Решение
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Блинковой О.В., при секретаре Дементьевой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-310 по иску Яковлева Р.И. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области об установлении границ земельного участка и взыскании возмещения за фактическое изъятие земельного участка, убытков, причиненных фактическим изъятием и
установил:
Яковлев Р.И. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области, Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области об установлении границ земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, уточненной площадью 421 кв.м., согласно схеме расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с Министерства транспорта Самарской области возмещения за фактическое изъятие земельного участка площадью 475 кв.м. в целях строительства мостового перехода через реку Волга в размере рыночной стоимости и убытков, причиненных фактическим изъятием, а
В обоснование иска истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Данный земельный участок учтен в ЕГРН под номером №, право собственности зарегистрировано в ЕГРН на основании Постановления Администрации Мазинского сельсовета Шигонского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве собственности на землю <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН. С целью уточнения местоположения границ земельного участка он обратился к кадастровому инженеру Кузнецову Ю.В., которым в ходе проведения кадастровых работ была составлена схема расположения земельного участка. По результатам наложения горизонтальной съемки земельного участка и сведений государственного фонда данных, местоположение земельного участка с кадастровым номером № соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером № в материалах инвентаризации <адрес>. Было выявлено, что его земельный участок пересекает участок №, площадью 64627 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Категория земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования. Право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. Границы участка установлены. Поскольку границы его земельного участка ранее не были установлены в ЕГРН, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области поставило на кадастровый учет путем образования данный земельный участок КН №. Он не возражает против резервирования части принадлежащего ему участка для государственных нужд в пользу Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области с учетом, что Министерство выплатит ему возмещение за фактическое изъятие земельного участка площадью 475 кв.м. После фактического изъятия части его земельного участка, оставшаяся площадь его земельного участка составляет 421 кв.м. сведения о границах его участка содержатся в государственном фонде данных Управления Росреестра, он имеет право на уточнение границ земельного участка в соответствии с ними.
Истец Яковлев Р.И. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия. С размером возмещения 114 019 рублей в связи с фактическим изъятием части его земельного участка, площадью 475 м. согласен.
Представители соответчиков Администрации муниципального района Шигонский и Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, удовлетворение исковых требований просили оставить на усмотрение суда.
Третьи лица кадастровый инженер Кузнецов Ю.В., Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, не известив о причинах неявки, возражений на иск не представили.
Исследовав письменные материалы дела, суд полагает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, истец представил достаточные и убедительные доказательства в обоснование заявленных требований.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка площадью с категорией земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности истца на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Администрации Мазинского сельсовета Шигонского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о праве собственности на землю <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В отношении спорного земельного участка кадастровым инженером Кузнецов Ю.В. проведены кадастровые работы. По результатам наложения горизонтальной съемки земельного участка и сведений государственного фонда данных, местоположение земельного участка с кадастровым номером № соответствует местоположению земельного участка с кадастровым номером № в материалах инвентаризации <адрес>.
Судом установлено, что распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания территории в целях строительства мостового перехода через реку Волгу с обходом городского округа Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» (1 этап) в муниципальных районах Ставропольский и Шигонский Самарской области.
Согласно материалам кадастровых дел объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, № часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в границах зоны планируемого размещения мостового перехода. Границы участка истца не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о данном участке в проекте межевания территории в составе документации отражены не были.
Кадастровым инженером Кузнецовым Ю.В. проведены кадастровые работы в отношении земельного участка истца, по результатам которых подготовлена схема расположения участка от ДД.ММ.ГГГГ № в которой содержатся, в частности, его чертеж, установлены координаты характерных точек, определяющие его положение. При выполнении кадастровых работ было выявлено, что границы земельного участка, принадлежащего истцу с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, т.е. часть земельного участка истца расположена в границах зоны планируемого размещения мостового перехода. Оставшаяся площадь участка составила 421 кв.м., что менее площади, указанной в ЕГРН (1335 к.м.).
В соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из ст. 11.3 Земельного кодекса РФ следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, а в частности описание местоположения объекта недвижимости.
В силу п. 10 ст. 22 названного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).
В соответствии со ст. 38 и 39 указанного Федерального согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.
Согласно ч. 9 ст. 38 названного закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из материалов дела, в том числе письма Филиала ФГБУ «ФКП Росрееста» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, следует, и никем по делу не оспаривается, что при внесении в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ спорного земельного участка площадью 421 кв.м. в соответствии с каталогом координат, содержащимся в схеме расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, пересечение границ указанного земельного участка со смежными земельными участками, сведения о границах которых содержатся в ЕГРН, не выявлено.
Споров и возражений по согласованию границ земельного участка площадью 421 кв.м. не возникло, чьи-либо права в результате установления местоположения границ земельного участка не нарушаются.
В соответствии с актом согласования местоположения границ земельного участка, границы земельного участка согласованы в установленном порядке.
В силу ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Согласно ст. 56.5 ЗК РФ в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны, в том числе, обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Собственники, земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 названной статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.
Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном названной статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.
Установлено, что Распоряжением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект межевания территории в целях строительства мостового перехода через реку Волгу с обходом городского округа Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» (1 этап) в муниципальных районах Ставропольский и Шигонский Самарской области. Постановлено опубликовать распоряжение в средствах массовой информации.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Самарской области вынесено Распоряжение от № об изъятии для государственных нужд <адрес> объектов недвижимого имущества в целях обеспечения строительства мостового перехода с указанием на опубликование настоящего распоряжения в средствах массовой информации.
В течение установленного срока Яковлев Р.И. не обратился с заявлением об учете его прав на недвижимое имущество, при этом в настоящее время фактически в пользу ответчика произошло изъятие у истца земельного участка с кадастровым омером № площадью 475 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно заключению эксперта №, выполненному ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд Самарской области земельного участка № площадью 475 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> составляет 114 019 рублей.
Ответчик данную оценку не оспорил. Истец согласен с размером возмещения.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство, в том числе, финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения Министерства; приобретает в установленном порядке в собственность Самарской области недвижимое и иное имущество, необходимое для строительства объектов транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области.
При установленных обстоятельствах, уточненные исковые требования Яковлева Р.И. об установлении границ земельного участка и взыскании стоимости изъятого земельного участка являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Яковлева Р.И. удовлетворить.
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, уточненной площадью 421 кв.м., в соответствии со схемой расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленной кадастровым инженером Кузнецовым Ю.В..
Взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу Яковлева Р.И. в счет возмещения, за изъятый для государственных нужд Самарской области земельный участок с кадастровым номером №, площадью 475 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> денежные средства в размере 114 019 (сто четырнадцать тысяч девятнадцать) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий О.В.Блинкова