Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1258/2020 ~ М-920/2020 от 24.03.2020

63RS0039-01-2020-001110-78

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июля 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1258/2020 по административному исковому заявлению Гамзаева И.А.о., Гамзаевой Д.С. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Гамзаев И.А., Гамзаева Д.С. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности, аннулировании сведений в государственной кадастре недвижимости.

В обоснование заявления указано, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности часть жилого дома по адресу: <адрес>. Собственником оставшейся части жилого дома является Герасимова И.А. Для оформления прав на земельный участок заявители обратились в Департамент управления имуществом г.о.Самара, однако распоряжением от 18.02.2020 №92 им отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером , а также по причине расположения земельного участка в пределах красных линий. С основаниями отказа заявители не согласны, считают, что нахождение земельного участка в границах красных линий не может быть принято во внимание, так как земельный участок фактически используется с 1956 года и не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Земельный участок непосредственно занят жилым домом и территорией, необходимой для его использования. По поводу пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером истцы указывают, что границы принадлежащего им земельного участка определены по фактическому местоположению, по результатам геосъемки площадь земельного участка составила 166 кв.м. В ходе кадастровых работ выявлено пересечение границ земельного участка административных истцов с частью границ смежного земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Герасимовой И.А. Указанный земельный участок заходит на границы большей части жилого дома, принадлежащего истцам, что, по их мнению, является реестровой ошибкой.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявители просят суд:

- признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 18.02.2020 № 92 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;

- обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара направить Гамзаеву И.А., Гамзаевой Д.С. в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу проект договора купли-продажи по ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 166 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;

- аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о точках и координатах в местоположении границ земельного участка с КН , принадлежащего Герасимовой И.А.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 27.03.2020 заявление Гамзаева И.А., Гамзаевой Д.С. в части требования об аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о точках и координатах в местоположении границ земельного участка с КН , принадлежащего Герасимовой И.А., возвращено заявителю в связи с неподсудностью Ленинскому районному суду г. Самары.

В судебном заседании представитель административных истцов Степанова Е.О. (по доверенности) требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара Ткаченко И.В. (по доверенности) в судебном заседании требования не признала, при этом пояснила, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, на момент вынесения оспариваемого распоряжения часть земельного участка расположена в границах красных линий, в связи с чем Департаментом законно вынесено распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Считает, что требование заявителей об обязании Департамент направить им проект договора купли-продажи по ? доли в праве общей долевой собственности является необоснованным и преждевременным, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать.

Административный ответчик – Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Заинтересованные лица Герасимова И.А., Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседании не явились, извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 постановления Администрации городского округа Самара от 11 января 2017 г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 25.12.2009 административные истцы приобрели у Бакулина В.Г. ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 58 кв.м. (л.д.14-15).

Собственником оставшихся ? долей в праве собственности на жилой дом является Герасимова И.А. (л.д.17).

Герасимовой И.А. также принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 66,10 кв.м по указанному адресу (л.д.18, 69-72).

На основании решения Железнодорожного районного суда г. Самары от 09.07.2013 по гражданскому делу № 2-1814/13 по иску Гамзаева И.А., Гамзаевой Д.С. к Администрации г.о. Самара, Администрации Железнодорожного района г. Самары, Герасимовой И.А. право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, между Гамзаевым И.А. (1/8 доли), Гамзаевой Д.С. (1/8 доли) и Герасимовой И.А. (3/4 доли) прекращено, произведен выдел долей в натуре, за Гамзаевым И.А. и Гамзаевой Д.С. признано право общей долевой собственности по ? доли за каждым на изолированную реконструированную часть жилого дома, общей площадью 46,3 кв.м (л.д. 24-29).

Право общей долевой собственности по ? доли заявителями зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.01.2014 (л.д. 10-13).

28.01.2020 административные истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 166 кв.м, занимаемого принадлежащей им на праве общей долевой собственности частью жилого дома.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 18.02.2020 №92 заявителям отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 166 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории кадастрового квартала № , на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пунктов 6, 19 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что часть земельного участка расположена в границах красных линий и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно п.6, п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно ч.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

На основании подп. «б» ч.3 ст.28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294, для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.

При принятии оспариваемого распоряжение Департамент управления имуществом г.о.Самара руководствовался представленной Департаментом градостроительства г.о.Самара выпиской из ИСОГД г.о.Самара от 06.02.2020 № САМВ-955601, из которой следует, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, часть земельного участка площадью 166 кв.м расположена в границах красных линий (л.д. 158-159).

Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара от 29.06.2020 №Д05-01-01-5819-0-1, представленной Департаментом градостроительства г.о. Самара в материалы дела по запросу суда, испрашиваемый земельный участок площадью 166 кв.м расположен вне границ красных линий; относится к территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории (л.д. 146-147).

Из плана границ земельного участка, составленного 25.06.2020 кадастровым инженером Кирилиной О.В. и представленного в материалы дела административным истцом, следует, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий (л.д.149).

В целях устранения противоречий в сведениях о нахождении земельного участка в границах красных линий судом направлен повторный запрос в Департамент градостроительства г.о.Самара с приложением схемы расположения земельного участка (л.д.174).

Согласно полученному ответу Департамента градостроительства г.о. Самара от 13.07.2020 № Д05-01-01/6329-01-1 испрашиваемый земельный участок площадью 166 кв.м расположен вне границ красных линий. Сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, о границах красных линий в районе испрашиваемого земельного участка откорректированы в соответствии со сведениями, поступившими в Департамент письмом ТеррНИИгражданпроект от 10.03.2020 № 04-05/484 (л.д. 189-190).

Таким образом, доводы административного ответчика о расположении земельного участка в границах красных линий не соответствуют действительности.

Поскольку основания отказа в предварительном согласования предоставления земельного участка, изложенные в оспариваемом распоряжении, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 18.02.2020 №92 является обоснованным и подлежит удовлетворению.

То обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок имеет пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером , не влияет на предмет спора, так как конкретно это обстоятельство в оспариваемом распоряжении не указано, соответственно, основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не являлось. В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гамзаева И.А.о., Гамзаевой Д.С. удовлетворить частично.

Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 18.02.2020 №92 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка признать незаконным.

Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу рассмотреть заявление Гамзаева И.А.о., Гамзаевой Д.С. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном законом порядке.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.07.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1258/2020 ~ М-920/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гамзаева Д.С.
Гамзаев И.А. оглы
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Администрация г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Герасимова И.А.
Степанова Е.О.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2020Предварительное судебное заседание
28.05.2020Производство по делу возобновлено
28.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
30.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее