Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 января 2014 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Болотовой Л.А.
при секретаре Цыба Я.О.
С участием представителя истцов Чеботаревой М.А., Маловой Н.В. по доверенности Ушкаловой С.О.
Представителя ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности Костиной А.П.
ответчика Артемова А.Я
Представителя ответчика Артемова А.Я. адвоката Григорян А.А.
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Чеботаревой М.А., Маловой Н.В. к Администрации муниципального образования г.Михайловска и Артемову А.Я. об устранении нарушений прав собственника земельного участка не связанного с лишение владения
УСТАНОВИЛ:
Чеботарева М.А. обратилась в Шпаковский районный суд с иском к Администрации муниципального образования г.Михайловска и Артемову А.Я. об устранении нарушений прав собственника земельного участка не связанного с лишение владения.
Малова Н.В. также обратилась в Шпаковский районный суд с аналогичным иском.
Указанные гражданские дела были объединены судом в одно производство.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ представители собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № <адрес> на личном приеме и.о. главы города Михайловска Н.И. Поляковой обсуждали перспективы межевания придомовой территории.
ДД.ММ.ГГГГ представители собственников жилых помещений домов № и № <адрес> подали заявления в администрацию МО г. Михайловска с просьбой согласовать границы земельных участков под многоквартирными домами № и № (<адрес>) в целях их межевания и постановки на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ при посещении администрации города Михайловска представителями собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>) главный архитектор М.Н.Н. сообщила, что отмежевать смогут не более 9 метров от фундамента здания, т.к. территория между домами № и № уже разделена на два участка (<адрес>, кадастровый номер №) и <адрес>, (кадастровый номер №), с целью строительства двух многоэтажных домов. Это стало неожиданностью, т. к. из адресов, указанных в объявлении администрации МО г. Михайловска о проведении аукциона (газету «Михайловские вести» от ДД.ММ.ГГГГ не очевидно их местоположение, потому что в паспортах собственников жилых помещений значится регистрация по адресу <адрес>, дом. № или дом №. В Свидетельствах о регистрации права собственности на квартиры в домах № и № (<адрес>) ул. <адрес> или <адрес> тоже не упоминаются.
ДД.ММ.ГГГГ администрация МО г. Михайловска письменно сообщила, представителям собственников жилых помещений, что имеется возможность провести межевание земельных участков:
под многоквартирным домом № по периметру от здания шириной: 5 м со стороны главного фасада, 1,5 м со стороны боковых фасадов и 9 метров со стороны заднего фасада;
под многоквартирным домом № по периметру от здания шириной: 5 м со стороны главного фасада, 1,5 м со стороны боковых фасадов и 9 метров со стороны заднего фасада.
Собственники жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>) не согласны с таким предложением администрации МО г. Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ, считая, что оно не учитывает необходимые для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов технические сооружения (колодцы инженерных коммуникаций водоснабжения, канализации, теплосети), подъездные пути, а также сложившуюся вокруг многоквартирных домов зону озеленения (деревья, кустарники, газон) и благоустройства (площадка для сушки белья, детская площадка), которые предусмотрены ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поэтому, руководствуясь пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения», который гласит, что «Местоположение границ земельных участков и их площадь, определяется с учетом фактического землепользования...» истцы просят
со стороны главного фасада дома № (<адрес>) отмежевать 22 метра, т.к. на этой территории находятся: входы в подъезды №, № и №, дорога для проезда машин к подъездам, колодцы инженерных коммуникаций (канализация и теплосеть), обслуживающих дом, площадка для сушки белья, детская площадка с качелями, турниками и скамейками;
со стороны бокового фасада дома № (справа от входа в подъезд № отмежевать 5 метров, т.к. на расстоянии 5 метров от фундамента находится колодец инженерных коммуникаций системы водоснабжения и общедомовой водомер;
со стороны бокового фасада дома № (слева от входа в подъезд №) отмежевать 17 метров, т.к. там находятся инженерные коммуникации теплосети и колодец канализационной системы, обслуживающие дом, зеленые насаждения, пешеходная дорожка и подъездные пути, обеспечивающие возможность подвоза материалов для ремонта и подъема их краном на крышу дома; со стороны заднего фасада домов № и № (<адрес>) отмежевать каждому по 22 метра (половину расстояния между домами № и №) т.к. там находится асфальтированная дорога для подъезда машин к квартире № и зеленые насаждения. На участке между домами № и № № расположенными друг от друга на расстоянии 44 метров, растет более 50 деревьев высотой от 10 до 20 метров, а почва покрыта травянистой растительностью. Это важно для большинства живущих в этих домах людей, потому, что у девяноста из ста десяти квартир, имеющихся в двух пятиэтажных домах, окна выходят на эту сторону. За последние двадцать лет из пустыря между двумя многоквартирными домами, заваленного строительным мусором и заросшего амброзией, силами жильцов участок преображен в зону озеленения. Предполагаемое строительство не только нарушит наши права на земельный участок под многоквартирным домом с положенными по закону элементами озеленения и благоустройства, но и уничтожит благоприятную окружающую среду, на которую, согласно Конституции Российской Федерации (Статья 42), истцы имеют право;
со стороны главного фасада дома № (<адрес>) отмежевать 15 метров (половина расстояния между домами № и № <адрес>), т.к. на этой территории находятся: входы в подъезды №, № и №, дорога для проезда машин к подъездам, колодцы инженерных коммуникаций (канализация и теплосеть), обслуживающих дом, детская площадка, газон, цветники и древесные насаждения;
со стороны бокового фасада дома № (справа от входа в подъезд №) отмежевать 17 метров, т.к. на этой территории находятся колодцы инженерных коммуникаций (канализация и теплосеть), обслуживающих дом и зеленые насаждения;
со стороны бокового фасада дома №, <адрес> (слева от входа в подъезд № отмежевать 11 метров т.к. там находятся зелёные насаждения, защищающие дом от проезжей части, располагается колодец инженерных коммуникаций, через который в дом поступает питьевая вода и установлен общедомовой водомер.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", раздел «Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома»:
Согласно части 1 статьи 16 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (пункт 66).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник (в нашем случае это администрация МО г. Михайловска в лице главы города А.Г. Лунина) не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и. т. д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц (в нашем случае это ответчик - арендатор Артемов А.Я.) возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, являются основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (пункт 68). В своём возражении на исковое заявление Ч.М.А.., поданное по поручению собственников жилья многоквартирного дома № (г<адрес>) об устранении нарушения прав собственника земельного участка, не связанного с лишением владения от ДД.ММ.ГГГГ, Артемов А.Я. пояснил, на основании каких документов он приобрел права на аренду двух земельных участков под строительство двух многоквартирных домов. В свете предоставленных в приложении к возражению Артемова А.Я. документов очевидность законности его прав на земельные участки по адресу <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №) вызывает сомнения. Права и обязанности арендатора этих земельных участков перешли к нему на основании дополнительных соглашений о замене лиц в обязательстве к договорам аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. До этого, на основании договоров аренды земель № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с администрацией МО г. Михайловска в лице главы г. Михайловска А. Г. Лунина, их арендаторами являлись А.Э. Бабаян и Р.В. Шинкаренко.
Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу положений п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ осуществляется на аукционах. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства рассмотрены в ст. 38.1, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок проведения аукционов определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 808. По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона).
Согласно представленным Артемовым А.Я. документам, договора аренды с Р.В. Шинкаренко и А.Э. Бабаян были заключены на основании постановлений администрации МО г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых констатировалось, что они являлись единственными участниками аукционов, проведенных согласно постановлениям администрации МО г. Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. В протоколах об итогах каждого из аукционов, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, указано: «В связи с тем, что в аукционе участвует один участник, аукцион признается не состоявшимся». В случае признания аукциона не состоявшимся, по причине участия в нем менее двух участников, единственный участник аукциона в праве заключить договор его аренды, а орган местного самоуправления, по решению которого проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Дополнительное соглашение о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ к договору № аренды земель населенных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ к договору № аренды земель населенных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ, в которых в результате перенайма происходит замена арендатора направлены на получение Артемовым А.Я. права на аренду двух земельных участков вне аукциона, что противоречит нормам земельного законодательства, поэтому в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными. Отсюда вполне логично предположить, что дополнительное соглашение о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ к договору № аренды земель населенных пунктов от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ не порождают юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
В договоре аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между администрацией МО г. Михайловска в лице А.Г. Лунина и А.Э. Бабаян и в договоре аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между администрацией МО г. Михайловска в лице Лунина А.Г и Шинкаренко Р.В. искусно завуалирован факт признания аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков под строительство не состоявшимся, а также передача единственным участникам несостоявшихся аукционов земельных участков в аренду по начальной цене аукционов. Это сделано путем ссылки на номера и формулировки постановлений администрации: «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу <адрес>» и «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу <адрес>», в то время как ограничения, логично вытекающие из факта передачи участка единственному участнику признанного несостоявшимся аукциона, в договорах аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ не отражены. В результате использования главой города Михайловска А.Г. Луниным такой схемы оформления документов и последующей регистрации арендаторами своих прав в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, после процедуры перенайма для застройщиков открывается свободный доступ к аренде земельных участков под строительство вне аукциона.
