РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 октября 2017 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего - Кузиной Н.Н.
при секретаре - Крючковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1553/17 по административному исковому заявлению Москвитина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Москвитин В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары от 15.05.2017 г. № РД-1232 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, незаконным и отменить его.
Определением суда от 01.09.2017 г. к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен Департамент градостроительства г.о.Самара.
В судебном заседании представитель административного истца Москвитина В.И. – Попечителева М.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования подержала, показала, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 250 кв.м. Фактически он пользуется земельным участком площадью 427 кв.м. 11.04.2017 г. административный истец обратился в Администрацию г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в его собственности. То есть он обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, прилегающего к его, за плату. 15.05.2017 г. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1232 административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, на основании того, что образуемый земельный участок находиться в зоне полосы отвода железной дороги. Однако, указанный участок находиться в пользовании административного истца более 30 лет, участок не изымался, не резервировался, используется административным истцом по назначению. Считает, что указанный земельный участок ошибочно отнесен Департаментом градостроительства г.о.Самара к полосе железной дороги, поскольку соседние земельные участки к полосе отвода железной дороги не относиться, используются физическими лицами для садоводства более 30 лет. Согласно ответу ОАО «РЖД» испрашиваемый земельный участок к полосе отвода железной дороги не относиться. Просит административные исковые требования удовлетворить, признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самары от 15.05.2017 г. № РД-1232 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным и отменить его.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о.Самара – Баранова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала и показала, что Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-1232 от 15.05.2017 г. административному истцу было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок в соответствии с приложением № 3 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61, расположен в полосе отвода железной дороге. Административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемое Распоряжение административного ответчика является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца. В удовлетворении административных исковых требований просит отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации г.о. Самара не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, предоставил письменные пояснения, в которых просит в удовлетворении административных исковых требований Москвитину В.И. отказать.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - ОАО «РЖД» не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение административных исковых требований оставил на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218Кодекса административного судопроизводства РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться всудс требованиямиоб оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В силу п.п. 2,3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).
Исходя из п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов деда следует, что Москвитин В.И. является собственником земельного участка, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 250 +/- 6 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый №.
11.04.2017 г. Москвитин В.И. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером №.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.05.2017 г. № РД-1232 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно указано, что на основании карты правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. № 61 (далее Правила), образуемый земельный участок расположен в зоне – полоса отвода железной дороги.
В соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При этом в силу п. 5 статьи 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 39.29 ЗК РФ устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
При этом в силу подпункту 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
К таким основаниям, согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, относятся случаи, когда имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в частности, когда схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации требований в образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Согласно сведениям из ИСОГД г.о. Самара и топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара испрашиваемые земельные участки площадью 250 кв.м. и 177 кв.м., находятся в полосе отвода железной дороги по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 г. № 61.
Указанная информация содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы истца, что земельный участок используется более 30 лет, ошибочно Департаментом градостроительства г.о. Самара был отнесен к полосе отвода железной дороги, соседние земельные участки к полосе отвода железной дороги не относятся, используются для садоводства более 30 лет, не могут быть приняты во внимание.
В силу пункта «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс РФ определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава Городского округа Самара Департамент градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 г. № Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД, устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, ее структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
Согласно пункту 1.3 положения ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода железных дорог (далее – полоса отвода) – земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станции, водоотводных и укрепительных устройств, защитных поло лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также для установления полос отвода и охранных зон железных дорог. При этом свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 г. № 611 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка, границы полосы отвода железных дорог устанавливается с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 г. № 126 «Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог».
При этом ширина земельных участков, отводимых для земляного полотна на перегонах (при отсутствии боковых резервов, кавальеров, укрепительных сооружений, снегозадерживающих лесных насаждений и устройств) устанавливается от 24 до 52 м. для насыпей высотой до 12 м., от 26 до 60 м. для выемок глубиной до 12 м. и от 50 до 100 м. для участков с особыми природными условиями местности. Кроме того, при размещений железнодорожных путей I и II категорий на землях несельскохозяйственного назначения или не пригодных для сельского хозяйства, для устройства в будущем дополнительного (второго, третьего и пр.) пути ширину земельных участков необходимо устанавливать на 10 метров больше приведенных размеров, а при размещении железнодорожных путей I и II категорий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях лесного фонда Российской Федерации дополнительная ширина земельных участков выделяется в охранную зону.
Земельные участки, расположенные в границе полосы отвода железной дороги, приватизации в частную собственность не подлежат, так как в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» являются федеральной собственностью и предоставлены ОАО «РЖД» в аренду в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. №264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги».
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, являются ограниченными в обороте.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что распоряжение Департамента в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является законным и обоснованным.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом не представлены доказательства того, что оспариваемое распоряжение Департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенного и установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Москвитина В.И. к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самары о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2017 г.
Судья Н.Н. Кузина