Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«12» февраля 2018 года Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-287/18 по административному исковому заявлению М.В. к ГУ УМВД России по <адрес>, У МВД России по <адрес>, ОП № УМВД России по <адрес>, УУП ОП № У МВД России по <адрес> К.А. о признании действия (бездействия) незаконным,
у с т а н о в и л:
М.В. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом его последующего уточнения, просил признать незаконными действия (бездействие) ГУ УМВД России по <адрес>, У МВД России по <адрес>, ОП № УМВД России по <адрес>, УУП ОП № У МВД России по <адрес> К.А., выразившиеся в непринятии мер при проведении проверки по заявлению М.В. о привлечении к уголовной ответственности В.Л., и возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в соответствии со ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление МВД России по <адрес>, УУП ОП № У МВД России по <адрес> К.А..
В судебном заседании административный истец М.В.. административный иск поддержал и показал, что <дата> он обратился в ОП № У МВД России по <адрес> с заявлением, в котором просил привлечь к уголовной ответственности В.Л. по факту вымогательства и угроз с её стороны в адрес М.В.. Данное обращение было передано для проведения проверки УУП ОП № У МВД России по <адрес> К.А.. Проверка участковым уполномоченным была проведена формально, а именно, отобраны объяснения от В.Л.. Никаких мер реагирования, в том числе, проведение профилактической беседы, привлечение к административной ответственности, не предпринято, в то время как В.Л. продолжала свои противоправные действия в отношении административного истца. <дата> М.В. обратился в ГУ МВД России по <адрес> с жалобой на бездействие должностных лиц ОП № У МВД России по <адрес> по рассмотрению его обращения. Однако никакого ответа на свое обращение не получил. Полагая бездействие административных ответчиков незаконным, нарушающим его конституционные права, просил административное исковое заявление удовлетворить.
Административный ответчик – участковый уполномоченный полиции ОП № У МВД России по <адрес> К.А. в судебном заседании административный иск полагал необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку обращение М.В. рассмотрено им в установленные законом сроки, проведена проверка, отобраны объяснения от М.В. и В.Л., с последней проведена профилактическая беседа, подготовлено заключение. Обстоятельств, свидетельствующих о противоправности действий В.Л., при проведении проверки установлено не было, принимая во внимание наличие между сторонами ранее возникших договорных отношений, в рамках которых В.Л. требовала вернуть денежные средства за ненадлежащее оказание юридических услуг. О результатах рассмотрения обращения сообщено заявителю. С учетом изложенного, полагает, что оспариваемые действия (бездействие) выполнены им в рамках действующего законодательства, права административного истца не нарушают, доступ к правосудию не ограничивают.
Представитель административного ответчика – У МВД России по <адрес> – П.М., действующая на основании доверенности и диплома, в судебном заседании административный иск полагала необоснованным, поскольку обращение М.В. рассмотрено в установленные законом сроки и порядке. Нарушений прав и охраняемых законом административного истца со стороны административных ответчиков не допущено.
Представитель административного ответчика – ГУ МВД России по <адрес> - Б.А., действующий на основании доверенности и диплома, в судебном заседании также не согласился с доводами административного истца, указав, что <дата> в ГУ МВД России по <адрес> зарегистрировано обращение М.В., поступившее в электронном виде на сайт управления о бездействии сотрудника ОП № У МВД России по <адрес> К.А. при проведении проверки по заявлению о привлечении к уголовной ответственности В.Л.. Вышеуказанное обращение направлено для рассмотрения по существу в порядке подчиненности. В рамках рассмотрения обращения М.В. в ГУ МВД были установлены основания для регистрации обращения в КУСП в соответствии с п. п. 69, 103 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата> №, в связи с чем, обращение было зарегистрировано в КУСП <дата> №, о чем административный истец был уведомлен на указанный им адрес электронной почты. По результатам рассмотрения обращения М.В. в ГУ МВД России по <адрес> административному истцу был направлен соответствующий ответ от <дата>. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, полагал, что должностные лица ГУ МВД и ОП № У МВД России по <адрес>, действовали в соответствии с законодательством РФ, обращение административного истца зарегистрировано и рассмотрено в установленном порядке и сроки.
Представитель административного ответчика – ОП № У МВД России по <адрес>, в судебное заседание не явился по неизвестным причинам. О дне слушания извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - В.Л., в судебное заседание не явилась по неизвестным причинам. О дне слушания извещалась надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагается, в том числе обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
В соответствии с пунктом 51 Приказа МВД Российской Федерации от <дата> № «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» в своей деятельности по содействию в реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления участковый уполномоченный полиции руководствуется Федеральным законом от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон от <дата> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, могут регулироваться как данным Федеральным законом, так и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (часть 1); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (часть 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 4).
Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел определен в Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от <дата> N 707, в соответствии с которой сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина (пункт 8.1); принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 8.2); направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункт 8.3). По обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений: принять к рассмотрению по существу (п. 76.1); направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел); направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства – в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном или региональном уровнях – в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль (п. 76.3).
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> М.В. в ОП № У МВД России по <адрес> было подано обращение о привлечении В.Л. к уголовной ответственности по факту вымогательства денежных средств и угроз в адрес заявителя.
Данное обращение зарегистрировано ОП № У МВД России по <адрес> <дата> за номером №
<дата> и.о. начальника ОП № У МВД России по <адрес> утверждено подготовленное участковым уполномоченным полиции ОП № (<адрес>) У МВД России по <адрес> К.А. заключение о прекращении проверки по заявлению М.В..
В адрес заявителя подготовлен ответ за и.о. заместителя начальника ОП № У МВД России по <адрес>, в котором сообщено, что проверка по заявлению от <дата> проведена. С В.Л. проведена профилактическая беседа.
<дата> в ГУ МВД России по <адрес> зарегистрировано за № обращение М.В., поступившее в электронном виде на сайт управления о бездействии сотрудника ОП № У МВД России по <адрес> К.А. при проведении проверки по заявлению о привлечении к уголовной ответственности В.Л..
По резолюции и.о. заместителя начальника ГУ МВД России по <адрес> обращение направлено начальникам УУР ГУ МВД России по <адрес> и У МВД России по <адрес>.
В рамках рассмотрения обращения М.В. в ГУ МВД были установлены основания для регистрации обращения в КУСП в соответствии с п. п. 69, 103 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от <дата> №, в связи с чем обращение было зарегистрировано в КУСП <дата> №.
<дата> материал проверки, зарегистрированный в КУСП за № от <дата>, направлен в ОП № У МВД России по <адрес> для принятия решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.
О результатах рассмотрения обращения М.В. в ГУ МВД России по <адрес> административному истцу направлены соответствующие ответы от <дата>, от <дата> и от <дата> на адрес электронной почты, указанной заявителем.
Выше перечисленными материалами подтверждено, что обращения М.В. рассмотрены в установленном законом порядке, по ним проведена соответствующая проверка, о результатах рассмотрения обращений направлены ответы заявителю.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконными действия и бездействия административного ответчика, необходимо кроме несоответствия их нормативному правовому акту также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких доказательств административным истцом не представлено.
Довод административного истца о том, что проверка по его обращению от <дата> проведена формально, поскольку участковым уполномоченным в отношении В.Л. не составлен протокол об административном правонарушении, не приняты иные меры к пресечению противоправных деяний, суд полагает не состоятельным.
Административный истец не ссылается, какие конкретно меры должны были быть приняты должностным лицом в целях пресечения противоправных действий В.Л., и чем обусловлена необходимость их применения, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств, у участкового уполномоченного необходимые основания для разрешения вопроса о применении таких мер отсутствовали. В то же время, материалами дела подтверждено, что рамках предоставленных полномочий участковым уполномоченным инспектором с В.Л. была проведена профилактическая беседа.
Учитывая изложенные обстоятельств в совокупности, суд приходит к выводу о том, что со стороны должностных лиц действия (бездействия), повлекших нарушение прав административного истца не имеется, в силу чего административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления М.В. к ГУ УМВД России по <адрес>, У МВД России по <адрес>, ОП № УМВД России по <адрес>, УУП ОП № У МВД России по <адрес> К.А. о признании действия (бездействия) незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А.Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2018
Судья О.А.Мельникова