Дело № 5-26/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 февраля 2022 года г.Змеиногорск
Судья Змеиногорского городского суда Алтайского края Кунанбаева Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
Копылковой Натальи Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, работающей директором магазина торговой сети «Пятерочка» ООО «Агроторг», не имеющей на иждивении несовершеннолетних детей, в услугах защитника не нуждающейся,
привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 24.01.2022 22 АР № 507158 составленному УУП и ПДН МО МВД России «Змеиногорский» ФИО8, 13 ноября 2021 года в 12 час. 30 мин. Копылкова Н.Г., являясь ответственным лицом, которое должно следить за должностными инструкциями, допустила нахождение гражданина ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в помещении торгового зала магазина «Пятерочка» расположенного в <адрес> края по <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски), нарушив п. 5 Приложения № 180 от 27.10.2021 к Указу Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19».
Действия Копылковой Н.Г. квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности Копылкова Н.Г. вину в совершении правонарушения не признала, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить, пояснила, что она является директором магазина «Пятерочка» расположенного по Сотрудниками магазина посетители были обеспечены бесплатными одноразовыми масками и антисептиком для рук; посетители предупреждаются сотрудниками магазина устно о необходимости надеть маску; на входе в магазин размещены соответствующие объявления о необходимости соблюдения данных норм, а также ношения средств индивидуальной защиты, нанесена разметка, обеспечивающая дистанцию между покупателями. Кроме того пояснила, что 13.11.2021 она не находилась в здании магазина, поскольку у нее был выходной, что подтверждается графиком работы на ноябрь 2021 года.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, находящегося на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяет Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ).
Статьей 11 Закона № 68-ФЗ предоставлены полномочия органу государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Также пунктом «б» части 6 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ установлено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В части 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ определено, что решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимаются дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности: а) ограничивается доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации; в) определяется порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; г) приостанавливается деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; д) осуществляются меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом РФ Путиным В.В. принят Указ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Из пункта 2 Указа Президента РФ следует, что высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в частности: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 02.03.2020 № 5 (в редакции от 13.03.2020) «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п. 1.2).
Пунктом 1 Постановления Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» с 18 марта 2020 года на территории Алтайского края введен режим повышенной готовности.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 года № 31 предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Указ Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 года № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19» в редакции, действующей с 27 октября 2021 года, в его пункте 5 предписывает организациям (индивидуальным предпринимателям) запретить гражданам, не использующим гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания, нахождение в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, нахождение в транспорте общего пользования, в том числе такси, в иных местах массового пребывания людей, в том числе при проведении праздничных, развлекательных и иных мероприятий с массовым участием граждан на открытом воздухе, а также запретить обслуживание таких граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения данного запрета возлагается на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений и объектов транспорта общего пользования (пункт 5).
Согласно п. 1 Указа № 77 Губернатора Алтайского края от 08 мая 2020 года, гражданам надлежит использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания: маски лицевые для защиты дыхательных путей одноразового (многоразового) использования, респираторы при нахождении на остановочных пунктах, в транспорте общего пользования, в том числе такси, а также при посещении предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных организаций, медицинских организаций.
Согласно п. «б» ст.3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Согласно п. «в,г» ст. 4 указанных Правил, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Таким образом, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что 13 ноября 2021 года в 12 час. 30 мин. Копылкова Н.Г., допустила нахождение гражданина ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в помещении торгового зала магазина «Пятерочка» расположенного в <адрес> края по <адрес> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски).
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд учитывает, что в виновность Копылковой Н.Г. правоохранительными органами вменяется нарушение п. 5 Приложения № 180 от 27.10.2021 к Указу Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19», согласно которого организациям (индивидуальным предпринимателям) рекомендовано запретить гражданам, не использующим гигиенические маски для индивидуальной защиты органов дыхания, нахождение в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для функционирования предприятий торговли, сферы услуг, общественного питания, аптечных и медицинских организаций, нахождение в транспорте общего пользования, в том числе такси, в иных местах массового пребывания людей, в том числе при проведении праздничных, развлекательных и иных мероприятий с массовым участием граждан на открытом воздухе, а также запретить обслуживание таких граждан. Ответственность за обеспечение соблюдения данного запрета возлагается на собственников (владельцев, пользователей) зданий, строений, сооружений, помещений и объектов транспорта общего пользования.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 показала, что работает в магазине «Пятерочка» продавцом-кассиром. По состоянию на 13.11.2021 на входной двери в здание, где расположен магазин, имелось и имеется в настоящее время объявление, согласно которого посетителям рекомендовано входить только в средствах индивидуальной защиты (маске). В помещении торгового зала на входе имеется в свободном и бесплатном доступе антисептик, одноразовые маски. Так же имеется объявление, согласно которого покупатели без средств индивидуальной защиты (не обслуживаются. В помещении торгового зала имеется разметка о соблюдении дистанции, а так же каждому покупателю все сотрудники напоминают о необходимости использования масок. 13.11.2021 Тулубаеву так же было сказано, чтобы он надел маску, однако он этого не сделал.
Должностная инструкция по должности директора магазина предусматривает основную цель – организовывать работу магазина для обеспечения быстрой и комфортной покупки, соблюдения стандартов сервиса и достижения целевых показателей, а также обязанность директора: обеспечивать условия, не допускающие причинение вреда жизни и здоровью сотрудников и посетителей магазинов (пункт 2.3.3 должностной инструкции).
Как следует установлено в судебном заседании, в помещении магазина имеются жидкости-санитайзеры для обработки рук и одноразовые защитные маски для покупателей. Размещены объявления об обслуживании исключительно покупателей, использующих маски. Обслуживание покупателей, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания, не производится. Покупателям, находящимся на площадке магазина без защитных масок, сотрудниками магазина делаются соответствующие замечания по соблюдению масочного режима. Делаются и замечания по соблюдению покупателями дистанции между собой во время обслуживания. Директором магазина проводятся соответствующие инструктажи сотрудников.
Таким образом, Копылкова Н.Г. в силу своих должностных обязанностей создала в помещении магазина все необходимые меры для соблюдения вышеизложенных требований по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, а именно: сотрудниками магазина посетители были обеспечены бесплатными одноразовыми масками и антисептиком для рук; посетители предупреждаются сотрудниками магазина устно о необходимости надеть маску; на входе в магазин размещены соответствующие объявления о необходимости соблюдения данных норм, а также ношения средств индивидуальной защиты, то есть созданы все необходимые меры, предусмотренные Приложением № 180 от 27.10.2021 к Указу Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19» и самим Указом № 44, а так же правовыми актами, предписаниями, письмами, содержащими требования по профилактике новой коронавирусной инфекции COVID-19, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
При этом, как установлено в судебном заседании, в том числе и из пояснений Копылковой Н.Г. и показаний свидетеля, не доверять которым у суда оснований не имеется, гражданин ФИО7, несмотря на неоднократные предложения сотрудников магазина, отказывался надевать маску.
Должностное лицо Копылкова Н.Г., являясь директором магазина, а также другие сотрудники магазина, обеспечили ненасильственный контрольза ношением посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания. При этом никто из сотрудником торговой точки, в том числе и директор магазина, не могут применить в отношении посетителей физическое насилие или грубое психологическое воздействие.
Копылкова Н.Г., будучи наемным работником (директором магазина), собственником (владельцем) магазина не является. Как следствие, вменение ей нарушения пункта 5 указа Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 года № 44 не представляется возможным.
С учетом вышеизложенного, в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения Копылковой Н.Г. п. 5 Приложения № 180 от 27.10.2021 к Указу Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44 «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространения новой короновирусной инфекции COVID-19», следовательно она не допустила невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации и её виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не доказана, что подтверждается совокупностью доказательств, которые оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно разъяснению, содержащемуся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Копылковой Н.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ судом выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
Учитывая, что административным органом не представлены суду допустимые доказательства виновности Копылковой Н.Г. в инкриминируемом ей деянии, представленными доказательствами не подтверждено наличие состава административного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3.1, 3.2, 4.1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора магазина «Пятерочка» торговой сети «Пятерочка» ООО «Агроторг» Копылковой Натальи Геннадьевны прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Кунанбаева