Действия администрации МО г. Михайловска, предшествующие распоряжению земельным участком, очевидны из предоставленных в приложении к возражению Артемова А.Я. документов. В градостроительных заключениях № и № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленных инженером МУП «УАС г. Михайловска» Базолиной СВ., подписанных гл. архитектором г. Михайловска М.Н.Н. и утвержденных главою г. Михайловска А.Г. Луниным не содержатся сведения о свойствах грунтов, высоте стояния грунтовых вод, нет указания на то, что участки, по которым главный архитектор М.Н.Н. дала градостроительные заключения, с двух сторон ограничены двумя многоквартирными пятиэтажными панельными домами, находящимися друг от друга на расстоянии 44 метров, подвальные помещения которых более 25 лет были затоплены канализационными и грунтовыми водами, что не могло не сказаться на состоянии их фундаментов, в результате на панелях стен и межэтажных перекрытиях домов невооруженным глазом можно видеть многочисленные трещины. Судя по строительным схемам, прилагающимся актам выбора земельных участков, и заверенным подписью главного архитектора г.Михайловска М.Н.Н., расстояние между домами № и № <адрес> и запланированными объектами строительства <адрес> и <адрес> составляет 10 метров. Документов по согласованию такого близкого размещения жилых многоквартирных домов друг к другу на предмет пожарной безопасности и сейсмичности района, обследования технического состояния уже имеющихся пятиэтажных домов (1983 и 1984 года постройки), ответчиком не представлено. Информация о том, кто из специалистов администрации МО г.Михайловска проводил правовую экспертизу документов, связанных с формированием и дальнейшим распоряжением участками, находящимися по адресу <адрес> ответчиком не предоставлена.
На основании вышеизложенного, не исключаем, что игнорирование очевидных фактов при оформлении документов, связанных со строительством многоквартирных домов, главным архитектором г.Михайловска М.Н.Н., подписавшей два акта выбора земельного участка и два градостроительных заключения по ним, а также главой г.Михайловска А.Г.Луниным, подписавшим в составе комиссии и утвердившим эти документы подпадает под ст.41.п.3 Конституции РФ.
После письменного обращения ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Шпаковского района по факту трещин на стенах многоквартирных домов №,№ <адрес> и беспокойства жильцов за свою жизнь в связи с началом проведения арендатором Артемовым А.Я. работ по разбивке участка под от строительство в непосредственной близости от фундаментов многоквартирных домов, ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка государственной жилищной инспекции в отношении администрации города Михайловска. Зафиксированы трещины на наружных стеновых панелях и межпанельных швах. Государственным инспектором установлено, что в многоквартирных домах № и № система отвода грунтовых вод отсутствует, так как отсутствует квартальная система отвода грунтовых вод от многоквартирных домов в <адрес>. По результатам указанной проверки управлением Ставропольского края - государственной жилищной инспекцией выданы предписания администрации города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края о привлечении специализированной (проектной) организации для проведения технического обследования грунтов и изготовления проектно-сметной документации по отводу грунтовых вод из указанного района согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (из письма № от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью Начальника управления, главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края Л.С.Н.).
В связи с чем истцы просят:
1. Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при распоряжении муниципальными землями в той части, в которой должен был быть сформирован земельный участок под многоквартирным жилым домом № (<адрес>, кадастровый номер здания №), путем присвоения этому участку адресов: <адрес> и <адрес> и проведения по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирного дома № (<адрес>, кадастровый номер здания №) не связанные с лишением владения.
2) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при распоряжении муниципальными землями в той части, в которой должен был быть сформирован земельный участок под многоквартирным жилым домом № (<адрес>, кадастровый номер здания №), путем присвоения этому участку адресов: <адрес> и <адрес> и проведения по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирного дома № (<адрес>, кадастровый номер здания №) не связанные с лишением владения.
3) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на Кадастровом плане земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения.
4) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на Кадастровом плане земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения.
5) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения.
6) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения.
7) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения.
8) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения.
9) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при заключении договора аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения.
10) Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина,
выразившиеся в превышении им должностных полномочий при заключении
договора аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ, как
нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий
№ и №), не связанные с лишением владения.
11) Признать незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору аренды земельных участков №, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Бабаян А.Э. и Артемовым А. Я., как нарушающее права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения, и позволяющее Артемову А.Я, путем перенайма и замены арендатора в обязательстве, получить права на аренду земельного участка под строительство многоквартирного дома вне аукциона.
12) Признать незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору № аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между Шинкаренко Р.В. и Артемовым А. Я., как нарушающее права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения, и позволяющее Артемову А.Я, путем перенайма и замены арендатора в обязательстве, получить права на аренду земельного участка под строительство многоквартирного дома вне аукциона Аннулировать актовые записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве аренды на земельный участок по <адрес>, (кадастровый номер №).
13) Аннулировать актовые записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве аренды на земельный участок по <адрес>, (кадастровый номер №).
14) Аннулировать актовые записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве аренды на земельный участок по <адрес> (кадастровый номер №).
15) Аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о регистрации земельного участка по адресу: <адрес>, (кадастровый номер №).
16) Аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о регистрации земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер №).
