РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,
с участием представителя истца Грицкив А.Н.,
при помощнике судьи Ширяевой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2799/2021 по исковому заявлению Воробьевой Клавдии Григорьевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности, об установлении местоположения границ земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Клавдия Григорьевна предъявила в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к администрации м.р. Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок, установлении местоположения границ земельного участка, указав при этом следующее.
25.04.1996г. на основании Постановления Администрации Ставропольского района Самарской области №361 «О предоставлении земельного участка Воробьевой Клавдии Григорьевне для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью 8,4 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель СХАО «Красные Горки» Ставропольского района Самарской области.
Для оформления права собственности истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении сведений об указанном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости, как о ранее учтенном. На основании поданного заявления, в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке, принадлежащем истцу и имеющем следующие характеристики: земельный участок, площадью 84000 кв.м с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
После этого, истец обратилась с заявлением о государственной регистрации на принадлежащий ей земельный участок. 18.03.2021г. истцом было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок по причине имеющихся противоречий в указании отчества собственника земельного участка в Постановлении №361 от 25.04.1996г. «О предоставлении земельного участка», а именно: в оригинале постановления имеются исправления в отношении отчества правообладателя, исправлено отчество «Григорьевна», в то время, как второй экземпляр указанного постановления, хранящийся в архиве Администрации м.р.Ставропольский Самарской области исправления не содержит и отчество правообладателя указано как «Тимофеевна».
При печати Постановления №361 от 25.04.1996г. была допущена техническая в написании отчества правообладателя. Данный факт препятствует истцу зарегистрировать право собственности на земельный участок.
С момента предоставления земельного участка, истица пользуется им, как своим собственным, обрабатывает, использует по назначению. 15.05.2021г. истца обратилась к кадастровому инженеру Грицкив А.Н. с целью проведения кадастровых работ на принадлежащем ей земельном участке по уточнению границ на местности. Кадастровым инженером был подготовлен межевой план земельного участка, площадь участка составила 84005 кв.м, что соответствует площади, указанной в постановлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с межевым планом земельного участка от 02.08.2021г. определены координаты характерных точек границ земельного участка:
Название точки |
Координаты | |
X |
У | |
н1 |
444610.10 |
1355608.64 |
н2 |
444147.40 |
1354571.85 |
н3 |
444171.88 |
1354467.65 |
н4 |
444178.62 |
1354465.73 |
н5 |
444666.44 |
135555.83 |
н1 |
444610.10 |
1355608.64 |
Поскольку истец не имеет возможности зарегистрировать право собственности на спорный земельный участок во внесудебном порядке, она была вынуждена обратиться за защитой своих прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением.
Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 24.11.2020г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены смежные землепользователи земельного участка: Воробьева Елена Васильевна, Мачихин Михаил Викторович (л.д.47).
Истец Воробьева К.Г. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщила. При этом воспользовалась своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ, на ведение дел через представителя.
Представитель истца Грицкив А.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела без его участия не просил.
Представитель третьего лица администрации с.п.Пискалы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя. Согласно представленных сведений, спорный земельный участок в списке невостребованных земельных долей не значится (л.д.44).
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени был извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Третье лицо Воробьева Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без своего участия. Согласно представленного отзыва, споров относительно местоположения границ земельного участка не имеется. Об удовлетворении требований истца не возражала.
Третье лицо Мачихин М.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия. Согласно представленного отзыва, споров относительно местоположения границ земельного участка не имеется, смежная граница согласована. Об удовлетворении требований истца не возражал.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии с ч.3,4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика и представителей третьих лиц.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
В силу п.1, 6 ст.8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
При возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.
Приобретатель недвижимого имущества, полагавшийся при его приобретении на данные государственного реестра, признается добросовестным (статьи 234 и 302), пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.
Статья 9 ГК РФ предусматривает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу статьи 58 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного участка гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное преимущественно на личном труде и труде членов их семей, земельные участки передаются по их желанию в собственность или в аренду. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае с учетом численного состава крестьянского хозяйства, его специализации и норм, установленных в соответствии со статьей 36 настоящего Кодекса. Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным (городским, в административном подчинении которого находится район) Советом народных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов.
Согласно ст.36 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного участка, предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются краевыми, областными, автономных областей, автономных округов Советами народных депутатов, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик. Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Согласно статьи 59 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного участка членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Местные комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями местоположение изымаемого земельного участка.
В силу ст.ст. 7, 8 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" Для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно - опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь. Выделенный земельный участок оформляется местной администрацией в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет аренды или покупки. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Участок выделяется, по возможности, ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза). Колхоз (совхоз) обязан по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до 10 лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции) другим членам хозяйства. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок.
Судом установлено, что 25.04.1996г. на основании Постановления Администрации Ставропольского района Самарской области №361 «О предоставлении земельного участка Воробьевой Клавдии Григорьевне для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», истцу был предоставлен в собственность земельный участок площадью 8,4 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель <адрес>, копия которого находится в материалах дела (л.д.7).
