Дело № 2-593
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2014 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Халецкой Ю.Г.,
при секретаре Шиловской М.Н.,
рассмотрев гражданское дело по иску Лепешкина Сергея Александровича к отделу полиции по Питкярантскому району МО МВД РФ «Сортавальский», МВД РК, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, вследствие ненадлежащих условий содержания под стражей,
установил:
Лепешкин С.А. обратился с названным иском по тем основаниям, что 15 мая 1997 года он находился в прокуратуре г. Питкяранта, где был задержан сотрудниками милиции по подозрению в совершении преступления, после чего был помещен в ИВС <адрес> в камеру № 10. Истец указал, что в камере вместо индивидуального спального места были деревянные нары, матраса и иные постельные принадлежности ему не выдали, ему пришлось спать прямо в одежде на голом деревянном щите; отсутствовала надлежащая отопительная система, отчего в камере было холодно и влажно; мебели также не было и ему приходилось принимать пищу на нарах, умывальника и воды в камере тоже не было. Кроме того, указал, что вместо туалета в камере стояло помойное ведро, из которого исходил зловонный запах, что вызывало у него рвотный рефлекс. Средств гигиены ему не выдавали, не было ни мыла, ни зубной пасты, ни щетки, ни туалетной бумаги. Также Лепешкин С.А. указал, что его кормили только 1 раз в сутки, не выводили на свежий воздух, так как не было прогулочного дворика. В камере по деревянным нарам ползали бельевые вши, из-за которых он заразился педикулезом. В ИВС <адрес> он пробыл 10 дней, после чего ДД.ММ.ГГГГ г. был направлен по этапу в СИЗО № 1 <адрес>. Нахождение в камере ИВС истец приравнивает к пыточным условиям, он перенес сильнейшие нравственные и моральные страдания, испытал чувство неполноценности, его человеческое достоинство было унижено, в связи с чем просит взыскать с МО МВД «Сортавальский» по Питкярантскому району компенсацию морального вреда в размере 60 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что из-за ненадлежащих условий содержания также заболел туберкулезом, в настоящее время не болеет.
Представитель истца, действующая в силу устного распоряжения Корзникова Е.Я., исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - МО МВД РФ «Сортавальский», действующая на основании доверенности Малахова И.Л., исковые требования не признала, пояснила, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего содержания его в обозначенный период в ИВС г. Питкяранта, кроме того, ссылалась на то, что Лепешкиным С.А. пропущен трехмесячный срок обращения в суд.
Представитель ответчика, Министерство финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором указал, что объективных доказательств, подтверждающих факт причинения истцу нравственных или физических страданий в материалы дела не представлено, основания для взыскания компенсации морального вреда в пользу Лепешкина С.А. отсутствуют.
Представитель ответчика, Министерство внутренних дел по Республике Карелия, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Из отзыва МВД по РК на исковое заявление усматривается, что исковые требования не признает, поскольку истцом не представлено доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылается, указывает на пропуск срока истцом исковой давности для обращения в суд.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, считает, что в иске следует отказать.
В судебном заседании установлено, что Лепешкин С.А. был задержан сотрудниками милиции 15.05.1997г. по подозрению в преступлении и помещен в ИВС <адрес>, где находился 10 дней, после чего был направлен в следственный изолятор. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, судом установлено, что сведения об условиях содержания в камерах в обозначенный истцом период за давностью (прошло 17 лет) не сохранились в связи с их уничтожением по истечении сроков хранения от трех до десяти лет, поэтому проверить достоверность утверждений истца в настоящее время не представляется возможным.
Отказывая в иске, суд также учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Согласно абз. 7 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.
В силу статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что Лепешкиным С.А. фактически оспариваются действия должностных лиц ИВС <адрес> (в настоящее время МО МВД РК «Сортавальский»), о которых ему стало известно в период с 15 по 25 мая 1997 года, однако с иском в суд он обратился 11.11.2014г.
Учитывая, что требование о компенсации морального вреда является производным от требования о признании незаконными действий администрации изолятора временного содержания, суд считает, что Лепешкиным С.А. пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском.
Как указал вышеназванный Пленум Верховного Суда Российской Федерации, при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Лепешкин С.А. не предоставил уважительности причин пропуска для обращения в суд. Утверждение истца, что в силу несовершеннолетнего возраста (при помещении его в ИВС ему было 17 лет), юридической неграмотности, незнания какими должны быть надлежащие условия содержания в камере, поэтому он только сейчас обратился в суд, не являются обстоятельствами, свидетельствующими об уважительности пропуска срока, в связи с чем суд отказывает Лепешкину С.А в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Лепешкину Сергею Александровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Г. Халецкая
Мотивированное решение вынесено 09 декабря 2014 года.
Судья Ю.Г. Халецкая