Гражданское дело
№2-647/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Шушенское
Красноярского края 14 июня 2018 года
Шушенский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филимоновой А.Л.,
при секретаре Немцевой И.С.,
с участием истца Никитиной Н.В., выступающего в интересах истца - помощника прокурора Шушенского района Алейниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шушенского района, поданному в интересах Никитиной Натальи Викторовны к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шушенского районаобратился в суд с исковым заявлением в интересах Никитиной Н.В. к МБОУ «Ильичевская СОШ», в котором просил взыскать с ответчика в пользу Никитиной Н.В. сумму недоначисленной заработной платы за период с 01.04.2017г. по 31.03.2018г. в размере 23385 рублей 08 коп..
Требования мотивированы тем, что по обращению Никитиной Н.В. об оказании помощи по взысканию с работодателя суммы недоначисленной заработной платы, прокуратурой района проведена проверка МБОУ «Ильичевская СОШ», в ходе которой установлено, что Никитина Н.В. работает в МБОУ «Ильичевская СОШ» в должности уборщицы служебных помещений, о чем заключен трудовой договор. По данным расчетных листков заработная плата Никитиной Н.В. в течение апреля – декабря 2017 года начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае - 10592 рубля, в январе – марте 2018 года в размере 11016 рублей, что противоречит действующему законодательству. Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01 июля 2016 года установлен МРОТ в размере 7500 рублей, с 1 июля 2017 года – 7800 рублей. При установлении системы труда в организациях, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с начисленным районным коэффициентом и надбавкой за стаж работы в данных районах или местностях. Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992 года № 393-п с 01 ноября 1992 года на территории Шушенского района введен районный коэффициент к заработной плате 1,3. Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 года № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока» на территории южных районов Красноярского края применяется 30% надбавка к заработной плате. Период взыскания недоначисленной заработной платы Никитиной Н.В. составил с 01.04.2017 года по 31.03.2018 года. При таких обстоятельствах, минимальный размер оплаты труда работника, выполнившего нормы труда в Шушенском районе Красноярского края, с 01.04.2017 по 30.06.2017 не может быть ниже 12000 рублей (7500х 1,6), с 01.07.2017 по 31.12.2017 не может быть ниже 12480 (7800х 1,6). Сумма недоначисленной заработной платы Никитиной Н.В. за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 составила 11340,31 рублей. С 01.01.2018 года ст.3 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ установлен МРОТ в размере 9489 рублей, соответственно заработная плата должна была начисляться в размере 15182 рубля (9489 х1,6). Сумма недоначисленной заработной платы Никитиной Н.В. с 01.01.2018 по 31.03.2018 составила 12044,77 рублей.
Истец Никитина Н.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Помощник прокурора Шушенского района Красноярского края Алейникова Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ «Ильичевская СОШ» Саломатов К.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении от 14.06.2018 года просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить иск частично в связи с принятием Постановления Конституционного суда РФ от 07.12.2017 года, предоставил суду альтернативный расчет заработной платы.
Представитель третьего лица Управления образования администрации Шушенского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
С учетом мнения истца, помощника прокурора Алейниковой Е.Н. и в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом.
Выслушав истца, помощника прокурора Алейникову Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания недоначисленной заработной платы по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч.2 ст.7, ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст.ст. 2, 7, 22, 130, 132, 146 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда; основные государственные гарантии по оплате труда работника; повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ч.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно указанной норме закона, оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Как следует из требований ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Разрешая возникший трудовой спор, суд исходит из того, что районный коэффициент и процентная надбавка за особые климатические условия должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования установлен с 01.07.2016 года в размере 7500 рублей (ст. 1 Федерального закона от 02.06.2016 N 164-ФЗ), с 01.07.2017 года в размере 7800 рублей (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ), с 01.01.2018 года в размере 9489 рублей (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
В судебном заседании установлено, чтоНикитина Н.В. работает в МБОУ «Ильичевская СОШ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в должности уборщика служебных помещений, занимая 1 ставку, с окладом 2552 рубля, надбавками – 30% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районе с особыми климатическими условиями.
Размер оклада по занимаемой истцом должности в спорный период был меньше МРОТ, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».
С учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, минимальная заработная плата Никитиной Н.В., гарантированная государством, при полной отработке нормы рабочего времени должна быть начислена в сумме не менее 12000 рублей в месяц за период с апреля по июнь 2017 года (7500 х1,6), не менее 12480 рублей в месяц за период с июля по декабрь 2017 года (7800 х1,6), не менее 15182,40 рублей с января 2018 года (9489 х 1,6).
Согласно данным лицевого счета Никитиной Н.В. в течение января-декабря 2017 года заработная плата начислялась в размере, определенном региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, то есть 10592 рубля, а с января по март 2018 года в размере 11016 рублей.
Из представленных документов видно, что заработная плата истцу начислена и выплачена не в полном объеме, работодателем при начислении заработной платы допущено нарушение трудовых прав истца на получение заработной платы в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш" повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
На основании представленного МКУ «ЦБОУ Шушенского района» расчета начисление заработной платы с учетом установленного МРОТ, северного и районного коэффициентов, с апреля по июнь 2017 года с учетом отработанного времени должно было составить 12000 рублей, с июля по сентябрь 2017 года – 12480 рублей, в октябре 2017 года без учета отпускных – 9600 рублей, в ноябре – 0 (отпуск), в январе 15182,4 руб, в феврале 2018 – 11986,1 руб., в марте 2018 г. 15182,9 руб.
Как видно из материалов дела, в декабре 2017г. зарплата Никитиной начислена в размере соответствующем закону.
За период с 01.04.2017г по 30.11.2017г. и с 01.01.2018г по 31.03.2018г следовало начислить работнику 125390,9 рублей заработной платы, а фактически было начислено 102005,82 руб. Разница (недоплата) составляет 23385,08 руб..
С учетом установленных по делу фактов, суд удовлетворяет исковые требования в рамках заявленных в иске, присуждая взыскать с ответчика в пользу истца Никитиной Н.В. 23385,08 руб. за спорный период, кроме декабря 2017г.
При этом возражения ответчика суд отвергает, поскольку доводы ответчика не основаны на законе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.36., ст. ст. 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании главы 12 НК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию сумма государственной пошлины исходя из размера удовлетворенных исковых требований 23432,12 рублей, то есть в размере 902 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» в пользу Никитиной Натальи Викторовны 23385 рублей 08 копеек недоначисленной заработной платы за период с 01.04.2017г. по 31.03.2018 г. включительно.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в размере 902 рубля в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Л.Филимонова
Мотивированное решение составлено 18 июня 2018 года.