Гр. дело № 2-310/2015
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2015 года г.Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ложкиной Н.Б.,
при секретаре Михальченко М.И.,
с участием:
помощника прокурора г.Полярные Зори Павловой О.А.,
представителя третьего лица администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Мавриной Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Полярные Зори Мурманской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжение-Африканда» об обязании совершить действия по регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Полярные Зори Мурманской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжение-Африканда» об обязании совершить действия по регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
В обоснование иска указал, что прокуратурой города Полярные Зори проведена проверка исполнения требований законодательства о государственной и муниципальной собственности, а также требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в деятельности муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Полярные зори с подведомственной территорией «Теплоснабжение-Африканда», юридический адресу: <адрес №> сокращённое наименование – МУП «Теплоснабжение-Африканда».
В ходе проверки было установлено, что МУП «Теплоснабжение-Африканда» в соответствии с Уставом создано для обеспечения теплоснабжением населения н.п. Африканда, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения указанных целей МУП «Теплоснабжение-Африканда» осуществляет деятельность по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту внешних и внутренних систем теплоснабжения, котельных, тепловых пунктов и других объектов инженерной инфраструктуры, необходимых для снабжения тепловой энергией населения и иных потребителей; по оказанию услуг населению и прочим потребителям по теплоснабжению; по строительству наружных и внутренних тепловых, водопроводных, канализационных сетей, общестроительных работ, ремонта и монтажа энергетического, теплового оборудования; по наладочным работам электротехнического, теплоэнергетического, КИПиА (включая средства автоматического управления технологическими процессами и средствами учёта тепловой энергии, воды и сточных вод); по эксплуатации тепловых сетей.
Для осуществления уставной деятельности МУП «Теплоснабжение-Африканда» на основании постановления администрации г.Полярные Зори от 27.07.2012 №** актов приёма-передачи от 05.10.2012 №** МУП «Теплоснабжение-Африканда» на праве хозяйственного ведения переданы следующие объекты муниципального недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию г.Полярные Зори:
- здание электробойлерной с оборудованием: 1) электродный водогрейный котел типа КЭВ-175/0,4 (2 шт.); 2) насос к-100-65-200а (1 шт.); 3) насос 20/30(1 шт.); щит управления (1 шт.), расположенное по адресу: <адрес №>
- тепловые сети к жилым домам <адрес №> расположенные по адресу: <адрес №>
- теплотрасса к жилым домам <адрес №> к вокзалу, расположенная по адресу: <адрес №>
Вместе с тем, МУП «Теплоснабжение-Африканда» в нарушение требований законодательства государственная регистрация права хозяйственного ведения на вышеперечисленное недвижимое муниципальное имущество не произведена, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении данной организацией своих полномочий.
Бездействие МУП «Теплоснабжение - Африканда», выразившееся в непринятии мер по оформлению права хозяйственного ведения на объекты муниципального имущества, необходимого для обеспечения населения, организаций, предприятий н.п.Африканда тепловой энергией, влечёт нарушение требований действующего законодательства по надлежащему исполнению возложенных полномочий, в том числе полномочий в сфере теплоснабжения и может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на предоставление соответствующих коммунальных услуг.
Отсутствие регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого муниципального имущества приводит к невозможности МУП «Теплоснабжение-Африканда» надлежащим образом осуществлять право владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, не позволяет установить лиц, ответственных за его безопасную эксплуатацию и исправное состояние, что в свою очередь ведёт к отсутствию должного внимания к техническому состоянию муниципального имущества и может привести к аварийным ситуациям, создать угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Также, непринятие мер по регистрации права хозяйственного ведения на муниципальное имущество нарушает интересы муниципального образования, направленные на его сохранность, надлежащую эксплуатацию и, соответственно, эффективное использование, поскольку в случае недобросовестного использования муниципального имущества муниципальному образованию могут быть причинены убытки.
Отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения может привести к нарушению прав неопределённого круга граждан и юридических лиц на получение достоверной информации о государственной регистрации прав из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренного статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», тогда как в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Неисполнение обязанности по государственной регистрации права хозяйственного ведения может повлечь злоупотребление правом как со стороны МУП «Теплоснабжение-Африканда», так и со стороны администрации г. Полярные Зори в части незаконного и необоснованного распоряжения вышеперечисленными объектами недвижимого имущества путём совершения коррупционных правонарушений, либо при сложившейся ситуации незарегистрированное недвижимое имущество может послужить средством совершения коррупционных правонарушений.
