РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания Масюк М.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости и земельных участков, в размере равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 13962 кв.м., расположенного по адресу: <...>, равной его рыночной стоимости в размере 44 380 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 5 847 кв.м., расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 19 840 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, площадью 4204,4 кв.м., расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 79120000 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета о рыночной стоимости недвижимого имущества от <...> <...> выполненного ООО «НЭО Эксперт» рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, составляет 44 380 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, составляет 19 840 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 79120000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером <...>, составляет 100 205553,24 рубля;
- с кадастровым номером <...>, составляет 44 195134,20 рубля;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 163974711,26 рубль.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных земельных участков и объекта недвижимости являются неверными и нарушают его права.
ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» является собственником земельных участков и объекта недвижимости в отношении, которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков и объекта недвижимости ведет к необоснованному увеличению размера имущественного и земельного налога.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...> заявление ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Также, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю <...> за <...>/к-2397 отклонила заявление ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» о пересмотре стоимости объекта недвижимости.
До начала судебного заседания в суд поступило ходатайство, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости и земельных участков, равной их рыночной стоимости в размере установленной судебной экспертизой.
Суд рассмотрев данное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению.
Участвующие в деле лица, в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса в порядке упрощенного (письменного), производства, поскольку о месте и времени рассмотрения дела стороны были извещены надлежащим образом.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений ст.3 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст.24.19 Федерального закона.
В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» является собственником:
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 13962 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования», расположенного по адресу: <...>.
- земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 5847 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования», расположенного по адресу: <...>, <...>Г.
Также ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, площадью 4204,4 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Право собственности на вышеназванное недвижимое имущество подтверждается выписками из ЕГРН.
В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если не установлено иное.
В силу ст.389 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости, административный истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость недвижимого имущества влечет за собой увеличение земельного и имущественного налога.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, является <...>;
- с кадастровым номером <...>, является <...>.
Объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, является <...>.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» обращалось <...> в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков и объекта недвижимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...> заявление ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонено, поскольку установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Также, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю <...> за <...>/к-2397 отклонила заявление ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» о пересмотре стоимости объекта недвижимости.
Административным истцом при обращении в суд, представлен отчет о рыночной стоимости недвижимого имущества от <...> <...> выполненный ООО «НЭО Эксперт» согласно которого рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <...> составляет 44 380 000 рублей;
- с кадастровым номером <...>, составляет 19 840 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 79120000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером <...> составляет 100 205553,24 рубля;
- с кадастровым номером <...> составляет 44 195134,20 рубля;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 163974711,26 рубль.
Поскольку представленный отчет о рыночной стоимости спорного недвижимого имущества вызывает сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков и объекта недвижимости.
Согласно заключения судебной оценочной экспертизы <...>/ДПО от <...>, выполненного ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером <...>, составляет 46 409 000 рублей;
- с кадастровым номером <...> составляет 21 380 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером <...> составляет 82285000 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства представителями административного истца, органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость земельных участков и объекта недвижимости является достоверной.
В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, а также, что отчет о рыночной стоимости земельных участков был предметом рассмотрения в комиссии по рассмотрению споров и по результатам рассмотрения признан не соответствующим требованиям статьи 11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков и объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю <...>, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать <...>. Датой внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> является <...>, объекта недвижимости с кадастровым номером <...> является <...>.
В соответствии с абзацем 4 части 15 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от <...> № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после <...> (в том числе по искам/заявлениям, поданным до <...>), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, установленная судом кадастровая стоимость недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости подлежит применению с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Таким образом, в отношении спорных земельных участков и объекта недвижимости, находящихся в собственности у истца, следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости недвижимого имущества и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Заместителем генерального директора ООО «Департамент профессиональной оценки» < Ф.И.О. >3 в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 70 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с административного истца в пользу экспертной организации стоимость проведения судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 13962 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования», расположенного по адресу: <...> равной его рыночной стоимости в размере 46409 000 (сорок шесть миллионов четыреста девять тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 5847 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – «объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли; объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования», расположенного по адресу: Краснодарский <...>, равной его рыночной стоимости в размере 21384 000 (двадцать один миллион триста восемьдесят четыре тысячи) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, площадью 4204,4 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский <...>, равной его рыночной стоимости в размере 82285 000 (восемьдесят два миллиона двести восемьдесят пять тысяч) рублей. Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков и объекта недвижимости, считать <...>.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости недвижимого имущества с кадастровыми номерами <...>
Взыскать с ООО «СБСВ-КЛЮЧАВТО ВОСТОК» в пользу ООО «Департамент профессиональной оценки», оплату за проведение судебной экспертизы в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай