РЕШЕНИЕ.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» марта 2019 года Чапаевский городской суд Самарской области:
Председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре: Сергеевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-394/19 по иску Прокурора г.о. Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц к МБУ г.о. Чапаевск об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.о. Чапаевск, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о возложении на МБУ г.о. Чапаевск об обязании в месячный срок со дня вступления в законную силу решения ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что Прокуратурой города Чапаевск в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства РФ проведена проверка соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на территории г.о. Чапаевск. В ходе проверки установлено, что в овраге, в районе железнодорожного переезда, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.96.96 с.ш., 49.69.32 в.д.) располагается несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов (мешки бытового мусора, фрагменты предметов личной гигиены, пустые емкости, кирпич, доски, рубероид, шифер, утеплитель, металлическая проволока, предметы одежды, вышедшая из строя бытовая техника, полиэтилен, мебель и т.д.). Вследствие этого нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, предусмотренное ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 г. № 7-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с п. 2.1 Устава муниципального бюджетного учреждения г.о. Чапаевск «Управление благоустройства города и озеленение» целями деятельности данного учреждения являются разработка и. осуществление концепции благоустройства территории и г.о. Чапаевск, проведение работ, отвечающих целям его создания. Пунктом 2.2 указанного устава определяет предмет деятельности данного предприятия, в том числе ликвидация несанкционированных свалок. В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ссылаясь на то, что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» должным образом не исполняет требования по соблюдению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства РФ, чем нарушает права неопределенного круга лиц и несовершеннолетних - жителей и гостей г.о. Чапаевск на благоприятную окружающую среду, просили суд обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку промышленных и бытовых отходов, расположенную по адресу: <Адрес обезличен> (в районе железнодорожного переезда) (координаты 52.96.96 с.ш., 49.69.32 в.д.).
В судебном заседании прокурор г.о. Чапаевск Карпенко Т.С. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика – МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» г.о. Чапаевск в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представлен отзыв на иск, из которого следует, что работы по устранению несанкционированных свалок на территории г.о. Чапаевск ведутся ежегодно, но в связи с большим объемом работы, поскольку свалки располагаются в оврагах и в больших масштабах, работы по их ликвидации будут проводиться по мере поступления денежных средств в бюджет для финансирования указанных работ. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица – администрации г.о. Чапаевск в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой города Чапаевск в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства РФ проведена проверка соблюдения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на территории г.о. Чапаевск.
В ходе проверки установлено, что в овраге, в районе железнодорожного переезда, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> (координаты 52.96.96 с.ш., 49.69.32 в.д.) располагается несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов (мешки бытового мусора, фрагменты предметов личной гигиены, пустые емкости, кирпич, доски, рубероид, шифер, утеплитель, металлическая проволока, предметы одежды, вышедшая из строя бытовая техника, полиэтилен, мебель и т.д.).
В соответствии с п. 2.1 Устава муниципального бюджетного учреждения г.о. Чапаевск «Управление благоустройства города и озеленение» целями деятельности данного учреждения являются разработка и. осуществление концепции благоустройства территории и г.о. Чапаевск, проведение работ, отвечающих целям его создания.
Пунктом 2.2 указанного устава определяет предмет деятельности данного предприятия, в том числе ликвидация несанкционированных свалок.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, а в случае неисполнения законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» должным образом не исполняет требования по соблюдению санитарно- эпидемиологического и экологического законодательства РФ, чем нарушает права неопределенного круга лиц и несовершеннолетних - жителей и гостей г.о. Чапаевск на благоприятную окружающую среду.
Неисполнение что МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде, в связи с чем исковые требования суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок исполнения наложенной обязанности суд полагает разумным. Ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения требования закона, доводы ответчика ничем объективно и документально не подтверждены.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе и с заявлением о присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г.о. Чапаевск удовлетворить.
Обязать МБУ «Управление благоустройства города и озеленение» г.о. Чапаевск в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку промышленных и бытовых отходов, расположенную по адресу: <Адрес обезличен> (в районе железнодорожного переезда) (координаты 52.96.96 с.ш., 49.69.32 в.д.).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд с подачей жалобы через Чапаевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Законов
Мотивированное решение изготовлено 11.03.2019 года.