Дело № 2-4025/2021
50RS0<№ обезличен>-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2021 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Основской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к ФИО4 о признании наследника недостойным, отстранении от наследования по закону после смерти родителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО4 о признании его недостойным наследником и отстранении от наследования по закону после смерти отца ФИО2, умершего <дата> г. и матери ФИО1, умершей <дата> г., ссылаясь в обоснование на то, что его брат ФИО4, ответчик по настоящему делу, никогда не помогал своим родителям, не ухаживал за ними, злоупотребляет спиртными напитками. Весь уход за родителями истца и ответчика осуществлял сам истец и его дочь. При этом родители подарили ему <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>; данная сделка, состоявшаяся <дата> г., решением Химкинского городского суда Московской области от 26.02.2021 г., вступившим в законную силу 03.04.2021 г., признана недействительной, поскольку ФИО2 на момент её заключения не мог понимать значение своих действий и не мог руководить ими.
Представитель истца в судебном заседании требование иска поддержал в полном объеме.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, извещался по правилам доставки юридически значимых сообщений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считается надлежащим образом извещенным, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения участника процесса, изучив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права, а в силу статьи 12 названного Кодекса защита нарушенных прав допускается только предусмотренными законом способами.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, <дата> г. умер ФИО2, который приходился истцу и ответчику отцом. Единственным наследником, обратившимся к нотариусу за принятием наследства, являлась его жена ФИО1
<дата> г. умерла ФИО1, которая приходилась истцу и ответчику матерью. Единственным наследником, обратившимся к нотариусу за принятием наследства, являлся её сын ФИО3, истец по настоящему делу.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию, в порядке очередности.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу п. 1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество. Согласно ч. 2 указанной статьи по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Бремя доказывания факта совершения ответчиком действий, позволяющих признать его недостойным наследником, лежит на истце.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 19 Постановления N 9 от 29.05.2012 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником надлежит иметь в виду, что указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому п. 1 ст. 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
Указанные противоправные действия должны быть подтверждены исключительно в судебном порядке, то есть процессуальными документами, позволяющими признать наследника недостойным и отстранить от наследования.
В зависимости от характера противоправных действий, такими процессуальными документами являются исключительно вступившие в законную силу судебные решения: приговор по уголовному делу либо решение суда по гражданскому делу, установившее совершение наследниками противоправных действий.
Для признания действий наследника умышленными и противоправными необходимо совершение им таковых действий при осознании их общественной опасности и предвидении возможности наступления перечисленных в п. 1 ст. 1117 ГК РФ последствий.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив в совокупности представленные стороной истца доказательства по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, влекущих отстранение ответчика от наследования, не установлено, в связи с чем, отсутствуют основания для признания ФИО4 недостойным наследником.
При этом суд исходит из того, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств совершения ФИО4 умышленных противоправных действий, направленных против наследодателей ФИО2 и ФИО1, кого-либо из наследников или против осуществления последних воли наследодателей, а также не представлено доказательств, что ответчик способствовал или пытался способствовать увеличению причитающейся ему доли наследства.
Судебного акта в отношении ответчика, которым он был бы признан виновным в совершении противоправных действий в отношении наследодателей, а также в отношении наследственного имущества, не имеется, а обстоятельства, на которые ссылается истец в своих требованиях (не осуществление ухода за родителями, злоупотребление спиртными напитками, признание после смерти родителей договора дарения недействительной сделкой), не являются достаточным основанием для признания ответчика недостойным наследником в том понимании, как это предусмотрено правилами ст. 1117 ГК РФ, то есть обстоятельств, объективно свидетельствующих о признании ответчика недостойным наследником не имеется, следовательно, он не может быть отстранен от участия в наследовании.
Признание судом недействительной сделки, совершенной между родителями сторон и ответчиком, свидетельствует лишь о реализации ФИО3 своих прав на обращение за судебной защитой.
При этом суд отмечает, что до настоящего времени, ответчик не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти своих родителей.
Руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО3 к ФИО4 о признании наследника недостойным, отстранении от наследования по закону после смерти родителей, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2021 г.
Судья: