Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-279/2019 ~ М-125/2019 от 22.01.2019

Дело № 2-279/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2019 года г. Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – Авджи Г.Л.

при секретаре – Гайдидеевой Н.М.,

с участием истцов – Респондек А.А., Респондек В.В.

представителя ответчика Администрации МО Туапсинский район – Дзюба Н.С., действующей на основании доверенности,

представителя Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края – Белова Ю.И., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Респондек А.А. и Респондек В.В. к Администрации МО <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки как пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Респондек А.А. и Респондек В.В., обратились в суд с иском к Администрации МО <адрес> о признании за ними права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что их не включили в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты.

В обоснование иска указали, что на приобретенном земельном участке по адресу <адрес> построил дом, представляющий собой деревянный сруб размерами 6 х 6 м. Оформить правоустанавливающие документы на дом не успели. Соответственно, не были зарегистрированы по указанному дому. Но фактически проживали в нем, заключили договоры энергоснабжения и на интернет. В результате наводнения 24.10.2018г. их дом полностью был разрушен, восстановлению не подлежит. А поскольку он не был введен в эксплуатацию, и право собственности на него не зарегистрировано, им в Администрации отказали во включении их семьи в списки граждан, имеющих право на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья. Кроме того, брак между ним и супругой Респондек В.В. расторгнут в 2001 году, но фактически они не расставались, все это время проживают одной семьей. Также включению в списки препятствует то обстоятельство, что у Респондек В.В. в собственности имеется квартира по адресу <адрес>. Однако данная квартира приобреталась для сына, на момент покупки он был в командировке в Турции и оформить на него не могли. Сын в ней фактически проживает.

Истец Респондек А.А. и его представитель Витишко Е.Г., действующий на основании устного заявления, заявленные требования поддержали. При этом Респондек А.А. пояснил, что данный участок формировался администрацией и бывший собственник Рыжих, у которой он приобрел участок, покупала его у Администрации. Соответственно, администрация, которая сформировала участок в русле реки,и не вывела его из статуса ИЖС, косвенно виновна в случившемся.Более того том, и МЧС тоже виноваты в том, что не проконтролировали чистку русла реки. Также пояснил, что ранее проживал в <адрес>, где продав дом, купили земельный участок в <адрес> по адресу <адрес> и построил дом. В данный дом они вложили все свои средства. Во время наводнения дом бы полностью разрушен. Так как дом не был сдан в эксплуатацию, то прописаны в <адрес>, в квартире, которая фактически принадлежит их сыну. Но в этой квартире они никогда не проживали. Чрез суд их признали пострадавшими и признали право на получение мер соцподдержки, выплатили по 10 000 и 100000 рублей, так как утратили все имущество. Межведомственная комиссия отказали в рассмотрении вопроса о признании дома аварийным, так как он не был сдан в эксплуатацию, но в соответствии с действующим законодательством, ему не нужно было получать Разрешение на строительство и он вправе был оформить его путем подачи Уведомления об окончании строительства. Что же касается квартиры у Респондек В.В., то данная квартира в <адрес> была приобретена на средства сына и для него, в ней проживает семья сына. Оформили на Респондек В.В. только потому, что сын отсутствовал, был в командировке, а попался хороший вариант. Также пояснил, что брак с Респондек В.В. расторгнут, хотя они фактически проживают совместно. Однако, юридически они не члены семьи, поэтому администрация могла бы признать за ним права, так как на нем никакого другого жилья нет. Более того, решением суда,они были признаны пострадавшими, но не одной семьей.

Представитель истца Витишко Е.Г., поддерживая требования, пояснил, что с точки зрения закона Администрация права, так как формально у Респондек В.В. есть жилое помещение. Но с другой стороны, Администрация, которая не должна была продавать участок в зоне подтопления и выдавать разрешение на строительство, с точки зрения нравственности, должна понимать, что у них ничего не осталось. Кроме того,

В судебном заседании Респондек В.В. также поддержала заявленные требования, сославшись на те же обстоятельства, также пояснила, что они остались только с кредитом.

Представитель администрации МО Туапсинский район – Дзюба Н.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что жилой дом не был сдан в эксплуатацию, а также у Респондек В.В. имеется другое жилое помещение.

Представитель заинтересованного лица - министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края- Белов Ю.И. в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем же основаниям.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные материалы, приходит к следующим выводам.

Так, 24-25 октября 2018 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.

В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.

Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включена в зону чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.09.2015 № 891/в ред. постановления губернатора от 27.12. 2018г. № 891/ утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края".

Данный Порядок утвержден в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением за счет средств краевого бюджета мер господдержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций".

В целях реализации указанного Закона Краснодарского края № 3210- КЗ, 28. 12. 2018 года принято Постановление главы/ губернатора/ Краснодарского края № 892, в соответствии с которым постановлено предоставить меру государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального характер, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях, в том числе Туапсинском районе в октябре 2018 года.

Утвержденный постановлением Губернатора Краснодарского края указанный выше Порядок определяет правила предоставления за счет средств краевого бюджета меры господдержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций. Данным Порядком/п.1 разд.2/ предусмотрено, что списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-KЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.

При этом Порядок также регламентирует, кто имеет право на получение указанное меры государственной поддержки, порядок подачи заявления и предоставление определенного перечня документов.

Так, статьей 1 Закона Краснодарского края от 03.07.2015 № 3210-KЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» определено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения:

1. собственники указанных жилых помещений и члены их семей;

2. члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях.

Это же положение предусмотрено и п.2 раздела 1 Порядка предоставления…

Таким образом, для получения мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, необходимо наличие следующих условий: быть гражданином РФ; быть собственником либо членом семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС, постоянно проживать и быть зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания.

При этом в соответствии п.2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, при условии отсутствия у них в собственности иного жилого помещения.

Пунктом 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края также предусмотрено, что основанием для отказа во включении в списки является обстоятельство, если собственник или члены его семьи имеют в собственности иное жилое помещение /долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение/ на территории Российской Федерации.

Как видно из актов обследований жилого помещения и утраченного имущества от 27.10.2018г., а также подтверждается решением Туапсинского районного суда от 14.11.2018г. и представленными фотоматериалами, дом, в котором проживали истцы, в результате наводнения был разрушен водой и стал полностью непригоден для проживания в результате наводнения 24.10.2018г. В связи с чем истцы были признаны пострадавшими и имеющими право на получение мер социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи за полностью утраченное имущество. При этом судом было установлено, что истцы на день чрезвычайной ситуации, имевшей место 24-25 октября 2018 года постоянно проживали по адресу <адрес>. Собственником земельном участка, с видом разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, является Респондек А.А., право собственности зарегистрировано 26.07. 2016 года, согласно Выписки из ЕГРН. Учитывая, что брак между истцами не зарегистрирован, так как расторгнут в 2001 году, согласно свидетельства о расторжении брака, на земельный участок и возведенный на нем объект недвижимости, не распространяется режим совместной собственности супругов. То есть единоличным правообладателем объекта недвижимости является истец Респондек А.А.

Согласно представленного уведомления от 07.11. 2018 года, межведомственной комиссией Респондек А.А. отказано в рассмотрении вопроса о признании жилого дома не пригодным для проживания, так как он не был введен в эксплуатацию. Соответственно, данное обстоятельство послужило препятствием для признания Респондек А.А. имеющим право на получение меры господдержки в виде социальной выплаты на приобретение другого жилого помещения. гражданам, лишившимся жилых помещений в результате ЧС.

Однако, то обстоятельство, что жилой дом, в котором проживали истцы не был введен в эксплуатацию, и за Респондек А.А. не было зарегистрировано право собственности на данный жилой дом, не должно влиять на право истцов на получение меры государственной поддержки в виде социальной выплаты за утраченное жилое помещение.

