РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2020 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.
с участием: представителя административного истца Урусова А.Ю. – Кузьмичевой О.А. по доверенности,
представителя административного ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Смирнова А.Н. по доверенности,
при секретаре Ивановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2445/20 по административному исковому заявлению Урусова Анатолия Юрьевича к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Урусов А.Ю. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать отказ администрации м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Обязать администрацию м.р.Ставропольский Самарской области повторить рассмотрение заявления Урусова Анатолия Юрьевича об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> с целью выкупа земельного участка. Из уведомления заместителя главы муниципального района <адрес> по имуществу и архитектуре - руководителя КУМИ Лысенкова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка следует, что основанием для отказа является: п.п.3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами). Заявителем не представлен правоудостоверяющий документ на объект недвижимости, находящийся в границах формируемого земельного участка.
Истцом используется земельный участок имеющий общее ограждение с основным участком. На земельном участке расположена незавершенная строительством хозяйственная постройка. На данную постройку у истца отсутствуют правоудостоверяющие документы, поскольку они не требуются в соответствии с действующим законодательством. Считает, что уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка является необоснованным и незаконным, нарушает его права и законные интересы на получение земельного участка.
Представитель административного истца в судебном заседании требования изложенные в административном исковом заявлении поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, пояснив суду, что истец обратился в администрацию за утверждением схемы расположения земельного участка. Специалисты направили запрос в администрацию сельского поселения Узюково, из которого пришел ответ, что на данном участке имеется объект незавершенный строительством. В связи с этим специалистами муниципального района Ставропольский осуществлен выезд на место и составлен акт с фото, где было указано, что на участке расположено капитальное строение, что стало основанием для отказа в утверждении схемы, так как заявитель не смог предоставить документы, подтверждающие, что данное сооружение принадлежит ему. Доказательств наличия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, нарушать требований закона нет.
Представители заинтересованных лиц - Администрации с.п. Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ ФКП по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п. 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2).
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (п. 5).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п. 14).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (п. 16).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Урусов Анатолий Юрьевич является собственником земельного участка площадью 857 кв.м. и жилого дома площадью 178,7 кв.м. расположенные по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> с целью выкупа земельного участка.
Уведомлением Администрации муниципального района Ставропольский № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка отказано.
Отказ мотивирован тем, что п.п.3 п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами).
Однако, отказ органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения земельного участка испрашиваемого Урусовым А.Ю. требованиям Закона не соответствует.
Так, как указывалось выше, согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
-несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
-полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
-разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
-несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
-расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Перечень причин для отказа, определенный п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ по мнению суда является исчерпывающим и расширительному толкования не подлежит.
Как следует из обжалуемого уведомления, основанием для отказа послужил и.6 ст. 11.9 Земельного Кодекса РФ: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Однако, как следует из представленной в материалы дела схемы расположения, земельный участок имеет определенную форму, границы образуемого участка стыкуются с земельным участком, стоящим на государственном кадастровом учете.
Доказательств того, что образование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, административным ответчиком суду не представлено.
Кроме того, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка также являлось то, что заявителем не представлен правоудостоверяющий документ на объект недвижимости, находящийся в границах формируемого земельного участка.
Как следует из фотоматериалов, а также подтверждается актом обследования земельного участка и актом проверки, на указанном участке расположена хозяйственная постройка (гараж), которым истец пользуется с момента приобретения земельного участка и жилого дома. Спорная постройка является вспомогательным объектом, необходимым для эксплуатации части жилого дома. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В 2011 году предыдущий собственник участка Митрохина Л.М. обращалась в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предоставлении ей этого участка.
Ссылка администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в уведомлении об отказе на отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, находящиеся в границах формируемого земельного участка, в соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса не может служить самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Надлежащих доказательств того, что в границах образуемого земельного участка имеются объекты недвижимого имущества (подлежащие государственной регистрации), права на которые приобретены в установленном законом порядке суду не представлены. Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, в силу положений ст.11.2 ч.4 п.5 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в том числе в случаях образования земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, в связи, с чем подлежит отмене с возложением на орган местного самоуправления обязанности повторно рассмотреть обращение Урусова А.Ю. об утверждении схемы расположения земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 140, 175,218-219 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Признать отказ главы администрации м.р. Ставропольский Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать администрацию м.р. Ставропольский Самарской области администрацию м.р.Ставропольский Самарской области повторно рассмотреть заявление Урусова Анатолия Юрьевича об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья подпись Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 21.10.2020 года
Копия верна. Судья Н.В. Лазарева