Судья Никитенкова Е.В. Дело № 33-4241/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 11 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "..." на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 апреля 2019 года, по которому
на администрацию МО ГО "..." возложена обязанность предоставить С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории МО ГО "...", общей площадью не менее 13,5 кв.м., по окончании отбывания С. наказания в виде лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя администрации МО ГО "..."-Г. судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
С. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "..." о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, жильем не обеспечен, в связи с чем, просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал.
Представитель администрации МО ГО "..." не оспаривала право истца на получение жилья, но при этом указала на отсутствие свободных жилых помещений и недостаток в бюджете МО ГО "..." денежных средств.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "..." просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением ... районного суда г. ... Республики Коми от <Дата обезличена> мать истца лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери.
На момент постановки истца на учет как лица, оставшегося без попечения родителей, (<Дата обезличена>) за ним сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ....
В настоящее время С. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., где помимо него также зарегистрированы и проживают М.., лишенная родительских прав в отношении истца, ее сын А. и муж В.
Учитывая факт проживания в данном жилом помещении лица, лишенного родительских прав в отношении истца, а также принимая во внимание, что в случае вселения истца в квартиру площадь, приходящаяся на него с учетов всех лиц, зарегистрированных в квартире, составит 7,75 кв.м., что менее учетной нормы, суд пришел к обоснованномук выводу о невозможности проживания С. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ....
С. состоит в Администрации МО ГО "..." в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, с <Дата обезличена>.
Иных объектов недвижимости на праве собственности С. не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан", к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственными полномочиями Республики Коми по формированию соответствующих списков и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Норма предоставления площади жилого помещения на территории МО ГО "Сыктывкар" составляет 13,5 кв. м (решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.11.2005 № 20/11-282 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения").
Руководствуясь приведенными нормами права и установив, что С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем не обеспечен, иных жилых помещений на праве собственности либо на ином праве, пригодных для проживания, не имеет, суд пришел к обоснованному выводу о праве истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на органы местного самоуправления.
Учитывая, что на момент рассмотрения спора истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, срок отбывания наказания оканчивается <Дата обезличена>, суд установил для ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по окончании отбывания С. наказания в виде лишения свободы.
Выводы суда основаны на законе и соответствуют фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы администрации МО ГО "Сыктывкар" о том, что суд оставил без должного внимания тот факт, что без соответствующего финансирования из средств республиканского бюджета, администрация МО ГО "Сыктывкар" не имеет возможности предоставить истцу жилое помещение, отмену судебного постановления не влекут.
С учетом положений Бюджетного кодекса РФ С. участником межбюджетных отношений не является, и надлежащим ответчиком по делу выступает именно администрация МО ГО "Сыктывкар", на которую в силу вышеприведенных норм права возложена прямая обязанность обеспечить истца жилым помещением на условиях специализированного найма по установленным нормам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принятое судом решение приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри сводного списка, в качестве условия предоставления жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Положения указанных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Решение суда законно и обоснованно, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -