Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 03 мая 2018 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-7/18 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» обратилось в Московский областной суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности четырёхэтажного здания- торгово-офисного комплекса, с кадастровым номером 50:35:0030112:306, общей площадью 5 573,8 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.Луховицы, ул.Куйбышева,д.71.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки данного объекта недвижимости повлекли неправомерное увеличение налогового бремени, исчисляемого из кадастровой стоимости.
Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете № АРХ-492/16/М от 28 сентября 2016 года об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден: решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 18 ноября 2016 года заявление ООО ««Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания), поступившее в Комиссию 24 октября 2016 года, отклонено.
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Российский Центр Экспертизы и Оценки» Деминой М.Ю.
После получения заключения эксперта представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области заявлено ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, которое было удовлетворено. Проведение повторной судебной оценочной экспертизы поручено эксперту НП «Деловой союз судебных экспертов» Титову С.Б.
Согласно представленному суду экспертному заключению № 074/12/2017-ЭЗ от 29 декабря 2017 года при составлении отчета №АРХ-492/16/М от 28 сентября 2016 года оценщиком ООО «АРХОНТ КОНСАЛТИНГ» Волковой Н.Ю. были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов недвижимости и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины его рыночной стоимости.
После получения повторного заключения эксперта представитель административного истца полагал, что эксперт не ответил на первый поставленный перед ним вопрос, определил арендопригодную площадь и коэффициент недозагрузки на основе справочника без непосредственного ознакомления с объектом оценки. Просил установить кадастровую стоимость спорного здания в размере, определенном в отчете об оценке, полагая данный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость данного объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения требований об установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, не оспаривал достоверность определенной в заключении эксперта величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости (здания).
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, полагает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст. 402, 375, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, главы III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях, устанавливается кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статьей 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Согласно п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении, в том числе: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них; 2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества (часть 2 ст. 378.2).
В том числе частью 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В Московской области принят Закон от 21 ноября 2003 года №150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций Московской области».
Статьей 1.1 Закона МО №150/2003-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 06 июня 2013 №52/2013-ОЗ) установлено, что с 01 января 2014 года налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении указанных в статье видов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 3 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Закона.
В соответствии с абз. 1 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости – согласно абз. 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ – является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости.
В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы налога на имущество, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного объекта недвижимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что ООО ««Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» на праве собственности принадлежит четырёхэтажное здание - торгово-офисный комплекс, с кадастровым номером 50:35:0030112:306, общей площадью 5 573,8 кв.м, расположенное по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул.Куйбышева,д.71.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (т.1 л.д.13,14).
Как следует из представленной суду Выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу четырёхэтажное здание- торгово-офисный комплекс, с кадастровым номером 50:35:0030112:306 определена по состоянию на 01 августа 2015 года, утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 24 ноября 2015 года №13ВР-1998 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков, а также объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых была определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области» и составила 254007318,51 руб. (т.1 л.д.10).
В повторном экспертном заключении № 074/12/2017-ЭЗ от 29 декабря 2017 года эксперта НП «Деловой союз судебных экспертов» Титова С.Б., которому судом было поручено проведение судебной экспертизы, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 50:35:0030112:306, площадью 5573,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул.Куйбышева,д.71, по состоянию на 1 августа 2015 года составляет 224907489 руб.(т.2 л.д.87).
Повторное экспертное заключение соответствует требованиям ч. 1 – ч. 3 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответ на поставленный судом вопрос.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд, оценивая представленное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется, сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает.
Право административного истца на установление кадастровой стоимости принадлежащего ему торгово-офисного комплекса равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года в повторном экспертном заключении, административными ответчиками не оспаривается.
Будучи допрошенной в судебном заседании эксперт Титов С.Б. дал исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед ним вопросы.
С учетом изложенного суд принимает выводы повторной судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 50:35:0030112:306 в размере рыночной – подлежат частичному удовлетворению, а именно: в размере 224904 489 рублей.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для них является дата обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В данном случае заявление «Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости четырёхэтажного здания- торгово-офисного комплекса, с кадастровым номером 50:35:0030112:306 поступило в Комиссию 24 октября 2016 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2016 года до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 50:35:0030112:306, общей площадью 5573,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.Луховицы, ул.Куйбышева,д.71, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 августа 2015 года, в размере 224907 489 рублей. В остальной части, требования, заявленные ООО «Торговый Дом-ОСКОРДЪ ХХI», оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с указанным кадастровым номером, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «24 октября 2016 года».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко
Мотивированное решение изготовлено 08 мая 2018 года.
Судья А.А. Терещенко