Дело № 2- 151\23 за 2011 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Марковой К.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игноевой А.В. к УФСИН России по РК, ФКУ УИИ УФСИН России по РК о взыскании невыплаченного единовременного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что Игноева А.В. проходила службу в органах внутренних дел и уголовно-исправительной системе Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. За время службы в органах внутренних дел и уголовно-исправительной системе многократно поощрялась за высокие достижения по службе, в том числе в 2010 году пять раз. В 2011 году истец продолжала службу в должности <данные изъяты>, которую занимала с 2009 года. Службу несла добросовестно, взысканий и нареканий от руководства не имела. 03 апреля 2011 года истец подала рапорт о предоставлении ей очередного отпуска с последующим увольнением по выслуге лет. 29 июня 2011 года истец подала рапорт об увольнении со службы по п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). 06 июля ей вручили копию приказа № от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении со службы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, а также о лишении единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01 января 2011 года по 06 июля 2011 года, и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и с 01 июля 2011 года по 06 июля 2011 года. С указанным приказом в части лишения денежных выплат не согласна. Просит в данной части приказ признать незаконным и отменить его, взыскать с ответчика единовременное денежное вознаграждение и премии.
В ходе рассмотрения дела истец требования дополняла и уточняла, окончательно просила признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части лишения ее единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01 января 2011 года по 06 июля 2011 года, и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и с 01 июля 2011 года по 06 июля 2011 года незаконным и отменить его в этой части; взыскать с ответчика в ее пользу единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01 января 2011 года по 06 июля 2011 года в размере <данные изъяты> руб., денежную премию за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и с 01 июля 2011 года по 06 июля 2011 года в размере <данные изъяты> руб.
В соответствие с ч. 3 ст. 392 Трудового кодекса РФ просит восстановить срок для обращения в суд по взысканию оплаты за сверхурочно выполненную в 2010 году (в марте, апреле, мае, июне месяце) работу и взыскать с ответчика согласно представленному расчету <данные изъяты> руб.
Кроме того, при исчислении пособия при увольнениик размеру пособия не были применены районный коэффициент - 15% и надбавка за службу в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50%. Таким образом, считает, что сумма недоначисленного пособия составляет<данные изъяты> руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика, с согласия истца, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании истец не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Ее представитель Салина Э.Б., действующая по доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в исковых заявлениях основаниям, указав, что истица не имела дисциплинарных взысканий, имела многочисленные поощрения, в связи с чем, оснований для лишения премии не имелось. Кроме того, за сверхурочно отработанное время в указанные в иске спорные периоды истице оплата не производилась, отгулы также не предоставлялись. Просит восстановить срок для обращения в суд за взысканием оплаты за сверхурочно отработанное время, так как истец полагала, что полный расчет будет произведен с ней при увольнении. Также полагает не соответствующим закону действия ответчика, не начислившего на пособие при увольнении районный коэффициент и северную надбавку, полагает, что срок для обращения в суд с данными требованиями не пропущен, так как истице стало об этом известно при судебном разбирательстве, кроме того полагает, что течение срока прерывается подачей первоначального иска в суд. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель УФСИН России по РК Фефелова Е.А., действующая по доверенности, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в ранее представленных отзывах. Указала, что истцом пропущен срок для обращения в суд по требованиям об оплате сверхурочно отработанного времени и взыскании районного коэффициента и процентной надбавки на пособие при увольнении. Кроме того, по требованиям о денежных выплатах УФСИН России по РК является ненадлежащим ответчиком. Истица лишена единовременного денежного вознаграждения и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей обоснованно, поскольку имела упущения в работе. На правоотношения между истцом и УФСИН России по РК в данной части требования Трудового кодекса РФ не распространяются, а действуют специальные законы. Кроме того указала, что истцом пропущен срок обращения с иском в суд по требованиям об оплате сверхурочно отработанного времени и взыскании недоплаченного пособия при увольнении. Просит в иске отказать.
Представители ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Карелия доводы представителя УФСИН России по РК поддержали, но указали, что расчет с работником производился на основании приказа об увольнении истицы со службы, изданного УФСИН России по РК.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Игноева А.В. проходила службу в органах внутренних дел и уголовно-исправительной системе Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. За время службы в органах внутренних дел и уголовно-исправительной системе многократно поощрялась за высокие достижения по службе, взысканий не имела. С 12 февраля 2009 года истец проходила службу в должности <данные изъяты>. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании поданного рапорта истица уволена со службы по п. «в» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Также в соответствии с данным приказом истица была лишена единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01 января 2011 года по 06 июля 2011 года, и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01 апреля 2011 года по 30 июня 2011 года и с 01 июля 2011 года по 06 июля 2011 года.
В соответствии с п.6 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 (с последующими изменениями) порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками инспекций регулируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (с послед. изменениями) (далее - Положение) правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).
Преамбула к Положению устанавливает, что Положение регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, а сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном Положением порядке присвоены специальные звания рядового к начальствующего состава органов внутренних дел (ст. 1 Положения).
В силу ст. 34 Положения под служебной дисциплиной в органах внутренних дел понимается соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.
Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего распорядка органа внутренних дел (подразделения) либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.
Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 39 указанного Положения.
Статьей 64 Положения определено, что сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» определено, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, выплачивается единовременное пособие исходя из соответствующего количества месячных окладов денежного содержания, исчисляемое из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы.
При этом законодательно не предусмотрено начисление на единовременное пособие при увольнении районного коэффициента и северной надбавки. Ссылка стороны истца на Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2006г. № 376 (п.97) о том, что к денежному довольствию сотрудников применяются районные коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки, несостоятельны, поскольку единовременное пособие при увольнении не относится к денежному довольствию сотрудников, что вытекает из положений ст. 1 ФЗ № 78 от 30.06.2002г. «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
Указанное Положение о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы также регламентирует порядок премирования сотрудников. В соответствии с п.11 данного положения премирование сотрудников уголовно-исполнительной системы за образцовое исполнение служебных обязанностей производится руководителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в пределах средств, предусмотренных на эти цели; конкретные размеры премии определяются соответствующим руководителем; решение о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей, лишении или уменьшении ее размера за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины принимается начальником подразделения, учреждения, организации уголовно-исполнительной системы и оформляется приказом.
В соответствии с п.12 данного Положения за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов), в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам выплачиваются компенсации.
Выплата единовременного денежного вознаграждения сотрудникам, за добросовестное исполнение служебных обязанностей регулируется Постановлением Правительства РФ от 21.01.2003 N 33 (ред. от 05.10.2007) "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", в соответствии с которым выплачиваемая сотрудникам премия исчисляется исходя из оклада по основной штатной должности и оклада по специальному званию, а сотрудникам, назначенным исполняющими обязанности по должности, - исходя из оклада по этой штатной должности и оклада по специальному званию. Выплата премии производится ежеквартально, ежемесячно или за иной период текущего года. Размер премии, срок и порядок ее выплаты определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Выплата денежной премии сотрудникам за добросовестное исполнение служебных обязанностей (далее по тексту премия) также регулируется Положением УФСИН России по РК, утвержденным 22.09.2010 г. начальником УФСИН России по РК.
В соответствии с п. 13 указанного Положения начальник вправе снизить или лишить сотрудника премии за нарушение служебной и трудовой дисциплины, ухудшение показателей финансово-хозяйственной и оперативно-служебной деятельности, а также за другие упущения в служебной деятельности.
Выплата единовременного денежного вознаграждения сотрудникам за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года (далее по тексту - вознаграждение) и премий регулируется Приказом ФСИН России от 27.04.2005г. №315. В частности, пунктом 1.8 Приказа предусмотрены основания, когда премии не выплачиваются: сотрудникам, уволенным со службы в связи с нарушением ими условий контракта, за грубое либо систематическое нарушение дисциплины, за совершение проступка, порочащего честь сотрудника, в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда; сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, за полные календарные годы нахождения в отпуске; сотрудникам, проходящим службу за границей, которым выплачиваются должностные оклады в иностранной валюте и денежное довольствие в российских рублях. Пунктом 2.5 Приказа начальники вправе лишать сотрудников вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание требования п.п.34,39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, представляется, что лишение сотрудника вознаграждения и премии за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины допустимо, если сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности срок привлечения к ответственности не истек.
Как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> истица лишена единовременного денежного вознаграждения и премии, однако основания, послужившие принятию данного решения, в приказе не указаны.
Сторона ответчика в обоснование лишения истицы указанных выплат ссылается на то обстоятельство, что за время прохождения службы Игноева А.В. имела нарекания по службе и в отношении нее проводился ряд служебных проверок, за первое полугодие 2011 г. значительно ухудшились показатели финансово-хозяйственной деятельности УИИ по <адрес>, а к дисциплинарной ответственности Игноеву А.В. привлечь не представилось возможным в связи с тем, что она уволилась в последний день отпуска; выявленные факты упущений по службе зафиксированы в рапортах и справках сотрудников УФСИН, материалах служебных проверок. Однако в силу изложенных выше правовых позиций доводы ответчика не соответствуют закону, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах, исковые требования о признании оспариваемого приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о лишении Игноевой А.В. единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое исполнение служебных обязанностей незаконным и его отмене в данной части заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Согласно представленного расчета размер единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01.01.2011г. по 06.07.2011г составляет <данные изъяты> руб., денежная премия за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01.04.2011 по 30.06.2011 и с 01.07.2011г. по 06.07.2011г. составляет <данные изъяты> руб. Указанные суммы подлежат взысканию в пользу истицы с УФСИН России по РК, как с надлежащего ответчика, поскольку указанные выплаты производятся ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Карелия на основании приказа начальника УФСИН России по РК.
Согласно приказу начальника ФБУ МРУИИ № 1 УФСИН России по Республике Карелия от 27.04.2010 г. №24 «Об учете рабочего времени в ФБУ МРУИИ №1 УФСИН России по Республике Карелия на 2010 год» утверждена инструкция о порядке учета рабочего времени сотрудников ФБУ МРУИИ №1 УФСИН России по Республике Карелия. На основании п.2 приказа ответственными за заполнение табелей учета использования рабочего времени являются начальники уголовно-исполнительных инспекций. Пункт 3 инструкции обязывает начальников уголовно-исполнительных инспекций лично вести табель использования рабочего времени сотрудников. Пунктом 9 инструкции определено, что привлечение сотрудников в рабочие дни к проверкам подучетных лиц в вечернее и ночное время осуществляется в соответствии с утвержденными графиками. Факты привлечения к указанным видам работ истицы в заявленные периоды времени стороной ответчика не оспаривались в судебном заседании. Однако, как следует из представленных в материалы дела рапортов, истице были предоставлены дни отгулов, что подтверждается визами руководителя на данных документах. Стороной истца, в силу ст. 56 ГПК РФ, данные обстоятельства не опровергнуты.
Кроме того, как следует из денежного аттестата № в отношении Игноевой А.В., с которым истица была ознакомлена 06.07.2011 года и удостоверила данные, отраженные в нем своей подписью, должностной оклад на момент увольнения составлял <данные изъяты> руб., оклад по специальному званию - <данные изъяты> руб.; выслуга лет на 06.07.2011г. составляла <данные изъяты> дней; процентная надбавка за выслугу лет составляла 50%; единовременное пособие при увольнении составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> окладов денежного содержания). Также в аттестате отражены и иные суммы, начисленные и подлежащие выплате сотруднику.
В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При таких обстоятельствах Игноева А.В. должна была узнать о нарушении своего права с момента ознакомления с указанным аттестатом. При указанных обстоятельствах срок для обращения в суд с требованиями о взыскании оплаты за сверхурочно отработанное время в 2010 году (требования заявлены 17 ноября 2011 года), а также с требованиями о взыскании недоплаченного пособия при увольнении, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки (требования заявлены 01 декабря 2011 года) пропущен; уважительных причин для его восстановления не имеется; обстоятельств, препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не установлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств правовых оснований для удовлетворения исковых требований Игноевой А.В. о взыскании оплаты за сверхурочно отработанное время в 2010 году, а также недоплаченного пособия при увольнении, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, не имеется. Соответственно, в иске к ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Карелия, которое производило начисление и оплату денежных средств истцу, следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игноевой А.В. удовлетворить частично.
Признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части лишения Игноевой А.В. единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01.01.2011г. по 06.07.2011г и денежной премии за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01.04.2011 по 30.06.2011 и с 01.07.2011г. по 06.07.2011г. незаконным и отменить в данной части.
Взыскать с УФСИН России по РК в пользу Игноевой А.В. единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей за период с 01.01.2011г. по 06.07.2011г в сумме <данные изъяты> руб., денежную премию за образцовое исполнение служебных обязанностей за период с 01.04.2011 по 30.06.2011 и с 01.07.2011г. по 06.07.2011г. в сумме <данные изъяты> руб.
В удовлетворении исковых требований об оплате сверхурочной работы, недоплаченного пособия при увольнении, в иске к ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Карелия – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья - О.В.Витухина.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2012 года.