РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова И.О.,
при секретаре Магомедовой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Сергокалинского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения, выразившегося в неопубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений и фактических затратах на их денежное содержание и понуждении администрации опубликовать указанную информацию,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> РД в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД, в ходе, которой установлено, что администрацией МО СП не исполняются требования федерального законодательства в части открытости деятельности органов местного самоуправления. В нарушение требований федерального законодательства администрацией МО СП в течение 2013 года не производилось ежеквартальное опубликование сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, в том числе данные сведения не были официально опубликованы за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года, что является нарушением прав граждан проживающих в МО СП. Тогда как статьей 36 БК РФ закреплен принцип прозрачности (открытости), что означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является: обеспечение доступа граждан к информации органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что имеется созданный официальный сайт администрации МО СП c адресом электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мониторинг официального Интернет – сайта администрации МО СП показал, что ответчиком на Интернет – сайте не опубликованы ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. Согласно информации, представленной районной газетой «<данные изъяты>», сведения за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года о численности муниципальных служащих МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание официально не публиковались. Несоблюдение администрацией МО СП принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления и принципа прозрачности бюджетной системы создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленные законом право населения МО СП на получение официальной ежеквартальной информации о численности муниципальных служащих администрации МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по неопубликованию в 2013 году ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание незаконным и обязать администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> РД официально опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> РД, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый, второй и третий кварталы 2013 года и опубликовать вышеуказанные сведения за 4 квартал 2013 года и за каждый квартал в последующие годы.
В судебном заседании помощник прокурора Сергокалинского района РД Алиев Ю.М., ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, требования заместителя прокурора поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД ФИО3 против удовлетворения иска прокурора не возражал. Пояснил, что в МО СП «<адрес>» <адрес> РД имеется созданный официальный сайт c адресом электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет – сайте действительно не опубликованы. В ближайшее время обязуется опубликовать вышеуказанные сведения. В виду изложенного, требования прокурора просит удовлетворить.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования заместителя прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Учитывая, что категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Статьей 5 Устава МО СП установлено, что местное самоуправление в сельском поселении осуществляется на основе принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции основывается, в том числе на принципе публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.
В силу ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является: обеспечение доступа граждан к информации органов местного самоуправления.
Согласно статье ст. 36 Бюджетного кодекса РФ принцип прозрачности (открытости), означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;…
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией МО СП «<адрес>» <адрес> РД в течение 2013 года не производилось ежеквартальное опубликование сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, в том числе данные сведения не были официально опубликованы за 1, 2 и 3 кварталы 2013 года, что является нарушением прав граждан проживающих в МО СП «<адрес>» <адрес> РД.
Справкой, выданной редакцией газеты «К изобилию» от 09.12.2013г. подтверждается, что в номерах районной газеты за истекший период 2013 года сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание администрациями муниципальных образований сельских поселений <адрес> официально не публиковались.
Таким образом, то обстоятельство, что в течение 2013 года ежеквартальное опубликование сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в средствах массовой информации администрацией МО СП «<адрес>» <адрес> РД не производилось, нашло свое подтверждение и представителем администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что неисполнение администрацией МО СП «<адрес>» <адрес> РД обязанностей по опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание препятствует реализации прав граждан на получение официальной ежеквартальной информации о численности муниципальных служащих администрации МО СП, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание и не позволяет реализовать нормы и принципы, установленные: пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; частью 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в соответствии с которой одним из основных принципа обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Право обжалования в суд решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающих право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления прямо предусмотрено ст. 23 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как видно из представленных материалов, о нарушении прав граждан прокурору стало известно в ходе проверки - 10.12.2013г., поэтому срок для обращения в суд за защитой прав граждан им соблюден.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В силу статьи 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, устанавливает в нём срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
В этой связи, учитывая объективные обстоятельства, а также требования разумности, суд считает необходимым установить Администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД срок для исполнения настоящего решения – 10 дней со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Таким образом, государственная пошлина с Администрации МО СП «<адрес>» <адрес> РД, от уплаты которой орган местного самоуправления освобождён в силу закона, взысканию в доход местного бюджета не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя прокурора <адрес> РД удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по неопубликованию в 2013 году ежеквартальных сведений о численности муниципальных служащих муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, незаконным.
Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» <адрес> РД в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу официально опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МО СП «<адрес>» <адрес> РД, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за первый, второй и третий кварталы 2013 года и опубликовать вышеуказанные сведения за 4 квартал 2013 года и за каждый квартал в последующие годы.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения через Сергокалинский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья И.О. Магомедов