Дело № 2-110/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2013 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Романовой О.М.,
С участием прокурора Федоровой В.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Нахратовой А. Л. к администрации городского поселения «Емва» о предоставлении жилого помещения соответствующего санитарно- техническим требованиям,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд в защиту прав и законных интересов Нахратовой А. Л. к администрации городского поселения «Емва» об обязании с момента вступления решения в законную силу предоставить Нахратовой А.Л. с учетом состава семьи ФИО1, ФИО2 на условиях социального найма жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, отвечающее уровню благоустроенности муниципального жилищного фонда городского поселения «Емва», равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (<данные изъяты> кв.м.), отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Емва.
В обоснование указано, что жилое помещение, в котором проживает Нахратова А.Л. со своею семьею признано не пригодным для проживания.
Судом на основании определения суда от 05 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МР «Княжпогостский».
Прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию муниципального образования городского поселения « Емва» в срок до 1 ноября 2013 года предоставить Нахратовой А.Л. с учетом состава семьи ФИО1, ФИО2 на условиях социального найма жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры, отвечающее уровню благоустроенности муниципального жилищного фонда городского поселения «Емва», равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (<данные изъяты> кв.м.), отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г. Емва. Поддержал доводы, указанные в иске.
Нахратова А.Л., ФИО1 в судебном заседании поддержали заявленные требования и доводы, указанные в иске, поддержали заявленные требования и доводы, указанные в иске.
ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика- Кулешова Н.В. исковые требования признала частично, пояснила, что не оспаривает, что жилое помещение, в котором проживает семья Нахратовых, не пригодно для проживания.
Представитель администрации МР «Княжпогостский» - Шепеленко Е.М. суду пояснила, что дом, в котором проживает семья Нахратовых, участвует в рамках исполнения республиканской адресной программы « переселение граждан из аварийного жилищного фонда». К концу 2013 года данная программа будет исполнена, семье Нахратовых будет предоставлено жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению в доме по <адрес>.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ФИО2, так как его неявка не препятствовала рассмотрению дела.
Исходя из того, что в силу ст.56 ГПК РФ суд не вправе собирать доказательства, стороны сами обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, тем самым реализуя принцип состязательности, суд полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
По смыслу приведенных выше норм материального права следует, что в случае признания жилого помещения не пригодным для проживания, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по договору социального найма вне очереди, возлагается на органы местного самоуправления по месту нахождения дома, признанного не пригодным для проживания.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещениях жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По правилам ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района в рамках рассмотрения обращения Нахратовой А.Л. проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Нахратова А.Л. совместно с членами семьи - мужем ФИО1., сыном ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, является нанимателем данной квартиры на условиях договора социального найма (ордер от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, постановление главы администрации города «Емва» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>).
С <ДД.ММ.ГГГГ> Нахратова А.Л., а также члены ее семьи состоят на учете в администрации городского поселения «Емва» в числе граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (решение исполкома Княжпогостского районного совета народных депутатов от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>). Также состоит на учете в администрации МР «Княжпогостский» как лицо, имеющее право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках реализации Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
На основании решения Совета городского поселения « Емва» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об утверждении муниципальной адресной Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008-2012гг.» жилой <адрес> включен в Адресный перечень аварийных жилых домов для сноса и реконструкции. Постановлением администрации городского поселения «Емва» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> указанный жилой дом включен в перечень ветхого жилья, признан неподлежащим капитальному ремонту.
Согласно техническому паспорту, составленному Филиалом ГУП РК «Республиканское БТИ» Княжпогостского района физический износ жилого <адрес> по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> составлял 69%.
Судом установлено, что <адрес> расположена в одноэтажном, бревенчатом неблагоустроенном жилом доме 1942 года постройки, с печным отоплением.
Оценка технического состояния данной квартиры в 2010 году показала, что в жилом помещении наблюдается осадка полов до 15 см во всех комнатах, нарушено сопряжение несущих стен, имеются отклонения стен от вертикали, отклонения межкомнатных стен до 15 см., а также перекос дверных и оконных проемов до 7 см.
В заключении межведомственной комиссии о т <ДД.ММ.ГГГГ> указано, что <адрес> состоящая в реестре муниципальной собственности городского поселения «Емва» не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению на основании сведений о состоянии основных строительных конструкций, имеющих деформацию стен, полов, кровли, в следствие чего признается непригодной для проживания.
Как следует из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми сведений, каких-либо прав на иные жилые помещения Нахратова А.Л., ФИО1, ФИО2не имеет.
При установленных обстоятельствах Нахратова А.Л., ФИО1, ФИО2, занимает жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, которое признано не пригодным для проживания.
Учитывая изложенное, суд, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, приходит к выводу о праве истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Разрешая вопрос о размере предоставляемого Нахратова А.Л. жилого помещения, суд учитывает положения ст. ст. 57, 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в пользовании Нахратовой А.Л. суд приходит к выводу, что должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории городского поселения «Емва» по договору социального найма в черте г. Емва, Княжпогостского района Республики Коми размером не менее <данные изъяты> квадратных метров состоящее из двух жилых комнат.
Таким образом, прокурором Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Нахратовой А. Л. к администрации городского поселения «Емва» заявленные обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Княжпогостского района Республики Коми в защиту прав и законных интересов Нахратовой А. Л. к администрации городского поселения «Емва» удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Емва» в срок до 1 ноября 2013 года предоставить Нахратовой А. Л. с учетом состава семьи- ФИО1, ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории городского поселения «Емва» по договору социального найма в черте г. Емва, Княжпогостского района Республики Коми размером не менее <данные изъяты> квадратных метров состоящее из двух жилых комнат.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 27 марта 2012 года.
Судья О.Н.Мишина