№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего ПодусовскойВ.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Д.А.,
с участием истца Князевой М.А., представителя ОСФР по <адрес> – Третьяковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Князевой М. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о восстановлении пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Князева М.А. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее по тексту - ОСФР по <адрес>) об обязаниипринять к зачету архивную справку для учета сумм заработка в целях оценки пенсионных прав и об обязании произвести перерасчет размера пенсии, мотивировав заявленные требования тем, что она с <дата> является получателем страховой пенсии по старости, и по результатам рассмотрения ее обращения от <дата> о перерасчете страховой пенсии по старости на основании полученной архивной справки ОСФР по <адрес> было принято решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости в связи с отсутствием основания.
В решении ОСФР по <адрес> указало, что в предоставленной заявителем Князевой М.А. архивной справке не указано, производились ли отчисления на государственное страхование и с каких видов выплат, в связи с чем, отсутствует возможность определить правомерность включения в справку о заработной плате указанных сумм.
Полагая отказ ОСФР по <адрес>в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным, в силу того, что периоды работы истца с <дата> по <дата> в ОАО «Бузулуктяжмаш» засчитаны ответчиком в страховой стаж согласно ее трудовой книжке, и непредставление работодателем всех сведений относительно произведенных за работника отчислений не должно нарушать права получателя страховой пенсии, Князева М.А. обратилась в суд со следующими исковыми требованиями:
- обязать ОСФР по <адрес> принять к зачету архивную справку от <дата> №, выданную муниципальным архивом <адрес> о заработной плате на имя Князевой М.А. за период с <дата> года по <дата> года, для учета сумм заработка в целях оценки пенсионных прав;
- обязать ОСФР по <адрес> произвести перерасчет размера пенсии Князевой М.А., исходя из факта получения заработной платы за период с <дата> года, указанной в архивной справке от <дата> №, выданной муниципальным архивом <адрес>, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- взыскать с ОСФР по <адрес> в пользу Князевой М.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Князева М.А. поддержала заявленные исковые требования, просила суд иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ОСФР по <адрес> – Третьякова Л.Н. возражала относительно удовлетворения иска. Дополнительно представитель ответчика пояснила, что суммы. Начислений за период с <дата> года не могут быть учтены в состав среднемесячного заработка для расчета размера страховой пенсии по старости, поскольку в представленной справке не указано, производились ли отчисления на государственное страхование и с каких видов выплат, то есть отсутствует возможность определить правомерность включения в справку о заработной плате указанных сумм.
Также представитель ОСФР по <адрес> указала, что при расчете соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране и перерасчете размера пенсии по представленной справке о заработной плате за период с <дата> было установлено, что величина ИПК за периоды до <дата> не изменилась, что не повлияло на увеличение размера пенсии.
Заслушав объяснениясторон, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит искКнязевой М.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <дата>
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п. п. 4, 5, 11, 37, 38, 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные п. 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.
При утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Судом установлено, что с <дата> Князева М. А., <дата> года рождения, является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
<дата> Князева М.А. обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о перерасчете размера пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ОСФР по <адрес> решением от <дата> № отказало в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием основания.
Представленная в ответ на запрос ОСФР по <адрес> архивная справка от <дата> №, выданная ГБУ «ГАОО», о заработной плате Князевой М.А. за период работы с <дата> года в ОАО «Бузулукский завод тяжелого машиностроения им. В.В. Куйбышева» не принята к зачету, поскольку в данной справке не указано, производились ли отчисления на государственное страхование и с каких видов выплат, то есть отсутствует возможность определить правомерность включения в справку о заработке указанных сумм; соответственно суммы начислений за период работы с <дата> года не могут быть учтены в состав среднемесячного заработка для расчета размера страховой пенсии по старости.
Также ответчик указывает, что при расчете соотношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране и перерасчете размера пенсии по представленной справке о заработной плате за период с <дата> было установлено, что величина ИПК за периоды до <дата> не изменилась, что не повлияло на увеличение размера пенсии.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что ответчик необоснованно отказал Князевой М.А. в принятии к зачету архивной справки и перерасчете начисленной страховой пенсии по старости по следующим основаниям.
Федеральным законом от <дата> № 153-ФЗ положения статьи 22 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дополнены частью 7.2, предусматривающей, что в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.
В полученной архивной справкеот <дата> №, выданной муниципальным архивом <адрес> о заработной плате на имя Князевой М.А. за период с октября 1987 года по декабрь 1999 года, содержится указание на получение Князевой М.А. заработной платы за осуществление трудовых обязанностей в ОАО «Бузулуктяжмаш», факт работы Князевой М.А. в указанный период в ОАО «Бузулуктяжмаш» подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке АТ – IV№ от <дата> и не отрицается ответчиком.
Ненадлежащее исполнение работодателем обязанности производить отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, в связи с чем, ОСФР по <адрес> обязано принять к зачету архивную справку от <дата> №, выданную муниципальным архивом <адрес>, о заработной плате на имя Князевой М.А. за период с <дата> года по <дата> года, для учета сумм заработка в целях оценки пенсионных прав, а также произвести перерасчет размера пенсии Князевой М.А., исходя из факта получения заработной платы за период с октября <дата> года, указанной в архивной справке от <дата> №, выданной муниципальным архивом <адрес>, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подтвержденные документально.
Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом, суд находит его требование основанными на законе, подтвержденными представленными в дело доказательствами и подлежащими удовлетворению по указанным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Князевой М. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность принять к зачету архивную справку от <дата> №, выданную муниципальным архивом <адрес> о заработной плате на имя Князевой М.А. за период с <дата> года.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность произвести перерасчет размера пенсии Князевой М. А., исходя из факта получения заработной платы за период с <дата> года, указанной в архивной справке от <дата> №, выданной муниципальным архивом <адрес>, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с <дата>.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу Князевой М. А. (паспорт гражданина №) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Подусовская
Мотивированное решение суда составлено <дата>.
Судья В.В. Подусовская