Просит суд на основании статей 45, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Полярные Зори с подведомственной территорией «Теплоснабжение-Африканда» в срок до 31.12.2015 зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право хозяйственного ведения на следующие объекты муниципального недвижимого имущества:
- здание электробойлерной с оборудованием: 1) электродный водогрейный котел типа КЭВ-175/0,4 (2 шт.); 2) насос к-100-65-200а (1 шт.); 3) насос 20/30(1 шт.); щит управления (1 шт.), расположенное по адресу: <адрес №>
- тепловые сети к жилым домам <адрес №> расположенные по адресу: <адрес №>
- теплотрасса к жилым домам <адрес №> к вокзалу, расположенная по адресу: <адрес №>
Определением суда от 14 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «Российские железные дороги» в лице Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Помощник прокурора Павлова О.А. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования, просила установить срок исполнения обязательств по регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество до 01 октября 2016 года. В дополнение пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация права собственности и права хозяйственного ведения на недвижимое имущество осуществляются как одновременно, так и последовательно.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжение-Африканда» в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, возражений по существу иска не представил, в настоящее время в производстве Арбитражного суда находится заявление о признании МУП «Теплоснабжение-Африканда» банкротом (л.д. 63).
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Маврина Л.Е., действующая на основании доверенности, просила суд отказать прокурору г.Полярные Зори Мурманской области в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку полагала, что отсутствуют основания для обязания МУП муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией «Теплоснабжение-Африканда» совершить действия по регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право хозяйственного ведения на спорные объекты. Обосновав свою позицию тем, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано ни право собственности, ни право хозяйственного ведения. В производстве Полярнозоринского районного суда находится гражданское дело по иску прокурора города Полярные Зори в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному казённому учреждению «Отдел имущественных отношений и муниципального контроля администрации г.Полярные Зори» об обязании совершить действия по регистрации права собственности на муниципальное имущество. Кроме того, в Арбитражном суде Мурманской области на сегодняшний день в производстве находятся заявления о признании МУП муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией «Теплоснабжение-Африканда» банкротом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Кандалакшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражений по существу заявленных требований не имеет, представил отзыв, где указал, что по данным Единого государственного реестра прав МУП «Теплоснабжение-Африканда» в Кандалакшский отдел Управления Росреестра по Мурманской области с заявлением о регистрации хозяйственного ведения на объекты, указанные в исковом заявлении прокурора г.Полярные Зори Мурманской области, не обращался, ранее право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано не было (л.д. 42).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО «Российские железные дороги» в лице Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, предоставил суду отзыв, из которого следует, что ОАО «РЖД» создано 23.09.2003 на основании Постановления Правительства РФ № 585 от 18.09.2003 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», путём приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Во исполнение пункта 7 Постановления Правительства РФ № 585 от 18.09.2003, и в соответствии с трёхсторонним распоряжением Министерства имущества РФ, Министерства РФ и МПС РФ от 08.04.2004 № 1499-р/110а Т-92р, имущество социально-культурного и коммунально-бытового назначения не приватизировалось и в уставный капитал ОАО «РЖД» не включалось, а подлежало передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. По имеющимся в распоряжении ОАО «РЖД» информации, объекты жилищно-коммунального хозяйства, выступающие предметом рассмотрения по гражданскому делу переданы в муниципальную собственность города Полярные Зори 01.04.2004, на основании подписанных между ФГУП «Октябрьская железная дорога МПС России» и Администрацией г.Полярные Зори актов о приёме-передаче. Таким образом, ОАО «РЖД» никогда не обладало какими-либо вещными правами в отношении указанных выше объектов жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 76-88).
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей Кандалакшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (Управление Росреестра по Мурманской области) и ОАО «Российские железные дороги» в лице Мурманского территориального управления Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Выслушав помощника прокурора г.Полярные Зори Павлову О.А., представителя третьего лица МКУ «ОИОиМК» Маврину Л.Е., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
В связи с тем, что рассматриваемые правоотношения затрагивают интересы неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о правомерном характере обращения прокурора с заявленными требованиями.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом. Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Положениями статей 8 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно положениям статьи 4 указанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 16 названного закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Полярные Зори от 14 июня 2004 года №** «О приёмке в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманского отделения Октябрьской дороги Филиала ОАО «Российские железные дороги» принято в муниципальную собственность и включено в реестр муниципального имущества, что подтверждается актами приёмки-передачи от 01 апреля 2004 года №** и выписками из реестра муниципального имущества муниципального образования г.Полярные Зори от 28 мая 2015 года №** (л.д. 15-17, 19-20, 70-75).
Постановлением администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области от 27 июля 2012 года № 808 создано Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования города Полярные Зори с подведомственной территорией «Теплоснабжение-Африканда», за которым закрепить на праве хозяйственного ведения имущество, указанному в приложении №** (л.д. 13). Согласно данному приложению МУП «Теплоснабжение-Африканда» передано в хозяйственное ведение имущество: здание электробойлерной с оборудованием (электродный водогрейный котёл типа КЭВ-175/0,4 (2 шт.); насос к-100-65-200а (1 шт.); насос 20/30(1 шт.); щит управления (1 шт.), расположенное по адресу: <адрес №>; тепловые сети к жилым домам <адрес №>, расположенные по адресу: <адрес №> теплотрасса к жилым домам <адрес №> к вокзалу, расположенная по адресу: <адрес №>
Согласно информации Кандалакшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (Управление Росреестра по Мурманской области) по данным Единого государственного реестра прав ранее МУП «Теплоснабжение-Африканда» в Кандалакшский отдел Управления Росреестра по Мурманской области с заявлением о регистрации хозяйственного ведения на объекты, указанные в исковом заявлении прокурора г.Полярные Зори Мурманской области, не обращалось, право собственности на указанные объекты недвижимости ранее зарегистрировано не было (л.д. 42).
Таким образом, судом установлено, что МУП «Теплоснабжение-Африканда» в нарушение требований законодательства в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в целях государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеперечисленное недвижимое муниципальное имущество не обращалось, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении данной организацией своих полномочий.
Бездействие МУП «Теплоснабжение - Африканда», выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права хозяйственного ведения на объекты муниципального имущества, необходимого для обеспечения населения, организаций, предприятий н.п. Африканда тепловой энергией, влечёт нарушение требований действующего законодательства по надлежащему исполнению возложенных полномочий, в том числе полномочий в сфере теплоснабжения и может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на предоставление соответствующих коммунальных услуг.
Отсутствие регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого муниципального имущества приводит к невозможности МУП «Теплоснабжение-Африканда» надлежащим образом осуществлять право владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, не позволяет установить лиц, ответственных за его безопасную эксплуатацию и исправное состояние, что в свою очередь ведёт к отсутствию должного внимания к техническому состоянию муниципального имущества и может привести к аварийным ситуациям, создать угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Также, непринятие мер по регистрации права хозяйственного ведения на муниципальное имущество нарушает интересы муниципального образования, направленные на его сохранность, надлежащую эксплуатацию и, соответственно, эффективное использование, поскольку в случае недобросовестного использования муниципального имущества муниципальному образованию могут быть причинены убытки.
Отсутствие зарегистрированного права хозяйственного ведения может привести к нарушению прав неопределённого круга граждан и юридических лиц на получение достоверной информации о государственной регистрации прав из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренного статьёй 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», тогда как в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах законности, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 3 ФЗ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Неисполнение обязанности по государственной регистрации права хозяйственного ведения может повлечь злоупотребление правом как со стороны МУП «Теплоснабжение-Африканда», так и со стороны администрации г. Полярные Зори в части незаконного и необоснованного распоряжения вышеперечисленными объектами недвижимого имущества путём совершения коррупционных правонарушений, либо при сложившейся ситуации незарегистрированное недвижимое имущество может послужить средством совершения коррупционных правонарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязать МУП «Теплоснабжение-Африканда» совершить действия по регистрации права хозяйственного ведения на объекты вышеуказанного недвижимого имущества.
По мнению суда, заявленный прокурором г. Полярные Зори срок для исполнения обязательств по регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество до 01 октября 2016 года является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░: 1) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░-175/0,4 (2 ░░.); 2) ░░░░░ ░-100-65-200░ (1 ░░.); 3) ░░░░░ 20/30(1 ░░.); ░░░ ░░░░░░░░░░ (1 ░░.), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ №>
- ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░ №>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ №>
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░ №>; ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ №>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░