17) Обязать ответчика, в лице администрации муниципального образования города Михайловска Ставропольского края, провести за свой счет межевание участка под многоквартирным домом № (<адрес>, кадастровый № здания №) по периметру от здания шириной: 22 метра со стороны главного фасада, 17 метров со стороны бокового фасада (слева от входа в подъезд №), 5 метров со стороны бокового фасада (справа от входа в подъезд №), 22 метра со стороны заднего фасада для постановки участка на кадастровый учет, определив разрешенное использование земельного участка: «для эксплуатации существующего здания».
18) Обязать ответчика, в лице администрации муниципального образования города Михайловска Ставропольского края, провести за свой счет межевание участка под многоквартирным домом № (<адрес>, кадастровый № здания №) по периметру от здания шириной: 15 метров со стороны главного фасада, 11 метров со стороны бокового фасада (слева от входа в подъезд №), 17 метров со стороны бокового фасада (справа от входа в подъезд №), 22 метра со стороны заднего фасада для постановки участка на кадастровый учет, определив разрешенное использование земельного участка: «для эксплуатации существующего здания».
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Ушкалова С.О. полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности Костина А.П. просила отказать в удовлетворении заявленных требований при этом пояснила, что решением представительного органа местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена на 2010 год были преданы органам местного самоуправления поселений Шпаковского муниципального района Ставропольского края. Администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края наряду с иными поселениями района является одним из органов местного самоуправления поселений Шпаковского муниципального района Ставропольского края. В связи с изданным Советом Шпаковского муниципального района решением от ДД.ММ.ГГГГ № между администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края и Администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края было заключено соглашение, согласно которого на период 2010 года Администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования и населенных пунктов муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.
Согласно статье 2 Устава муниципального образования города Михайловска в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края муниципальное образование город Михайловск является городским поселением. Наименование муниципального образования - город Михайловск Шпаковского района Ставропольского края.
Согласно статье 3 Устава муниципального образования города Михайловска территорию муниципального образования составляют исторически сложившиеся земли города, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования, и другие земли в его границах, обеспечивающие жизнедеятельность населения, независимо от форм собственности и целевого назначения, водные и иные объекты в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Территория муниципального образования города Михайловска определена границами, существующими на момент принятия настоящего Устава. В состав территории муниципального образования входит город Михайловск, территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, в соответствии с генеральным планом, включая территории следующих населенных пунктов: хутор Балки, хутор Кожевников, хутор Подгорный.
Земельные участки с кадастровым номером № по адресу: <адрес> №, и кадастровым № по адресу: <адрес> № входят в границы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края и с учетом Решения представительного органа местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашением о передаче полномочий распоряжение всеми земельными участками в границах муниципального образования города Михайловска, в том числе и земельными участками кадастровыми номерами №, № администрацией муниципального образования города Михайловска осуществлялось в пределах полномочий, установленных муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, требования 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, не подлежат удовлетворению в связи с тем, что администрация муниципального образования города Михайловска при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена полномочна была издавать постановления об утверждении схем расположения земельных участках на кадастровом плане территории, проводить аукцион на прав заключения договоров аренды земельных участков, предоставлять земельные участки на праве аренды и в собственность.
Согласно инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 года № 37 в редакции Приказа Госстроя РФ от 04.09.2000 N 199) основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. Учету в бюро технической инвентаризации подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд. Земельные участки технической инвентаризации не подлежат, в связи с чем инвентаризационные дела объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) не являются документами, подтверждающими право на земельные участки, таким образом, ссылки истцов на то, что границы земельных участков под многоквартирными домами № № (<адрес>, кадастровый номер здания №, №) безосновательны, поскольку не могут являться правоустанавливающими документами на земельные участки.
Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункта 3 части 1 указанного Постановления Правительства при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре. Земельные участки под многоквартирными домами в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Согласно пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, для обслуживания многоквартирных домов с учетом пункта 8 Постановления Правительства т 13.08.2006 №491 достаточно земельного участка по внешней границе стены многоквартирного дома.
Пункты 11, 12 искового заявления (по вопросу признания незаконными дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами № общей площадью ... кв.м, по адресу: <адрес> № и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> № заключены по результатам проведения аукционов после предварительного извещения в газете «Михайловские вести», приема заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, протоколов об итогах аукционов от ДД.ММ.ГГГГ. На вышеуказанные информационные сообщения по каждому лоту была подано по одной заявке от заинтересованных лиц, в связи с чем, в аукционе участвовало по одному человеку и в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с которыми были заключены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами № общей площадью ... кв.м, по адресу: <адрес> № и земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> №.
Других заявок, жалоб в связи с проводимым аукционом не поступало. Таким образом, заключение договоров аренды вышеуказанных земельных участков было произведено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, а заключение дополнительных соглашений о замене лиц в обязательствах к договорам аренды соответствует требованиям статьи 613 Гражданского кодекса российской Федерации, согласно которой передача имущества в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество. При заключении договора аренды арендодатель обязан предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.). Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков. В администрацию муниципального образования города Михайловска арендаторами были своевременно направлены уведомления о заключении дополнительных соглашений к заключенным договорам аренды.
Одним из оснований к обращению в суд с данными требованиями является мнение жильцов многоквартирных домов о том, что строительство на спорных земельных участков многоквартирных жилых домов согласно имеющейся проектной документации будет угрожать состоянию существующих многоквартирных домов по адресу: <адрес> № и № и оказывать на них негативное влияние. Однако, из экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного ФБУ Северо-Кавказским Региональным центром судебной экспертизы на основании проведенного исследования определен, что при условии возведения многоквартирных 3-х этажных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> № и <адрес> № в соответствии с проектной документацией нормы СНиП, а именно градостроительные, противопожарные, строительные нарушены не будут.
В соответствии с вышеизложенным не подлежат удовлетворению и пункты 13, 14, 15, 15, 16, 17, 18 искового заявления.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Представитель ответчика Артемова А.Я.по доверенности Григорян А.А. в судебном заседании также просила отказать в удовлетворении заявленных истцами требований, при этом пояснила, что Артемов А.Я. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером №, площадью .. кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные земельные участки находились в аренде у Бабаян А.Э. и Шинкаренко Р.В. на основании договора аренды земель населенных пунктов заключенных ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией МО г.Михайловска.
Права и обязанности арендатора указанных выше земельных участков перешли к Артемову А.Я. на основании дополнительных соглашений к договорам аренды, заключенных ДД.ММ.ГГГГ с Бабаяном А.Э. и ДД.ММ.ГГГГ с Шинкаренко Р.В.
Право на аренду земельного участка, расположенного в <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Право на аренду земельного участка, расположенного в <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договоров аренды №,№ земельные участки предоставлялись в аренду из земель населенных пунктов под строительство многоквартирного трехэтажного жилого дома в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, приложенного к договорам аренды.
Они предоставлялись Бабаяну А.Э. и Шинкаренко Р.В. в аренду с соблюдением действующего законодательства, что усматривается из приложенных к настоящим возражением документов, в связи с чем полагаю, что нет никаких оснований для удовлетворения требований о признании незаконными постановлений администрации МО г.Михайловска № и № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды и признании незаконными договоров аренды указанных земельных участков.
Доводы истца о том, что строительство многоквартирных домов в непосредственной близости от пятиэтажного панельного дома № в <адрес>, нарушает права собственников квартир и подвергает опасности их жизни надуманны и опровергаются следующими документами.
В соответствии с градостроительными заключениями, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ главой МО г.Михайловска, использование спорных земельных участков возможно для проектирования и строительства многоквартирного 3-этажного жилого дома.
Согласно актов историко-культурной экспертизы на данных земельных участках не выявлено объектов культурного наследия и их охранных зон.
Из письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды усматривается, что выбор участка для размещения объекта для строительства многоквартирного жилого дома не окажет существенного влияния на окружающую природную среду при соблюдении в процессе его строительства требований природоохранного законодательства.
Согласно протоколов филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СК» уровни звука, создаваемые движущимися автотранспортом, на территориях непосредственно прилегающих к застройке, не превышают нормативных значений, установленных СанПин.
Уровни инфразвука на территории, проектируемой под строительство многоквартирного 3-этажного жилого дома, также не превышают допустимые нормативные значения, установленные СанПин.
Согласно экспертных заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека спорные земельные участки отвечают действующим требованиям СанПин и пригодны для строительства многоквартирного 3-этажного жилого дома.
Таким образом, указанными документами подтверждается, что до принятия администрацией МО г.Михайловска решения о проведении аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельных участков для строительства многоквартирных 3-этажных домов проверялись условия и возможности выделения указанных участков под их строительство.
В исковом заявлении содержится довод о том, что строительство многоквартирных жилых домов в непосредственной близости от пятиэтажного панельного дома нарушает права собственников квартир и подвергает опасности их жизни, однако истец не обосновала, в чем заключается нарушение данных прав, а тем более не обосновала, каким образом строительство 3-этажного многоквартирного дома подвергнет опасности жизнь собственников квартир. В обоснование данного довода истцом не представлено суду никаких доказательств.
Кроме того, доводы истцов опровергаются и заключением судебной строительно-технической экспертизы согласно выводам которой при условии возведения многоквартирных 3-х этажных жилых домов, расположенных по адресу <адрес> и <адрес> в соответствии с проектной документацией нормы СНиП, а именно градостроительные, санитарно-бытовые, противопожарные, и строительные нормы нарушены не будут, безопасность при нормативной эксплуатации жилых домов обеспечена.
В случае разработки разделов: проект организации строительства и проект производства работ в составе проекта строительства для домов № по <адрес> и № по <адрес> и исполнения их при проведении строительно-монтажных работ, воздействие на жилые дома № и № и возможность ухудшения их технического состояния будут исключены.
Из проектной документации усматривается, что расстояние между домом № <адрес> и границами земельных участков, находящихся у Артемова А.Я. в аренде, составляет 10 метров. Расстояние от указанного дома до проектируемых объектов будет составлять более 10 метров, что опровергает довод истца о строительстве многоквартирных домов в непосредственной близости от жилого дома № <адрес>.
Истцы просят отмежевать 22 метра со стороны заднего фасада жилого дома, ссылаясь на то, что там находится зона озеленения и благоустройства. Однако, проектной документацией, кроме строительства жилых домов, предусмотрено благоустройство остальной части земельного участка, а именно обустройство детской площадки с элементами озеленения (49,5% земельного участка будет составлять площадь озеленения), что также будет отвечать интересам жильцом дома № <адрес>.
Предложенный администрацией МО <адрес> вариант межевания земельного участка под домом № по <адрес> по периметру здания шириной 5 метров со стороны главного фасада, 1,5 метров со стороны боковых фасадов, и 9 метров со стороны заднего фасада вполне достаточно для эксплуатации жилого дома № <адрес>.
Ответчик Артемов А.Я. в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении исковых требований и полностью поддержал пояснения своего представителя.
Третьи лица Шинкаренко Р.В., Бабаян А.Э., и представители третьих лиц Шпаковского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, а также администрации Шпаковского муниципального района будучи надлежащим образом извещены в судебное заседание не явились, однако представили ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлениями № и № администрации МО г.Михайловска от ДД.ММ.ГГГГ были утверждены схемы расположения на кадастровой плане земельных участков по адресам соответственно: <адрес> и <адрес> (т.4 л.д.42-43,113-114).
ДД.ММ.ГГГГ земельные участки расположенные по адресам <адрес> и <адрес> площадью ... и ... кв.м. соответственно были поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами № и № (т.4 л.д.33,34,104-105).
После чего ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО г.Михайловска были вынесены постановления № и № о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по <адрес> и <адрес> соответственно (т.4 л.д.40-41,111-112). ДД.ММ.ГГГГ в газете «Михайловские вести» было опубликовано объявление о проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д.44).
Как следует из протокола о приеме заявок (т.4 л.д.103) и об итогах аукциона(т.4 л.д.102) единственным участником аукциона в отношении земельного участка расположенного по адресу с КН № площадью ... кв.м. <адрес> являлся Бабаян А.Э., в связи с этим аукцион признан несостоявшимся, а право аренды участка сроком на 10 лет под строительство многоквартирного 3-х этажного жилого дома постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено Бабаяну А.Э. (т.4 л.д.101). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО г.Михайловска и Бабаяновм А.Э. был заключен договор аренды № указанного выше земельного участка (т.4 л.д.94-98). Согласно дополнительного соглашения к договору аренды о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к Артемову А.Я. (т.2 л.д.46-47).
Как следует из протокола о приеме заявок (т.4 л.д.32) и об итогах аукциона(т.4 л.д.31) единственным участником аукциона в отношении земельного участка расположенного по адресу с КН № площадью ... кв.м. <адрес> являлся Шинкаренко Р.В., в связи с этим аукцион признан несостоявшимся, а право аренды участка сроком на 10 лет под строительство многоквартирного 3-х этажного жилого дома постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено Шинкренко Р.В. (т.4 л.д.30). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО г.Михайловска и Шинкаренко Р.В. был заключен договор аренды № указанного выше земельного участка (т.4 л.д.20-24). Согласно дополнительного соглашения к договору аренды о замене лиц в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к Артемову А.Я. (т.4 л.д.28-29).
Истцами оспаривается законность распоряжения администрацией МО г.Михайловска землями населенных пунктов, а именно законность формирования земельных участков, присвоения этом участкам адресов: <адрес> и <адрес>, проведения по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, по утверждению схемы расположения на Кадастровом плане, по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды, по предоставлению на праве аренды указанных земельных участков, заключению договоров аренды.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
По соглашению с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, возможна передача только тех полномочий органов местного самоуправления муниципального района, которые установлены статьей 15 Закона о местном самоуправлении.
Решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена на 2010 год были преданы органам местного самоуправления поселений Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
В связи этим между администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края и Администрацией муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края было заключено соглашение, согласно которого на период 2010 года Администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования и населенных пунктов муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.
Земельные участки с кадастровым номером № по адресу: <адрес> №, и кадастровым № по адресу: <адрес> № входят в границы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края и с учетом Решения представительного органа местного самоуправления Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Советом Шпаковского муниципального района Ставропольского края второго созыва от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашением о передаче полномочий распоряжение всеми земельными участками в границах муниципального образования города Михайловска, в том числе и земельными участками кадастровыми номерами №, № администрацией муниципального образования города Михайловска осуществлялось в пределах полномочий, установленных муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ч.1ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
(см. текст в предыдущей редакции)
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Однако, данное право истцами не было реализовано до сентября 2012 года, в то время как выделение спорных земельных участков прошло в соответствии с действующим законодательством в 2010 году, т.е. за 2,5 года до обращения истцов.
