№ 2а-1399/2021
УИД 63RS0045-01-2020-004128-18
Решение
Именем Российской Федерации
04 мая 2021г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-1399/2021 по административному исковому заявлению Сямукова Александра Петровича, Воробьевой Светланы Викторовны, Воробьева Никиты Дмитриевича, Воробьева Максима Дмитриевича, в чьих интересах дейтсвует Воробьева Светлана Викторовна, о признании незаконным отказа в предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Сямуков А.П., Воробьева С.В., Воробьев Н.Д., Воробьев М.Д. обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании незаконным отказа в предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, ссылаясь на то, что административными истцами в Департамент управления имуществом городского округа Самара было подано заявление о предоставлении освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, состоящего из одной комнаты, площадью № кв.м., общей площадью № кв.м., на состав семьи из 4-х человек на условиях социального найма жилого помещения в соответствии со ст. 59 ЖК РФ после смерти нанимателя Богданова В.П. Распоряжением первого заместителя главы Администрации <адрес> от 19.08.2015г. № административные истцы с составом семьи 4 человека: Воробьева Светлана Викторовна, сын - Воробьев Максим Викторович, сын - Воробьев Никита Дмитриевич, супруг - Сямуков Александр Петрович, приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. Административные истцы с составом семьи 4 человека зарегистрированы в жилом помещении (жилой площадью № кв. м., общей площадью № кв. м.) по адресу: <адрес>. Административные истцы неоднократно обращались за предоставлением муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам», но получали ответы, в которых по формальным причинам, данные обращения оставались без рассмотрения. Административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. письмом № было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» по следующим основаниям. Согласно выписке из ЕГРП о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты от ДД.ММ.ГГГГ. № Сямукову А. П. (супругу) на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/4) принадлежит жилое помещение общей площадью 61,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> Совокупная общая площадь жилых помещений составляет 64,3 кв. м., что свидетельствует об обеспеченности данной семьи общей площадью более учетной нормы, а также более нормы предоставления. Административные истцы считают ответ от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным, поскольку он противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административных истцов. Пунктом 6 Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050, установлено, что участником в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил. В соответствии с пунктом 7 Правил — под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГг., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГг. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учитывая, что административные истцы зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, исходя из расчета общей площади квартиры, приходящейся на одного зарегистрированного гражданина, на каждого из административных истцов приходится 13,65 кв. м. каждому, что ниже учетной нормы (18 кв. м.), установленной в соответствии с п. 2 ст. 18.2, главы 4.1 Закона Самарской области от 05 июля 2005 г. № 139-ГД. При таких обстоятельствах отказ в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» № от ДД.ММ.ГГГГ г. не может быть признан законным, как не основанный на фактических обстоятельствах. С учетом вышеизложенного, административные истца просят признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. № в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам», признать административных истцов с составом семьи из 4 человек нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В ходе судебного разбирательства сторона административных истцов уточнила заявленные требований и с учетом уточнений просила признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» (л.д. 34-35).
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Туманов С.А. административный иск с учетом уточнений поддержал по основаниям, изложенным в нем и уточнениях к нему. Дополнительно суду пояснил, что семья административных истцов проживает в трехкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Наниметелем одной из комнат в данной квартире, площадью 12,3 кв.м., является Богданов В.П., умерший в 2011г. <адрес> всей квартиры составляет № кв.м., состав семьи административных истцов - 4 человека, которые является нуждающейся в улучшении жилищных условий, занимаемая ими жилая площадь менее учетной на № кв.м. и составляет № кв.м., в то время как, на семью административных истцов должно приходится не менее № кв.м. Кроме того, административный истец Сямуков А.П. является ветераном боевых действий и имеет дополнительные льготы на получение жилого помещения. Кроме того, указывал на то, что площадь освободившегося жилого помещения составляет № кв.м., что также менее нормы предоставления, таким образом, законных оснований для распоряжения этой комнатой и предоставления ее иным нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам у административного ответчика не имеется, чт также свидетельствует о возможности предоставления освободившегося жилого помещения семье административных истцов. С учетом вышеизложенного, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара Баева В.Р., действующая на основании доверенности, административный иск с учетом уточнений не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, поскольку семья административных истцов не является нуждающейся в улучшении жилищных условий и не имеет права претендовать на получение освободившегося в коммунальной квартире жилого помещения. Пояснила также, что размер площади спорной комнаты, равный 12,3 кв.м., не препятствует Департаменту управления имуществом г.о. Самары как собственнику распоряжаться данной комнатой по своему усмотрению и в соответствии с законом и не свидетельствует о наличии обязанности выделить эту комнату именно семье административных истцов. Полагала, что у административных истцов отсутствуют основания для предоставления им освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, таким образом, отказ Департамента управления имуществом г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» принят в соответствии с законом, в связи с чем, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица ФФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральной БТИ» в судебное заседание не явился, извещен надлежщим образом.
Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по <адрес> области, Управления ЗАГС по <адрес> области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания оповещены надлежащим образом. Возражений на административный иск и заявления о возможности рассмотрения дела в их отсутствие суду не представили.
Выслушав участников процесса исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Судом установлено, что Сямуков Александр Петрович, Воробьева Светлана Викторовна, Воробьев Никита Дмитриевич, Воробьев Максим Дмитриевич зарегистрированы и проживают в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, нанимателем жилого помещения является Сямуков Александр Петрович.