Для оформления права собственности истец обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении сведений об указанном земельном участке в Единый государственный реестр недвижимости, как о ранее учтенном. На основании поданного заявления, в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке, принадлежащем истцу и имеющем следующие характеристики: земельный участок, площадью 84000 кв.м с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
После этого, истец обратилась с заявлением о государственной регистрации на принадлежащий ей земельный участок. 18.03.2021г. истцом было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок по причине имеющихся противоречий в указании отчества собственника земельного участка в Постановлении №361 от 25.04.1996г. «О предоставлении земельного участка», а именно: в оригинале постановления имеются исправления в отношении отчества правообладателя, исправлено отчество «Григорьевна», в то время, как второй экземпляр указанного постановления, хранящийся в архиве Администрации м.р.Ставропольский Самарской области исправления не содержит и отчество правообладателя указано как «Тимофеевна» (л.д.24).
При печати Постановления №361 от 25.04.1996г. была допущена техническая в написании отчества правообладателя. Данный факт препятствует истцу зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Статьей 15 ЗК РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, материалами дела установлено, что земельный участок из земель СХАО «Красные Горки» был выделен Воробьевой Клавдии Григорьевне.
Согласно сведениям из ЕГРН границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д.8-11).
Для установления точной площади земельного участка, истец обратился к кадастровому инженеру.
02.08.2021г. кадастровым инженером Грицкив А.Н. подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
При проведении кадастровых работ были запрошены и получены следующие документы: выписка из ЕГРН о земельном участке, постановление о предоставлении земельного участка с приложением чертежа земель, а также план границ. При уточнении границ использовались данные, содержащиеся в данном чертеже и плане границ. По полученным измерениям, конфигурация уточняемого земельного участка в фактически освоенных границах не отличается от конфигурации данного объекта указанного в чертеже границ земель и плане границ.
В результате полученных координат была вычислена площадь земельного участка, которая составила 84000 кв.м. Таким образом, площадь земельного участка увеличилась на 5 кв.м, то есть не более 10% от площади, внесенной в ЕГРН.
Кроме того, в процессе кадастровых работ была согласована границы земельного участка с заинтересованными лицами. Разногласий между заинтересованными лицами отсутствуют.
Межевым планом также установлены фактическая конфигурация земельного участка и определены координаты его границ. При этом, права смежных землепользователей не нарушены.
Межевой план кадастрового инженера Грицкив А.Н. научно-технически и нормативно обоснован, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы, четко изложены действия и этапы работ, которые провел кадастровый инженер по обоснованию границ земельного участка, выполнен в соответствии с нормами ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.
При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10 процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.
Таким образом, Законом N 218-ФЗ установлено, что при государственном кадастровом учете в связи с уточнением сведений о площади земельного участка допускается увеличение значения такой уточненной площади:
не более чем на 10 процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, если для разрешенного использования и категории земель, к которым отнесен такой земельный участок, не установлен предельный минимальный размер;
не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, который установлен в соответствии с федеральным законом для разрешенного использования и категории земель, к которым отнесен такой земельный участок.
В соответствии с частью 1 статьи 43 ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).
Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 06.11.2018г. №32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"
По смыслу п. п. 2, 7 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 7, п. п. 3, 4 ст. 8, п. п. 8, 10 ст. 22, п. 9 ст. 29, пп. 3 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения ЕГРН о границах земельных участков должны соответствовать их фактическому местоположению на местности.
Конфигурация земельного участка, определяемая местоположением его границ, может быть незначительно изменена при уточнении границ земельного участка в пределах допустимого изменения значения площади уточняемого объекта недвижимости. Частью 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и пунктами 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускается изменение площади земельного участка в результате уточнения местоположения границ этого земельного участка в установленных указанными положениями пределах, то изменение конфигурации земельного участка с учетом фактически сложившегося положения границ на местности 15 лет и более допустимо в пределах, установленных для изменения площади такого земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.
Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения конфигурации, площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют, границы на местности определены. Доказательства обратного не представлены.
Поскольку материалами дела подтверждено, что имеется расхождение между фактическими границами земельных участков сторон, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Воробьевой Клавдии Григорьевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности, об установлении местоположения границ земельного участка – удовлетворить.
Признать за Воробьевой Клавдией Григорьевной, право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 84005 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный адресу: <адрес> в границах, указанных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером Грицкив А.Н.:
Обозначение характерных точек границы |
Координаты | |
X |
Y | |
н1 |
444610.10 |
1355608.64 |
н2 |
444147.40 |
1354571.85 |
н3 |
444171.88 |
1354467.65 |
н4 |
444178.62 |
1354465.73 |
н5 |
444666.44 |
1355558.83 |
н1 |
444610.10 |
1355608.64 |
Решение Ставропольского районного суда Самарской области является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья В.Л. Магда
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2021 года.