РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2019 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Машковцевой Е.И.
с участием прокурора Ганцевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-59/19 по административному исковому заявлению Стрыгиной Ирины Алексеевны, Ларионова Александра Аркадьевича о признании недействующим Распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 06.02.2018 № П24/0007-18 «Об утверждении документации по планировке территории по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Вешки» в части утверждения проекта планировки территории для размещения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки кадастровый номер земельного участка 50:12:0120107:80,
установил:
распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 06.02.2018 № П24/0007-18 «Об утверждении документации по планировке территории по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Вешки» утверждена документация по планировке территории в целях строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Вешки (далее-Распоряжение от 06.02.2018 № П24/0007-18). Распоряжение опубликовано на официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области: msk.mosreg.ru/dokumenty/uppt, а также в печатном издании-газете «Ежедневные новости. Подмосковье» от 22 марта 2018г. № 50(4216) (л.д. 160-190 т.1, 208 т.2).
Стрыгина И.А., а затем Ларионов А.А. (далее-административные истцы), являясь жителями поселка Вешки городского округа Мытищи, обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Распоряжения от 06.02.2018 № П24/0007-18 в части утверждения проекта планировки территории для размещения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки кадастровый номер земельного участка 50:12:0120107:80, ссылаясь на то, что возведение в сельском населенном пункте-поселке Вешки четырехэтажного многоквартирного жилого дома нарушает предельно допустимую этажность застройки земельного участка, утвержденную нормативам градостроительного проектирования Московской области от 17.08.2015 №713/30 в части коэффициента застройки территории и плотности застройки территории, а также в части предельно допустимой этажности в сельских населенных пунктах Московской области. Утвержденный проект планировки территории предусматривает развитие общей с жителями поселка территории, а также системы социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимого для развития общей с жителями поселка Вешки территории. Однако, социальная, транспортная, инженерно-коммунальная инфраструктура поселка не предусматривает возведение на данной территории многоэтажного строительства. Проект планировки территории противоречит параметрам территориальной зоны «КУРТ №5», установленной в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:12:0120107:80 в Правилах землепользования и застройки территории (части) территории городского округа Мытищи Московской области, утвержденных решением Совета Депутатов городского округа Мытищи № 36/2 от 28.12.2017.
Планируемое размещение многоквартирного дома на земельном участке с кадастровым номером 50:12:0120107:80 нарушает права и законные интересы административных истцов на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, а также на безопасные условия проживания.
Определением Московского областного суда от 10 сентября 2018г. административные дела названных лиц объединены в одно административное судопроизводство (дело № 3а-59//19).
Представитель административных истцов, действующая на основании доверенности и ордера адвоката, в судебном заседании поддержала административный иск, представила письменные объяснения (л.д. 106-107, 220-221 т.2, 20-35 т.3).
Представитель Министерства строительного комплекса Московской области (далее- административный ответчик), действующая на основании доверенности в судебном заседании административный иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснения (л.д.166-169 т.2, 36-40 т.3).
Представители заинтересованных лиц Министерства жилищной политики Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Администрации городского округа Мытищи Московской области, ООО «Межотраслевое инженерно-строительное управление», действующие на оснований доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать. Представлены письменные возражения (л.д. 209-213, 246-254 т.2, 41-46 т.3).
Заслушав пояснения представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении требований административных истцов отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений по подготовке и утверждению документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03 октября 2013 года № 786/44, в редакции Положения, действующего на дату принятия оспариваемого распоряжения, (далее - Положение о Министерстве стройкомплекса МО), Министерство строительного комплекса Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, разрабатывающим и проводящим государственную политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 13.1 Положения о Министерстве стройкомплекса МО в период перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области, установленный законом Московской области, Министерство осуществляет полномочия по принятию решения по утверждению документации по планировке территории.
Из пункта 18 названного Положения следует, что в целях реализации своих полномочий и по вопросам своей компетенции Министерство издает распоряжения - правовые акты нормативного или ненормативного характера. Оспариваемое Распоряжение опубликовано в установленном нормативными правовыми актами Московской области порядке и на официальном сайте Министерства строительного комплекса Московской области.
С учетом изложенного Распоряжение от 06.02.2018 № П24/0007-18 принято Министерством строительного комплекса Московской области в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном законом порядке, сторонами по порядку принятия и вступления в силу не оспаривается.
Как установлено при рассмотрении административного дела земельный участок с кадастровым номером 50:12:00120107:80, площадью 8400 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Вешки, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного строительства, принадлежит на праве собственности заинтересованному лицу ООО «Межотраслевое инженерно-строительное управление».
В соответствии с генеральным планом городского округа Мытищи Московской области, утвержденным решением Совета Депутатов городского округа Мытищи от 28.12.2017 № 36/1, и правилами землепользования и застройки территории (части) территории городского округа Мытищи Московской области, утвержденными решением Совета Депутатов городского округа Мытищи от 28.12.2017 № 36/2, в отношении названного земельного участка установлены, соответственно, функциональная зона «Ж-1» и территориальная зона «КУРТ № 5».
Как следует из пункта 1 части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее здесь и по тексту решения - ГрК РФ в редакции закона, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории.
Согласно части 3.1 статьи 46 ГрК РФ заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа.
Администрацией городского округа Мытищи Московской области и ООО «Межотраслевое инженерно-строительное управление» 3 ноября 2017г. заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта, предметом которого является строительство жилого дома этажностью 4 этажа, общей площадью 8970 кв.м. с сопутствующей инфраструктурой: наземным паркингом вместимостью 102 машиноместа, реконструкцией участка дороги Алтуфьевского шоссе протяженностью 500 метров, сети водоснабжения и водоотведения, объектов электро- и газоснабжения, системы освещения улично-дорожной сети; объектов благоустройства, в том числе малых архитектурных форм, объектов и сетей связи, радиовещания и телевидения (л.д. 115-123 т.2).
В целях реализации данного инвестиционного проекта по заказу ООО «Межотраслевое инженерно-строительное управление» разработан оспариваемый административными истцами проект планировки территории земельного участка.
Как следует из статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2).
Частью 3 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено право физических или юридических лиц со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории представить в соответствующий орган свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Как следует из части 5 статьи 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях с соблюдением условий, перечисленных в частях 6 - 11 названной статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов (часть 7 статьи 46 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Постановлением администрации городского округа Мытищи от 15.08.2017 № 3918 назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки. Постановление опубликовано в газете «Родники» от 23.08.2017 № 124 (19494) (л.д. 222, 255-256 т.2).
Как это следует из протоколов, публичные слушания проведены 04.09.2017, заключение о результатах проведения публичных слушаний составлено 04.10.2017, опубликовано в газете «Родники» от 07.10.2017 № 153 (19523) (л.д. 223, 251-262 т.2).
Возможность участвовать в обсуждении проекта планировки территории, представить свои замечания и предложения реализована всеми заинтересованными лицами, в том числе жителями поселка Вешки. Поступившие в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения отражены в протоколе проведения публичных слушаний (л.д. 257-260 т.2).
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом РФ в Определении от 15.07.2010 № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Конституционный Суд РФ подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Так, согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом приведенных в решении календарных дат, фактических обстоятельств, вопреки доводам представителя административных истцов, Администрацией городского округа Мытищи порядок организации и проведения публичных слушаний, определенный Положением «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности на территории городского округа Мытищи», утвержденный решением Совета депутатов городского округа Мытищи от 19.05.2016 №6,7, соблюден (л.д. 265-273 т.2). Факт того, что возражения по проекту планировки территории земельного участка с кадастровым номером 50:12:0120107:80 не были учтены, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, не является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Как следует из статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с нормативами градостроительного проектирования Московской области, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 17.08.2015 № 713/30 (далее – Нормативы), земельный участок с кадастровым номером: 50:12:0120107:80 входит в Яхромскую устойчивую систему расселения Московской области.
Пунктом 1.10 и таблицей № 1 Нормативов предусмотрено, что предельно допустимая этажность жилых и нежилых помещений для сельского населенного пункта с численностью одна тысяча человек в рекреационно-аграрной устойчивой системе расселения составляет три этажа. Как установлено в судебном заседании население поселки Вешки не превышает указанную численность.
Согласно параметрам, установленным в правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи для территории «КУРТ-5», предельная высотность зданий – 4 этажа (за исключением подземных и технических).
В соответствии с пунктом 1.12 Нормативов допускается осуществление строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения с отклонением от установленных предельных параметров по этажности, в том числе в случае обеспечения жильем из аварийного и ветхого жилья. При этом должны соблюдаться условия обеспечения всех минимально допустимых для данного населенного пункта расчетных показателей использования территории, обеспеченности населения территориями объектов образования, объектов здравоохранения и социальной защиты населения, транспортной, инженерной инфраструктур, озелененными территориями общего пользования, пешеходной или транспортной доступности в зависимости от вида объекта.
Как следует из условий соглашения о реализации инвестиционного проекта, предусмотрена для заинтересованного лица ООО «Межотраслевое инженерно-строительное управление» передача в муниципальную собственность жилого фонда для расселения ветхого жилищного фонда администрации городского округа. Также запланировано строительство сетей водоснабжения и водоотведения, уличного освещения, объектов благоустройства и реконструкция участка автомобильной дороги Алтуфьевского шоссе Московской области.
Применительно к пункту 1.12 Нормативов, допускающему случаи отклонения от предельных параметров этажности в документах планирования, по мнению суда, имелись с учетом приведенных обстоятельств условия и основания для отклонения от установленных параметров этажности проектируемого жилого дома.
Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.02.2019 по административному делу № 4-АПГ18-33, соглашаясь с решением Московского областного суда от 23 августа 2018г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления административных истцов и других лиц о признании не действующими в части решений Совета депутатов городского округа Мытищи Московской области от 28 декабря 2017 г. № 36/1 «Об утверждении генерального плана городского округа Мытищи Московской области», № 36/2 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа Мытищи Московской области» параметры «КУРТ № 5» правил землепользования и застройки соответствуют пункту 1.12 Нормативов. Согласно карте градостроительного зонирования установленная в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:12:0120107:80 территориальная зона «КУРТ № 5» совпадает с территорией, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Доводы представителя административных истцов о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушается право административных истцов на комфортную среду проживания, не нашли своего подтверждения.
В материалы административного дела представлены заключения, согласования, технические условия от уполномоченных организаций на подключение жилого дома, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером: 50:12:0120107:80, к сетям водоотведения, инженерно-технического обеспечения, теплоснабжения, на предоставление земельного участка под стоянку автотранспорта, согласование по организации транспортного движения Представлены согласования на предоставление рабочих мест, мест для детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях, доступность медицинского обслуживания населения поселки Вешки с учетом увеличения населения после заселения жилого дома, проект планировки согласован с Администрацией городского округа Мытищи. В указанной части к проекту планировки территории приложены письмо Администрации городского округа Мытищи от 15.05.2017 № И-3263-УД с информацией о резерве мест в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения для жителей проектируемого многоквартирного дома; уведомление ДНП «Дальние Вешки» от 12.05.2017 о возможности размещения автотранспорта на земельном участке, принадлежащим ДНП «Дальние Вешки» на праве аренды на 49 лет; письмо ООО «Строительно-монтажное управление» о готовности предоставить 80 рабочих мест (л.д. 124-129, 146-156, 186-194, 195, 206 т.2).
При таких обстоятельствах, по мнению суда, при принятии оспариваемого нормативного правового акта у административного ответчика имелись все достоверные и необходимые сведения о фактических показателях обеспеченности территории поселка Вешки объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателях территориальной доступности таких объектов для населения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об отказе административным истцам в удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.
Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Стрыгиной Ирины Алексеевны, Ларионова Александра Аркадьевича о признании недействующим Распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области от 06.02.2018 № П24/0007-18 «Об утверждении документации по планировке территории по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, поселок Вешки» в части утверждения проекта планировки территории для размещения многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, п. Вешки кадастровый номер земельного участка 50:12:0120107:80 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунова
Решение принято в окончательной форме 1 апреля 2019 года.