<адрес> квартиры составляет № кв.м., в одной комнате, площадью № кв.м., ранее был зарегистрирован и проживал Богданов Василий Петрович, который умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес>, является муниципальной, Богдановым В.П. право на приватизацию данной комнаты не использовано, что подтверждается сведениями ФФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
ДД.ММ.ГГГГ. Воробьева Светлана Викторовна обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, состоящее из одной комнаты в трехкомнатной квартире общей площадью № кв.м, жилой площадью № кв.м, на состав семьи 4 человека на условиях договора социального найма в соответствии со ст. 59 ЖК РФ (смерть нанимателя Богданова В.П.).
Рассмотрев заявление Воробьевой С.В., письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № заявителю было сообщено об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» по причине обеспеченности семьи заявителя общей площадью более учетной нормы, а также более нормы предоставления.
Полагая, что указанный отказ нарушает право административных истцов на получение освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире, Сямуков А.П., Воробьева С.В., Воробьев Н.Д., Воробьев М.Д. обратились в Промышленный суд, оспаривая отказ от ДД.ММ.ГГГГ., полагая, что он является незаконным.
Разрешая заявленные по существу требования, суд руководствуется следующим.
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги устанавливает Административный регламент, утвержденный Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 28.06.2013г. № 512 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам".
В соответствии с и. 1.1.2. Регламента получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие в коммунальной квартире в качестве нанимателей и (или) собственников, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, либо которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Согласно п. 2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам Российской Федерации, проживающим в коммунальной квартире в качестве нанимателей и (или) собственников, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, либо которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В силу п. 2.9.2. Регламента одним из снований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие заявителей требованиям, указанным в подпункте 1.1.2 административного регламента.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением Самарской Городской Думы от 27.10.2005г. № 171 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара" установлена учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере:
11,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах;
13,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в квартирах коммунального заселения.
Этим же Постановлением от 27.10.2005 N 171 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере:
на одинокого человека - 26 квадратных метров общей площади;
на семью из двух и более человек - по 14 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Согласно техническим характеристикам спорной квартиры, административные истцы по договору социального найма занимают жилое помещение, состоящее из двух комнат в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м. (№ часть от № кв.м.), жилой площадью № кв.м.
В то же время, согласно выписке из ЕГРН Сямуков Александр Петрович является собственником доли ? доли на жилое помещение площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Таким образом, совокупная общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности административных истцов и занимаемых ими по договору социального найма, составляет 64,3 кв.м.
В расчете на каждого члена семьи административных истцов приходится по 16 кв.м., общей площади, что превышает установленную учетную норму (13 кв.м, на 1 человека), а также норму предоставления (14 кв.м, на 1 человека).
В свою очередь административные истцы указывали, что при рассмотрении вопроса обеспеченности семьи административных истцов жилыми помещениями необходимо руководствоваться учетной нормой 18 кв.м., которая установлена п. 2 ст. 18.2, главы 4.1 Закона Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД.
В то же время, доводы административных истцов основаны на неверном толковании права, поскольку норма, на которую ссылаются административные истцы, а именно Закон Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД "О жилище" не содержит статей, устанавливающих учетную норму или норму предоставления жилого помещения.
Таким образом, суд полагает возможным руководствоваться расчетом жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи административных истцов, произведенной административным ответчиком, поскольку указанный расчет согласуется с положениями ч. 2 статьи 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административных истцов в той части, что Сямуков Александр Петрович, как ветеран боевых действий, имеет право на предоставление дополнительных льгот.
Судом установлено, что, действительно Сямуков А.П. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ,
В то же время, Сямуков А.П. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах», что прямо указано в приложенном удостоверении.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Сямуков Александр Петрович в составе семьи Воробьевой Светланы Викторовны поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, Распоряжением первого заместителя главы Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая дату постановки на учет после 01.01.2005г., обеспечение жильем Сямукова А.П. как ветерана боевых действий производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть согласно частям 2 и 3 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ, согласно которым жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
При этом, Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" не предоставляет лицам, являющимся ветеранами боевых действий, права на обеспечение дополнительной площадью. Данный закон указывает на то, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 данного закона, а именно путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Таким образом, довод о наличии у административных истцов права на дополнительные льготы в части определения учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения не основан на законе и сделан без учета фактических обстоятельств дела.
Доводы стороны административных истцов о том, что площадь спорной комнаты, на предоставление которой претендуют административные истцы, столь мала, что не может быть выделена Департаментом управления имуществом г.о. Самары иным лица без ущерба их интересов, судом отклонены, поскольку вопрос о возможности выделения спорной комнаты иным лицам не является предметом настоящего спора, при этом, Департамент управления имуществом г.о. Самары в соответствии со ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ как собственник жилого помещения может осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принятый Департаментом управления имуществом г.о. Самары отказ № 02.12.2020г. № отказ в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам» соответствует закону и не нарушает прав административных истцов.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сямукова Александра Петровича, Воробьевой Светланы Викторовны, Воробьева Никиты Дмитриевича, Воробьева Максима Дмитриевича, в чьих интересах действует Воробьева Светлана Викторовна, о признании незаконным отказа в предоставлении освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 19 мая 2021г.
Председательствующий: Н.Ю.Бадьева