Так, в 2009 году было сформировано землеустроительное дело на земельный участок площадью 559 кв.м. по адресу <адрес>, участок зарегистрирован на праве собственности за Респондек А.А. с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Факт осуществления Респондек А.А. строительства на данном участке жилого дома и проживания в нем истцов, а также тот факт, что дом во время чрезвычайной ситуации в октябре 2018 года был смыт в реку, подтвержден как вступившим в законную силу решением суда от 14.11. 2018 г., так и представленными документами. При этом судом учитывается, что в соответствии с действующим законодательством, в случае если строительство объекта ИЖС на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта начато до получения в установленном порядке разрешения на строительство и до вступления в силу Федерального закона N 340-ФЗ, которым внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и с 3.08. 2018 года Разрешение на строительство индивидуального жилого дома, не требуется, и правообладатель такого земельного участка вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве на соответствующем земельном участке объекта ИЖС (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец Респондек А.А. как правообладатель земельного участка и возведенного на нем в соответствии с видом разрешенного использования участка- жилого дома, утраченного в результате ЧС, имевшей место в Туапсинском районе 24-25 октября 2018 года, в котором он фактически постоянно проживал и данный факт уже установлен решением суда, имеет право на получение меры государственной поддержки в денежной форме- в виде выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ и пунктом 2 Раздела 1 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края.

При этом суд с учетом вышеизложенного, а именно, отсутствия зарегистрированного брака с Респондек В.В., считает, что истец Респондек А.А. имеет право на данную меру государственной поддержки как отдельная семья составом один человек

Что же касается Респондек В.В., то несмотря на то, что вступившим в законную силу решением суда от 14.11. 2018 года она признана пострадавшей от ЧС как постоянно проживающая в доме по <адрес> в <адрес>, однако, на основании п.2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ и подпунктом 2 пункта 7 Раздела 2 Порядка предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, суд считает. что она таким правом не обладает.

Как видно из представленных документов, Респондек В.В. является собственником квартиры по адресу <адрес>, площадью 47 кв.м. Данное обстоятельство подтверждается предварительным договором купли-продажи от 25.05.2013г. Доводы Респондек В.В. в той части, что данная квартира была приобретена на средства их сына и для него, и только формально оформлена на ее имя, не имеет правового значения, так как юридически законным собственником вышеуказанной квартиры является именно она.

Поэтому учитывая, что <адрес> и утвержденным постановлением губернатора Порядком предоставления указанной меры господдержки наличие иного жилого помещения либо доли в жилом помещении у собственника или члена его семьи на территории РФ указано в качестве безусловного/ без учета приходящегося на долю собственника площади жилого помещения, возможности в нем проживания и т.д/ основания для отказа в предоставлении данной меры господдержки, судом принимается решение об отказе Респондек В.В. в иске.

В связи с тем, что решение в отношении Респондек А.А. в связано с необходимостью включения в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации граждан на получения мер государственной поддержки, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд считает необходимым, обратить решение к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 204 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Респондек А.А. и Респондек В.В. удовлетворить частично.

Признать за Респондек А.А. как постоянно проживающим по адресу: <адрес> и пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней, на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

Решение суда является основанием для включения Администрацией МО Туапсинский район Респондек А.А. составом семьи в количестве 1 человек в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с законом Краснодарского края от 03.07.2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Респондек В.В. о признании за ней права на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях <адрес> и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, - отказать.

Решение суда в отношении Респондек А.А. обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судья: подпись     

    

2-279/2019 ~ М-125/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Респондек Валентина Васильевна
Респондек Александр Анатольевич
Ответчики
Администрация МО Туапсинский район
Другие
Министерство ГО и ЧС Краснодарского края
Суд
Туапсинский районный суд Краснодарского края
Судья
Авджи Галина Леонтьевна
Дело на сайте суда
tuapse--krd.sudrf.ru
22.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2019Передача материалов судье
23.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2019Судебное заседание
18.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2019Дело оформлено
06.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее