УИД № 57RS0022-01-2021-005101-36 Производство № 2-3156/2021
Решение
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Агибалова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лютиковой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновой Татьяны Сергеевны к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом,
установил:
Мартынова Т.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с работой на территории с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование требований истец указала, что (дата обезличена) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, в назначении пенсии ей было отказано.
Считает указанный отказ необоснованным, поскольку в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Орел», ее место работы находилось в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
В обоснование своего отказа в назначении досрочной пенсии ответчик указал, что в имеющихся в распоряжении документах указан юридический адрес данной организации – (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, не поименованный перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Однако, населенный пункт (адрес обезличен) на основании Справочника об административном-территориальном делении, утвержденного (адрес обезличен) Советом народных депутатов трудящихся (дата обезличена) был объединен в один населенный пункт с (адрес обезличен), а с 2001 г. (адрес обезличен) имеет самостоятельный статус населенного пункта. Указанная территория относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с (дата обезличена) по (дата обезличена).
В связи с этим истец просила суд установить факт ее работы с (дата обезличена) по (дата обезличена) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признать за ней право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год, обязать пенсионный орган назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее.
В ходе судебного разбирательства произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области.
В судебном заседании истец Мартынова Т.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила назначить ей пенсию с момента возникновения права.
Представитель ответчика – Харченко Е.В. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-Р действовавшем до (дата обезличена) предусмотрен населенный пункт - (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, а (адрес обезличен) не поименован.
Как видно из материалов дела и установлено судом, (дата обезличена) истец Мартынова Т.С. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год, однако решением от (дата обезличена) истцу в этом было отказано.
Отказывая истцу в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на то, что по данным трудовой книжки Мартынова Т.С. работала с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Комитете по телевидению и радиовещанию Орловского облисполкома, с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Орловской государственной телевизионной и радиовещательной компании, расположенных по юридическому адресу в г. Орле. ФГУП «Орловская государственная телевизионная и радиовещательная компания» владеет правом пользования земельным участком в (адрес обезличен) Орловского района, однако данный населенный пункт не поименован соответствующими перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Таким образом, судом установлено и не оспаривается стороной ответчика, что истец Мартынова Т.С. работала в рассматриваемый период с (дата обезличена) по (дата обезличена) в Комитете по телевидению и радиовещанию Орловского облисполкома и Орловской государственной телевизионной и радиовещательной компании в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой Мартыновой Т.С., а также справкой филиала ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «ГТРК «Орел» от (дата обезличена) (номер обезличен).
Также судом установлено, что на основании справочника об административном-территориальном делении, утвержденного (адрес обезличен) Советом народных депутатов трудящихся (дата обезличена). населенный пункт Телецентр был объединен в один населенный пункт - д. Грачевка.
В соответствии с постановлением (адрес обезличен) Совета народных депутатов от (дата обезличена) (номер обезличен)-ОС (адрес обезличен) имеет самостоятельный статус населенного пункта.
Указанная территория с (дата обезличена) по (дата обезличена) относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что также следует из справки администрации Большекуликовского сельского поселения от (дата обезличена) (номер обезличен).
Более того, в связи с работой в (адрес обезличен) Орловского района истцу выплачивалась ежемесячная денежная выплата, как лицу, работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из платежных ведомостей.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4 и ФИО5 подтвердили, что в рассматриваемый период работали вместе с истцом в Орловской государственной телевизионной и радиовещательной компании, рабочее место Мартыновой Т.С. находилось в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется, поскольку они объективно согласуются с письменными материалами дела, подтверждаются представленными ими копиями трудовых книжек.
Поскольку истец Мартынова Т.С. в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена) работала в населенном пункте – (адрес обезличен), входящем в состав (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о том, что она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Учитывая, что истец обратилась к ответчику за назначением пенсии (дата обезличена), а право на получение пенсии возникло у Мартыновой Т.С. с момента достижения возраста 54 лет, то есть с (дата обезличена), и данное право нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания, суд полагает, что пенсия по старости истцу должна быть назначена с указанной даты, так как в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ - ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 34 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 1 (░░░░) ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░