Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4050/2016 ~ М-3833/2016 от 20.07.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                           06 октября 2016 г.                                     г. Самара

       Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Грицык А.А.,

при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4050/16 по административному исковому заявлению Комаровой Н. Н., Комарова О. О.ича к Администрации городского округа Самара, Первому заместителю Главы городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Комарова Н.Н., Комаров О.О. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Самара, Первому заместителю Главы городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий, мотивировав свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ Комарова Н.Н. обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. ДД.ММ.ГГГГ административными ответчиками получено уведомление о том, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий. Административные истцы считают данный отказ не законным и нарушающим их законные права на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий в подпрограмме. Ст. 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане могут быть приняты на учет ранее чем через 5 лет со дня совершения действий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях только в том случае, если такие действия были совершены с намерением приобретения права состоять на таком учете. Однако административные истцы не совершали намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий, и с намерением приобрести право на признание в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и участие в подпрограмме. Комаров Н.Н. постоянно проживает и работает в <адрес> с 2006 года, что подтверждается трудовой книжкой. Ее родители – Огурцова О.А., Огурцов Н.Ю., брат Огурцов А.Н. также постоянно работаю и проживают в <адрес> более 10 лет. С этого периода они начали продажу квартиры, которая принадлежала на праве общей долевой собственности по адресу: <адрес> целью приобретения жилого помещения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с использованием заемных средств приобрели квартиру по адресу: <адрес>, на которую установлена ипотека в силу закона. В 2011 года семья Огурцовых фактически заключила предварительный договор купли-продажи квартиры в <адрес>, новые собственники с указанного времени проживали в данной квартире. На момент заключения договора купли-продажи квартиры (т.е. ДД.ММ.ГГГГ) Огурцова Н.Н. и Комаров О.О. не были знакомы, в связи с чем административный истец не имела намерений ухудшать свои жилищные условия. Согласно справке о составе семьи Огурцова О.А. зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; ее сын Огурцов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, ее дочь Комарова Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, ее зять Комаров О.О. с ДД.ММ.ГГГГ, также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ее племянник – Рыбенцев Е.В. На момент обращения Комаровой Н.Н. с заявлением в Администрацию г.о. Самара обеспеченность ее семьи с Комаровым О.О. составляла ниже учетной нормы, установленной действующим законодательством. Таким образом, отсутствуют законные основания для отказа в постановке на учет молодой семьи Комаровых О.О. и Н.Н.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просят признать незаконным и отменить распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия решения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Комарова О. О.ича и Комаровой Н. Н.; обязать Администрацию городского округа Самара признать заявителей нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. молодой семьи Комарова О.О. и Комаровой Н.Н.

В судебном заседании представитель административных истцов – по доверенности Зуева Л.М. – требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Администрации г.о. Самары, первого заместителя Главы г.о. Самары – по доверенности Краснопевцева Т.Н. – возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, просила в удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара – по доверенности Ахундова Е.Н. – возражала против удовлетворения заявленных требования по основаниям, изложенным в отзыве, просила в удовлетворении отказать.

          Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Комаровым О.О. и Комаровой Н.Н. (до брака Огурцовой) заключен брак.

ДД.ММ.ГГГГ Комарова Н.Н. обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Самара о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ Комаровым Н.Н. и Комарову О.О. отказано в признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г. на основании п.3 ч.1 ст. 53 ЖК РФ, так как менее 5 лет назад совершены действия, приведшие к ухудшению жилищных условий.

В соответствии с требованиями ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; 1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".

Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 и последующие годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.

Согласно п. 6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Аналогичные требования к молодой семье, претендующей по получении социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Нуждаемость в жилом помещении определяется по уровню обеспеченности жилым помещением применительно к установленным нормам учета в населенном пункте, в котором лицо, претендующее на предоставление мер социальной поддержки, проживает (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением должны приниматься во внимание все жилые помещения, в том числе которые были отчуждены лицом, претендующим на признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в течение пяти лет, предшествующим обращению с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что Комарова Н.Н. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и фактически проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 32 кв.м, принадлежащей на праве собственности ее родителям – Огурцовой О.А. и Огурцову Н.Ю.

В указанной квартире также зарегистрированы: собственник квартиры Огурцова О.А. - с ДД.ММ.ГГГГ; ее сын Огурцов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, ее зять Комаров О.О. с ДД.ММ.ГГГГ, также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ее племянник – Рыбенцев Е.В. (л.д.114)

Комарову О.О. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 часть квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 56,40 кв.м, жилой – 38,70 кв.м, что подтверждается представленными сведениями из ЕГРП. (л.д.104)

Судом также установлено, что ранее Комаровой Н.Н. принадлежала 1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 72,2 кв.м., а также ? доли на земельный участок по указанному адресу, площадью 3031 кв.м. Указанное имущество отчуждено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.107-113)

Как усматривается из справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован также племянник Огурцовой О.А.Рыбенцев Е.В. При этом, ранее указанное лицо было зарегистрировано в 3-комнатной квартире, принадлежащего его матери на праве собственности по адресу: <адрес>, в указанном жилом помещении он был зарегистрирован один.

Из пояснений Огурцовой О.А., допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля, следует, что Рыбенцев Е.В. доводиться ей племянником. ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировала его в своей квартире, поскольку у него ухудшились отношения с его родителями, которые постоянно проживают в <адрес>. Имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности – квартиру и земельный участок в <адрес> продали для погашения ипотечного долга, за счет средств которого приобреталась квартира по адресу: <адрес>. Умышленно ухудшать жилищные условия семьи намерений не имелось, данные факты явились стечением жизненных обстоятельств.

Постановлением Самарской Губернской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара» установлена учетная норма в размере 11,0 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека для проживающих в отдельных квартирах.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, общая собственность находящаяся в собственности и пользовании административных истцов составила бы 12,7 кв.м (исходя из расчета 18,8 кв.м (1/3 часть квартиры, принадлежащая Комарову О.О. по адресу: <адрес>) + 32 кв.м (площадь квартиры по адресу: <адрес>).

Однако, в связи с регистрацией ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, гр. Рыбенцева Е.В., указанное обстоятельство привело к ухудшению жилищных условий административных истцов и их членов семьи, что выразилось в уменьшении общей площади жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, и составило 10,16 кв.м.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд считает, что оснований для признания незаконным и отмены распоряжения первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку административными истцами не представлено доказательств, подтверждающих исключительные основания для продажи квартиры и земельного участка в <адрес>, а также регистрации по месту фактического проживания за 1 месяц до обращения с заявлением еще одного родственниками при изложенных выше судом обстоятельствах.

Принимая во внимание положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, суд полагает, что на момент обращения Комаровой Н.Н. с заявлением о признании нуждающимися и включения в список участников подпрограммы не истек пятилетний срок после совершения указанных действий, что привело к созданию условий для приобретения истцом права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в силу п. 3 ст. 54 ЖК РФ является основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, и, следовательно, основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Комаровой Н. Н., Комарова О. О.ича к Администрации г.о. Самара, Первому заместителю главы г.о. Самара о признании незаконным решения об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании признать нуждающимися в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                     подпись                                         А.А. Грицык

Копия верна.

Судья

2а-4050/2016 ~ М-3833/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комарова Н.Н.
Комаров О.О.
Ответчики
Первый заместитель главы г.о.Самара
Админстрация г.о.Самара
Другие
Департмент опеки, попечительства и социальной поддержки г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грицык А. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.07.2016Регистрация административного искового заявления
20.07.2016Передача материалов судье
20.07.2016Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2016Подготовка дела (собеседование)
16.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2016Судебное заседание
23.09.2016Судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
07.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее