приказов руководителя. За период нахождения на курсах повышения квалификации истцу выплачивалась заработная плата и сохранялось место работы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ Давыдова Л.П. находилась в отпуске по беременности и родам, с <данные изъяты>. – в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, с 24<данные изъяты>. – в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период, по мнению истца, также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьи 165 и 167 КЗоТ РСФСР не содержали в себе ограничения по зачету в специальный трудовой стаж отпусков по уходу за детьми для назначения женщинам льготной пенсии.
Истец полагает, что в силу действующего в тот период законодательства, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, а затем и до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению как в общий, так и специальный стаж работы в льготном исчислении.
Согласно пункту 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, и подпункту "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения, должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, входят отделения хирургического профиля (акушерские, гинекологические, родовые (родильные)), должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.
В спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ. Давыдова Л.П. работала <данные изъяты>, что относится к отделениям хирургического профиля. Следовательно, данный период должен быть исчислен как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Действительно в ЕКТС нет отдельного наименования такой должности как медицинская сестра для новорожденных. Однако, в период с ДД.ММ.ГГГГ Давыдова Л.П. занимала штатную должность медсестры, работала в родильном отделении. Согласно должностной инструкции медицинской сестры по уходу за новорожденными родильного отделения, основной задачей медсестры является обслуживание новорожденных до их выписки или перевода в другое отделение. Итсец полагает, что данный период период подлежит включению в специальный стаж для назначения пенсии.
Представитель ответчика ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.) в судебном заседании исковые требования не признала. дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Суд, изучив материалы дела, заслушав истца, адвоката истца, представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 27.1 и 28 этого Закона.
В соответствии со статьями 27 и 27.1 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.
Согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается досрочно лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из разъяснения Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В перечень структурных подразделений учреждения здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. входит медикосанитарная часть
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ. Давыдова Л.П. была принята на работу в ТМО на должность медсестры для новорожденных акушерского отделения.
Из Устава <данные изъяты> территориального медицинского объединения следует, что оно образовалось путем переименования медико-санитарной части, при этом функции медико-санитарной части сохранились.
С ДД.ММ.ГГГГ Медсанчасть НГДУ «<данные изъяты> была переименована в Территориальное Медицинское объединение на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. по Облздраву.
В судебном заседании установлено, что при переименовании медсанчасти НГДУ «<данные изъяты>» в ТМО <данные изъяты> функции ее не изменились, выполняемая работа и объем остались прежними, а при переименовании произошло только изменение названия организации. Территориальное медицинское объединение осуществляло лечебно-профилактическую деятельность по охране здоровья населения в <адрес>
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что период работы Давыдовой Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ. в ТМО <адрес> подлежит включению в специальный стаж.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
В соответствии с пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, из названных нормативных положений, исходя из их буквального толкования, следует, что периоды работы врачей и среднего медицинского персонала до 1 ноября 1999 года могут быть исчислены в льготном порядке независимо от наименований и квалификационных характеристик медицинских должностей.
Абзацем 3 пункта 2 указанного Постановления были предусмотрены врачи- хирурги всех наименований, средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачи анестезиологи-реаниматоры, средний медицинский персонал отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, которым один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев.
При отнесении отделений к числу хирургических применялся перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденный приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 г. N 28, которым предусмотрено акушерское отделение (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности).
Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28 родильное отделение отнесено к числу отделений, подразделений хирургического профиля.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1997 N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Таким образом, спорный период работы истца с 24.09.1990г. по 31.10.1999г. в должности медицинской сестры для новорожденных, пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в соответствии с которым право на досрочную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ Давыдова Л.П. работала в должности медицинской сестры для новорожденных акушерского отделения, то есть в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля, следовательно, указанный период подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и 6 месяцев, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. Давыдова Л.П. находилась в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981г. № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных основаниях (статья 167 КЗоТ РСФСР). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, при предоставлении женщине отпуска по уходу за ребенком до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", время нахождения женщины в указанном отпуске подлежит включению в полном объеме в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку право на включение указанного периода в специальный стаж было приобретено на основе действовавшего на момент возникновения соответствующих правоотношений законодательства до внесения вышеуказанных изменений, с принятием которых время нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестало включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Согласно совместного постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992.
Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ у Давыдовой Л.П. родилась <данные изъяты> ФИО8
Статьями 165, 167 КЗоТ РФ предусматривалось, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, а при рождении двух и более детей - сто десять) календарных дней после родов. По желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.
В совместном информационном письме Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 ноября 2002 года N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 дается разъяснение, что отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данные разъяснения обязательны для исполнения всеми структурными подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, периоды временной нетрудоспособности должны быть включены в специальный стаж истицы в льготном исчислении, так как в указанные периоды она получала пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно, сохранение всех гарантий, в том числе, включение данных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периодов работы.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит включению Давыдовой Л.П. в специальный трудовой стаж в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев.
Кроме того, так как отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и 3 лет предоставлялся истцу, когда она занимала должность в учреждении, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет был предоставлен ей до ДД.ММ.ГГГГ и не прерывался, а затем был предоставлен отпуск по уходу за ребенком жо достиженияим возраста 3 лет, то в специальный стаж истца период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. подлежит включению в полном объеме, на условиях, установленных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР N 464, как один год работы за один год 6 месяцев.
Давыдова Л.П. просит включать в специальный стаж для назначения пенсии как медицинскому работнику период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности медсестры для новорожденных в МУ «<данные изъяты>».
Действительно должность медсестры для новорожденных не поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.199г. (период действия с 01.11.1999г. по 31.12.2001г.) и постановлением Правительства РФ № 781 от 291.0.2002г. (действует с 01.01.2002г.).
Как следует из должностной инструкции, основной задачей медицинской сестры по уходу за новорожденными является обслуживание новорожденных до их выписки или перевода в другое отделение или учреждение. Медсестра отвечает за весь комплекс мероприятий по уходу за новорожденными с момента перевода новорожденных из родовой до выписки. В обязанности медсестры по уходу за новорожденными входит целый комплекс мероприятий и определенных медицинских процедур.
Из имеющихся в материалах дела штатных расписаний МУ «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в акушерском отделении из должностей медицинских сестер предусмотрена только должность медицинской сестры для новорожденных.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указано, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Из имеющихся в материалах дела карточек-справок на Давыдову Л.А. ее должность поименована как медицинская сестра.
Должность медицинская сестра относится к среднему медицинскому персоналу (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 09 сентября 1964 года N 9, Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781).
На основании изложенного, суд считает, что период работы ФИО9 в должности медсестры для новорожденных в МУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. может быть включен в специальный стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в календарном исчислении.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001г. № 314 "О порядке получения квалификационных категорий", повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Как установлено судом истец находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Указанное обстоятельство позволяет суду сделать вывод о том, что периоды нахождения Давыдовой Л.П. на курсах повышения квалификации подлежат включению в медицинский стаж, поскольку связаны с выполнением трудовых обязанностей.
Более того, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в том исчислении, в каком был засчитан период работы в котором истец находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми
Поскольку, с учетом включения периодов работы Давыдовой Л.П. с ДД.ММ.ГГГГ в ТМО <адрес>, в том числе периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении один год работы за 1 год шесть месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ в МУ «<данные изъяты>» в льготном исчислении один год работы за 1 год шесть месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ. в МУ «<данные изъяты>», а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации, специальный стаж Давыдовой Л.П. составляет 30 лет, то истец имеет право на досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Давыдовой ФИО13 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Отрадном о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости удовлетворить.
Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Давыдовой ФИО14
- период работы в Территориальном медицинском объединении <адрес> с <данные изъяты>
- период работы в МУ «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры для новорожденных, в том числе <данные изъяты>
- период работы в МУ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры для новорожденных в календарном исчислении (за исключением отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ
Назначить Давыдовой ФИО15 трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 05 февраля 2016г.
Судья Н.Е. Гребешкова