Доводы истцов о том, что им не было известно о межевании спорных земельных участков, постановке их на кадастровый учет и предоставлении в аренду, поскольку присвоенные участкам адреса, не соответствуют местам расположения жилых домов №,№ <адрес> являются не состоятельными. Улицы <адрес> и <адрес> расположены в местах нахождения жилых домов №,№ <адрес>, о чем не могли не знать истцы. Кроме того, определить место расположения земельных участков с кадастровыми номерами №, № возможно с помощью публичной кадастровой карты. Однако, истцы как указывалось выше вопросом межевания земельных участков под своими жилыми домами занялись лишь в 2012 году, когда право на земельные участки с кадастровыми номерами №, № в установленном законом порядке уже было передано Артемову А.Я.
Согласно заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.53, т.3 л.д.50) жильцы домов №,№ <адрес> обратились в администрацию МО г.Михайловска с заявлением о согласовании границ земельных участков под указанными многоквартирными домами.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы г.Михайловска был дан ответ о возможности проведения межевания земельных участков под многоквартирным домом № и № в других границах: по периметру от здания шириной: 5 м со стороны главного фасада, 1,5 м со стороны боковых фасадов и 9 метров со стороны заднего фасада ( т.1 л.д.54,т.3 л.д.51)
Собственники жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>) не согласны с такими границами участков считая, что это не учитывает необходимые для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов технические сооружения (колодцы инженерных коммуникаций водоснабжения, канализации, теплосети), подъездные пути, а также сложившуюся вокруг многоквартирных домов зону озеленения (деревья, кустарники, газон) и благоустройства (площадка для сушки белья, детская площадка), которые предусмотрены ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако, каких-либо доказательств в обоснование своих доводов истцы не предоставили.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Нахождение систем коммуникаций и подъездных дорог за пределами того участка, о межевании которого просят истцы, не нарушает их прав на пользование данными системами коммуникаций и подъездными дорогами. Как следует из проектной документации на строительство 3-этажных жилых домов, кроме строительства жилых домов, предусмотрено благоустройство остальной части земельного участка, а именно обустройство детской площадки с элементами озеленения (49,5% земельного участка будет составлять площадь озеленения), что также будет отвечать интересам жильцов дома №,№ <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что право истцов на приобретение земельного участка под придомовую территорию не нарушено. Размеры таких участков действующим законодательством не регламентированы и должны быть установлены индивидуально с учетом конкретных ситуаций.
В ходе рассмотрения спора судом тщательно проверялись доводы истцов о том, что строительство новых двух 3-х этажных жилых домов вблизи с их домами № <адрес>, ухудшит состояние уже существующих жилых домов, поскольку последние и так находятся в плохом техническом состоянии. Данные жилые дома не признаны аварийными либо непригодными для постоянного проживания, с такими заявлениями истцы в соответствующие органы не обращались.
С целью проверки доводов истцов судом по собственной инициативе была проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ при условии возведения многоквартирных 3-х этажных жилых домов, расположенных по адресу <адрес> и <адрес> в соответствии с проектной документацией нормы СНиП, а именно градостроительные, санитарно-бытовые, противопожарные, и строительные нормы нарушены не будут, безопасность при нормативной эксплуатации жилых домов обеспечена.
В случае разработки разделов: проект организации строительства и проект производства работ в составе проекта строительства для домов № по <адрес> и № по <адрес> и исполнения их при проведении строительно-монтажных работ, воздействие на жилые дома № и № и возможность ухудшения их технического состояния будут исключены.
Допрошенный в судебном заседании эксперт С.А.В., давший указанное выше заключение, пояснил, что им при проведении экспертизы был произведен осмотр технического состояния домов № <адрес>протечка крыши, многочисленные трещины в стенах домов и прочие признаки физического износа домов). Техническое состояние названных домов невозможно назвать отличным, но оно никак не связано с запроектированным строительством, это связано с физическим износом. Для поддержания технического состояния домов, необходимо проводить и обследование, и ремонты как капитальные, так и текущие. Исходя из конструктивных особенностей домов противопожарное расстояние должно быть не менее 6 метров, в соответствии с проектом расстояние между строящимся и существующим зданием в 2 раза больше. К домам №,№ <адрес> сейчас подъезд пожарной машины обеспечен, есть для этого асфальтированная дорога, кроме того, у не застроена тыльная сторона дома и сторона, где располагаются подъезды, что обеспечивает подъезд пожарной машины. И эти подъезды в соответствии с проектом, не будут застроены.
В связи с чем суд пришел к выводу о том, что возведение двух 3-х этажных жилых домов по <адрес> и <адрес>, при надлежащем проведении обследования, а также капитальных и текущих ремонтов домов №,№ пос.СНИИСХ г.Михайловска не повлияют на его техническое состояние
Таким образом, доводы истцов о нарушении их прав при формировании земельных участков, присвоении этим участкам адресов: <адрес> и <адрес>, проведении по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков, по утверждению схемы расположения на Кадастровом плане, по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды, по предоставлению на праве аренды указанных земельных участков, заключению договоров аренды не нашли своего подтверждения в судебном заседании поскольку оспариваемые решение и действия приняты и совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица.
В соответствии в силу ч.4. ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В связи с чем, требования истцов:
- признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при распоряжении муниципальными землями в той части, в которой должен был быть сформирован земельный участок под многоквартирным жилым домом № (<адрес>, кадастровый номер здания №), путем присвоения этому участку адресов: <адрес> и <адрес> и проведения по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирного дома № (<адрес>, кадастровый номер здания №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при распоряжении муниципальными землями в той части, в которой должен был быть сформирован земельный участок под многоквартирным жилым домом № (<адрес>, кадастровый номер здания №), путем присвоения этому участку адресов: <адрес> и <адрес> и проведения по ним кадастровых работ в связи с образованием земельных участков из земель находящихся в муниципальной собственности, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирного дома № <адрес>, кадастровый номер здания №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на Кадастровом плане земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на Кадастровом плане земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при издании Постановления администрации муниципального образования города Михайловска № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении на праве аренды земельного участка по адресу: <адрес>», как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при заключении договора аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №) не связанные с лишением владения;
- Признать незаконными действия главы города Михайловска А.Г. Лунина, выразившиеся в превышении им должностных полномочий при заключении договора аренды земель населенных пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ года, как нарушающие права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения не подлежат удовлетворению.
Истцы просят также:
- признать незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору аренды земельных участков №, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между Бабаян А.Э. и Артемовым А. Я., как нарушающее права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения, и позволяющее Артемову А.Я, путем перенайма и замены арендатора в обязательстве, получить права на аренду земельного участка под строительство многоквартирного дома вне аукциона;
-признать незаконным дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору № аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ заключенное между Шинкаренко Р.В. и Артемовым А. Я., как нарушающее права собственников жилых помещений многоквартирных домов № и № (<адрес>, кадастровые номера зданий № и №), не связанные с лишением владения, и позволяющее Артемову А.Я, путем перенайма и замены арендатора в обязательстве, получить права на аренду земельного участка под строительство многоквартирного дома вне аукциона.
Однако, как было установлено в судебном заседании договоры аренды № и № от ДД.ММ.ГГГГ были заключены между сторонами в установленном законом порядке в соответствии с действующим законодательством. Не было приведено истцами каких-либо доказательств нарушения действующего законодательства и при заключении дополнительных соглашений к названным договорам
- от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору аренды земельных участков №, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Бабаян А.Э. и Артемовым А.Я.,
- от ДД.ММ.ГГГГ о замене лиц в обязательстве к договору № аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Шинкаренко Р.В. и Артемовым А. Я.
Судом также таких нарушений в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Поскольку право на земельные участки по <адрес>, (кадастровый номер № и по <адрес> (кадастровый номер №) было приобретено в установленном законом порядке основания для прекращения записей в ЕГРП и ГКН в отношении данных участков также отсутствуют.
Как указывалось ранее истцы обратились в администрацию МО г.Михайловска с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.53, т.3 л.д.50) с заявлением о согласовании границ земельных участков под многоквартирными домами №,№ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы г.Михайловска был дан ответ о возможности проведения межевания земельных участков под многоквартирным домом № и № в границах: по периметру от здания шириной: 5 м со стороны главного фасада, 1,5 м со стороны боковых фасадов и 9 метров со стороны заднего фасада ( т.1 л.д.54,т.3 л.д.51).
Таким образом, администрацией МО г.Михайловска истцам не было отказано в проведении межевания под многоквартирными домами №,№ <адрес>. Требования же истцов о возложении обязанности на администрацию МО г.Михайловска провести за свой счет межевание участка под многоквартирным домом № (<адрес>, кадастровый № здания №) по периметру от здания шириной: 22 метра со стороны главного фасада, 17 метров со стороны бокового фасада (слева от входа в подъезд №), 5 метров со стороны бокового фасада (справа от входа в подъезд №), 22 метра со стороны заднего фасада для постановки участка на кадастровый учет, определив разрешенное использование земельного участка: «для эксплуатации существующего здания» и провести за свой счет межевание участка под многоквартирным домом № (<адрес>, кадастровый № здания №) по периметру от здания шириной: 15 метров со стороны главного фасада, 11 метров со стороны бокового фасада (слева от входа в подъезд №), 17 метров со стороны бокового фасада (справа от входа в подъезд №), 22 метра со стороны заднего фасада для постановки участка на кадастровый учет, определив разрешенное использование земельного участка: «для эксплуатации существующего здания» являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Чеботаревой М.А., Маловой Н.В. к Администрации муниципального образования г.Михайловска и Артемову А.Я. об устранении нарушений прав собственника земельного участка не связанного с лишение владения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Болотова Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2014 года