Дело № 2-374/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Соловьевой К.Н.,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Солодянкиной А.И.,
представителя ответчика Даниленко А.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах Сакович О.Н. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Дивногорская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дивногорска в интересах Сакович О.Н. обратился в суд с иском к КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница», третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период 01.01.2017 по 31.12.2017, а также за январь, февраль 2018 года в размере 25123,78 руб., мотивируя тем, что в ходе проверки по заявлению ФИО1 о нарушении ее социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г.Дивногорска установлено, что Сакович О.Н. с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность в должности <данные изъяты> КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовому договору и дополнительному соглашению продолжительность рабочей недели Сакович О.Н. составляла и составляет 40 часов в неделю.
Из расчетных листов следует, что в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 Сакович О.Н. ежемесячно (за исключением июля, августа и октября) начислялась заработная плата в размере 10 592 рублей; в январе, феврале 2018 года - 11 016 рублей.
В указанные размеры заработной платы компенсационные выплаты: северная надбавка и районный коэффициент включались с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства начисление заработной платы Сакович О.Н. должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Сакович О.Н. не начислены и не выплачены суммы заработной платы за: январь 2017 года – 1408 рублей; февраль 2017 года– 1408 рублей; март 2017 года – 1408 рублей, апрель 2017 года– 1408 рублей; май 2017 года – 1408 рублей; июнь 2017 года– 1408 рублей; август 2017 года – 1 477,55 рублей; сентябрь 2017 года - 1 888 рублей; октябрь 2017 года - 1201,43 руб.; ноябрь 2017 года- 1 888 рублей; декабрь 2017 года- 1888 рублей; январь 2018 года – 4166,40 рублей; февраль 2018 года - 4166,40 рублей, а всего 25123,78 рубля.
Прокурор Солодянкина А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Истец Сакович О.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель ответчика Даниленко А.В. в судебном заседании иск признал частично, в размере 7843,67 рублей по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица - министерства здравоохранения Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Сакович О.Н. была принята на работу в КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» на должность <данные изъяты>), что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям трудового договора работнику установлен должностной оклад в размере 2 454 рублей за календарный месяц, а также районный коэффициент в размере 30 % и северная надбавка в размере до 30 % (п.п. 4.2, 4.3 трудового договора).
Кроме того, дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» и <данные изъяты> Сакович О.Н., последней установлен должностной оклад в размере 2 454 руб. за календарный месяц исходя из нормы 40 часов в неделю, а также районный коэффициент в размере 30 % и северная надбавка в размере до 30 %.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакциях ФЗ от 02.06.2016, 19.12.2016, 28.12.2016) установлен минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц; с 1 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц.
Таким образом, ответчиком неправильно начислялась заработная плата истцу, поскольку исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2017 МРОТ в сумме 7500 рублей в месяц, с 01.07.2017 года в сумме 7800 рублей в месяц, с 01.01.2018 - 9 489 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30% с 01.01.2017 истец должен был получать заработную плату в месяц не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 не менее 12480 рублей, с 01.01.2018 не менее 15182,40 рублей.
Вместе с тем, согласно расчетным листкам истцу была начислена заработная плата в периоды: с января 2017 года по июнь 2017 года в размере по 10592 рубля ежемесячно, в августе 2017 года - 8289,39 руб.; в сентябре 2017 года – 10592 руб.; в октябре 2017 года – 6740,36 руб., в ноябре 2017 года и декабре по 10592 руб. ежемесячно, в январе 2018 года и феврале 2018 года по 11016 руб. ежемесячно.
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 25123,78 руб. из расчета:
- за январь 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за февраль 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за март 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за апрель 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за май 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за июнь 2017 года в размере 1 408 рублей ((7500 руб. + 2 250 руб. + 2 250 руб.) – 10 592 руб.);
- за август 2017 года в размере 1477,55 рублей ((6104,34 руб. (с учетом отработанного времени 144 часов (7800 руб. * 184ч./ 144ч)) + 1831,30 руб. + 1831,30 руб.) – 8 289,39 руб.);
- за сентябрь 2017 года в размере 1 888 рублей ((7800 руб. + 2340 руб. +2340 руб.)– 10 592 руб.);
- за октябрь 2017 года в размере 1201,43 рублей (4963,63 руб. (с учетом отработанного времени 112 часов (7800*176ч./112ч.) + 1489,08 руб. + 1489,08 руб.) – 6740,36 руб.);
- за ноябрь 2017 года в размере 1 888 рублей ((7800 руб. + 2340 руб. +2340 руб.)– 10 592 руб.);
- за декабрь 2017 года в размере 1 888 рублей ((7800 руб. + 2340 руб. +2340 руб.)– 10 592 руб.);
- за январь 2018 года в размере 4166,40 рублей ((9 489 руб. + 2846,70 руб. +2846,70 руб.) -11 016 руб.);
- за февраль 2018 года в размере 4166,40 рублей ((9 489 руб. + 2846,70 руб. +2846,70 руб.) -11 016 руб.).
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, о том, что правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, согласно которой в состав МРОТ не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежит применению к правоотношениям, возникшим за прошедшее время, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 953,71рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» в пользу Сакович О.Н. недоначисленную заработную плату в размере 25 123 (двадцати пяти тысяч ста двадцати трех) рублей 78 копеек.
Взыскать с КГБУЗ «Дивногорская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 953 (девятисот пятидесяти трех) рублей 71 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова