Дело № 2-1134/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2017 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Мякишевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в интересах Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области к администрации Гурьевского городского округа, Чайкину Дмитрию Юрьевичу, Чайкиной Елене Владимировне о признании недействительным формирование земельного участка, договора купли-продажи земельного участка, о признании отсутствующим право собственности на земельный участок, с участием третьих лиц Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Калининградской области»
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным выше иском, которым с учетом уточнений и дополнений исковых требований, просил признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, договор купли – продажи указанного земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГ между Чайкиной Еленой Владимировной и Чайкиным Дмитрием Юрьевичем, отсутствующим право собственности Чайкина Дмитрия Юрьевича на земельный участок.
Заявленные требования мотивированы тем, что Калининградской межрайонной природоохранной прокуратурой в период времени с января по март текущего года проведена проверка на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки установлено, что в соответствие с распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от ДД.ММ.ГГ №-р в реестр федерального имущества внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 1049940 кв.м., разрешенное использование «для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области». ДД.ММ.ГГ в отношении данного землепользования в пользу Российской Федерации зарегистрировано право собственности. Распоряжением территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области от ДД.ММ.ГГ №-р данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений». Соответствующий акт приема передачи между Территориальным Управлением и Учреждением подписан ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ в пользу Учреждения в отношении данного земельного участка зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования. В соответствие с вышеуказанными распоряжениями и актом приема передачи, передаваемый Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок расположен восточнее <адрес > согласно внешним границам, обусловленными актом установления и согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГ. Данным актом произведен отвод в натуре земельного участка Учреждения, а также выполнено его межевание при участии собственников или их представителей - ЗАО «Рощино», Луговской сельский округ, Департамент дорожного хозяйства, Калининградская железная дорога. Границы участка, отведенного Учреждению, согласованы руководителем Гурьевского комитета по земельным ресурсам.
В тоже время, как установлено проверкой, за счет фактической площади данного землепользования – участка с кадастровым номером № осуществлено формирование, кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № и последующее распоряжение им. При этом, каких-либо согласований при установлении границ спорного земельного участка с Территориальным Управлением, либо Учреждением, осуществлено не было.
В судебном заседании прокурор Смирнов Е.А. требования иска поддержал, просил его удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в нем.
Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» - Хрычева А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что формирование спорного земельного участка не позволяет провести межевание земельного участка РФ в соответствии с требованиями закона и поставить на кадастровый учет с установленными границами. Земельный участок РФ отнесен к категории ценных земель и используется Федеральным государственным учреждением в научных целях для обеспечения продовольственной безопасности области, на его территории расположены лаборатория, зерноток и зернохранилище.
Иные участники судебного процесса в судебное заседание своих представителей не направили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием в адрес суда не поступало.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовавматериалы дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что для осуществления испытания, охраны и использования селекционных достижений в Калининградской области ДД.ММ.ГГ главой администрации Гурьевского муниципального района было принято решение о формировании и утверждении проектов границ двух земельных участков: земельного участка площадью 21,0 га и земельного участка площадью 104,994 га и предоставлении указанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», издано соответствующее постановление главы администрации Гурьевского района от ДД.ММ.ГГ № «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков ФГУ «Госсорткомиссия» в Гурьевском районе».
ДД.ММ.ГГ между администрацией Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» в лице уполномоченного начальника Инспектуры по Калининградской области А. Хрычевой, заключен договор передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование: земельного участка площадью 21,0 га, расположенного севернее <адрес >, с реестровым (временным) номером № и земельного участка площадью 104994 га, расположенного восточнее поселка <адрес > с реестровым (временным) номером №.
Предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 104994,0 кв.м. с кадастровым номером № на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №р от ДД.ММ.ГГ внесен в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества №-ф от ДД.ММ.ГГ.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области №-р от ДД.ММ.ГГ указанный выше земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», составлен акт приема – передачи.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ № утвержден Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Калининградской области, использование которых для других целей не допускается. В п. 4 указанного перечня включен земельный участок с кадастровым номером №.
Обращаясь в суд с настоящим иском и настаивая на заявленных требованиях, прокурор ссылается на то, что в границах земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности РФ, площадью 1049940 кв.м. сформирован и стоит на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером №, образованный по выписки из похозяйственной книги.
В подтверждение своей позиции о наложении границ земельных участков, прокурором были представлены чертеж границ земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГ председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района и схема расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ, выполненная ООО «Геоид Зем».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ начальником Территориального управления Луговского района Гурьевского городского округа А.С. Товпиком на имя Ленковой Александры Михайловны выдана выписка из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок, из которой следует, что Ленковой А.М. принадлежит на праве пользования земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес >, о чем в похозяйственной книге за №, л/счет №, ДД.ММ.ГГ сделана запись на основании подворового обхода.
ДД.ММ.ГГ на основании указанной выше выписки из похозяйственной книги, органом кадастрового учета были внесены сведения в ГКН об указанном земельном участке как о ранее учтенном.
ДД.ММ.ГГ в ЕГРП внесена запись о праве собственности Ленковой А.М. на указанный земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГ.
В январе 2013 года собственником участка Ленковой А.М. были проведены кадастровые работы по уточнению его границ, на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГ участок поставлен на кадастровый учет с установленными геодезическими границами. Соответствующее решение было принято органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГ.
После смерти Ленковой А.М., умершей ДД.ММ.ГГ, право собственности на участок в порядке наследования возникло у Чайкиной Е.В. на основании принятого ДД.ММ.ГГ решения Гурьевского районного суда по делу № 2-1922/2015.
ДД.ММ.ГГ по договору купли – продажи земельный участок был отчужден Чайкиной Е.В. в пользу сына – Чайкина Д.Ю. Право собственности Чайкина Д.Ю. зарегистрировано в ЕГРП ДД.ММ.ГГ.
Исследовав доводы прокурора по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлен состав земель в Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В силу части 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земли из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, распоряжение землями может осуществляться только их собственником – Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером № на землях РФ установлен в ходе рассмотрения дела. Представленные стороной истца документы с очевидностью свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Информация о земельном участке с кадастровым номером №, его границах, месторасположении, конфигурации содержалась в приложении к договору передачи земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключенного между администраций Гурьевского района и ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений» ДД.ММ.ГГ, в актах установления и согласования границ земельного участка, государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, утвержденных руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района Кулишом В.И. 20 июля и ДД.ММ.ГГ.
Решение об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка с кадастровым номером № было принято ДД.ММ.ГГ, тогда как сведения о земельном участке с кадастровым номером № уже содержались в государственном кадастре недвижимости (ДД.ММ.ГГ год).
Сопоставив и проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленный стороной истца чертеж границ земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГ председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Гурьевского района, схему расположения земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ, выполненную ООО «Геоид Зем», а также материалы кадастровых дел земельных участков, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером № сформирован за счет части территории земельного участка с кадастровым номером №.
Доказательств обратного суду представлено не было.
В соответствии со статьями 1,16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки подлежат государственному кадастровому учету, под которым понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с указанием характеристик объекта недвижимости.
Необходимым для кадастрового учета документами являются: межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ) (статья 22 указанного выше Федерального закона).
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (статья 39 Федерального закона).
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка.
Из смысла и содержания названных норм следует, что установленный статьей 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» порядок согласования границ земельного участка имеет своей целью урегулировать споры по местоположению границ во внесудебном порядке, а если спор на этой стадии не был урегулирован, вопрос о местоположении границы разрешается судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств можно сделать вывод о том, что уточнение местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером № на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГ было произведено без учета прав собственника участка с кадастровым номером №, а также с нарушением процедуры согласования границ участка. Межевой план спорного земельного участка не содержат в себе соответствующих документов о согласовании границ спорного участка.
В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности формирования спорного земельного участка в границах согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГ, которое безусловно и бесспорно ставит под угрозу нарушение прав РФ на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №
С учетом изложенного у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора о признании недействительным межевого плана земельного участка с кадастровым номером №.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок является ранее учтенным, спор о правах на земельный участок отсутствует, обращение в суд истца вызвано несогласием с уточнением его границ согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГ, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о признании недействительным договора купли – продажи участка, на основании которого у Чайкина Д.Ю. возникло право собственности, и признании его права отсутствующим, суд не усматривает. В удовлетворении заявленных требований в этой части следует отказать.
Разрешая заявление ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском, суд не находит оснований для его применения.
В силу статьи 181 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 21 июля 2005 года) срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из приведенных выше норм права, суд считает, что при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Такая же правовая позиция отражена в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 года № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе».
Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует, что о предполагаемом нарушении действующего законодательства формированием спорного земельного участка, прокурору стало известно по результатам рассмотрения обращения территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области.
Уведомление и.о. руководителя Росимущества Боровковой Т.В. о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка поступило в адрес Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Д.В. Кима ДД.ММ.ГГ (вход. №). Требования о признании недействительным формирования спорного земельного участка и совершенных в отношении участка сделок, были заявлены прокурором ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурором не пропущен срок исковой давности для обращения в суд с указанными выше требованиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1200 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░