Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1793/2012 ~ М-1624/2012 от 15.10.2012

Дело №2-1793/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2012г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Тимофеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Т.В. к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги,

У С Т А Н О В И Л :

Калинина Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, Управлению социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Истица указывает, что имеет ребенка – Мещерякову С. ДД.ММ.ГГГГ рождения, 17.07.2012г. отделом образования Администрации ЗАТО г. Железногорск ей была выдана справка о том, что Мещерякова С. состоит на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение и на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

17.07.2012г. она обратилась в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты родителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

20 июля 2012г. ответчиком - УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края – ей отказано в предоставлении указанной компенсации по тем основаниям, что отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию по постоянному месту жительства.

Истица полагает данное решение незаконным, поскольку она и ее дочь постоянно проживают в г. Железногорск Красноярского края, срок регистрации по месту жительства был ей ограничен сроком договора найма жилого помещения, на который ей Администрацией ЗАТО г. Железногорск было предоставлено в пользование жилое помещение по <адрес> в г. Железногорск Красноярского края.

В судебном заседании истица на своих исковых требованиях настаивала,сославшись на доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что постоянно проживает в г. Железногорск Красноярского края. 07 марта 2012г. ей и ее двум детям Администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края по договору коммерческого найма в целях улучшения жилищных условий в пользование было предоставлено жилое помещение - квартира по <адрес>. На этом основании она снялась с регистрационного учета по прежнему месту жительства – <адрес> где проживала и была зарегистрирована с 1983г., и зарегистрировалась по новому месту жительства. Однако, регистрационным органом она была зарегистрирована временно – до 28.02.2013г. – на срок действия договора найма, о чем заранее не была осведомлена.

Отказ в предоставлении компенсации нарушает ее право на получение денежной компенсации.

Представители ответчиков - УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края и Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в судебном заседании исковые требования не признали, полагая решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной компенсационной выплаты законным, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по постоянному месту жительства.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Калинина Татьяна Викторовна является матерью Мещеряковой С.А. ДД.ММ.ГГГГ.

17 июля 20012г. отделом образования Администрации ЗАТО г. Железногорск Калининой Т.В. выдана справка о том, что Мещерякова С. состоит на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение с 27.04.2011г. и на момент обращения ребенку временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

17 июля 2012г. Калинина Т.В. обратилась в УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты родителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

Решением от 20 июля 2012г. и. о. руководителя УСЗН Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского краяКалининой Т.В. отказано в предоставлении данной услуги по основаниям: отсутствие подтвержденного регистрацией постоянного места жительства в муниципальных образованиях Красноярского края.

Указанное решение истец оспаривает как незаконное.

Постановлением Правительства Красноярского края утверждена долгосрочная целевая программа "Дети" на 2010 - 2012 годы, согласно положениям которой:

Основной целью программы является создание условий для сохранения здоровья и развития детей.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

предоставление мер социальной поддержки родителям (законным представителям - опекунам, приемным родителям), совместно проживающим с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, которым временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений, посредством предоставления ежемесячных компенсационных выплат.

Источником финансирования долгосрочной целевой программы является краевой бюджет.

2.3.1. Ежемесячная компенсационная выплата (далее - ежемесячная компенсация) назначается и выплачивается родителю (законному представителю - опекуну, приемному родителю), совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому:

временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении (при условии постановки ребенка на учет в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение).

Ежемесячная компенсация назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно зарегистрированным по месту жительства в муниципальных образованиях Красноярского края.

Размер ежемесячной компенсации составляет:

(...) рубля - Получателям, детям которых временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края (далее - уполномоченные органы местного самоуправления) передаются отдельным законом края государственные полномочия по назначению и выплате ежемесячных компенсаций.

Ежемесячная компенсация назначается и выплачивается уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства Получателя и ребенка путем перечисления денежных средств на расчетные счета Получателей, открытые в российских кредитных организациях, или через учреждения федеральной почтовой связи.

Ежемесячная компенсация является мерой социальной поддержки Получателей и не учитывается при исчислении величины среднедушевого дохода граждан, имеющих право на государственную помощь, если иное не установлено федеральным законодательством.

Для получения ежемесячной компенсации Получатели представляют в уполномоченный орган местного самоуправления либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КГБУ "МФЦ") заявление с указанием способа выплаты (в случае выплаты путем перечисления денежных средств на расчетный счет Получателя - реквизиты расчетного счета) и прилагаемые к нему документы:

копию свидетельства о рождении ребенка;

копию документа, удостоверяющего личность Получателя;

выписку из финансового лицевого счета или домовой книги по месту жительства Получателя и ребенка;

выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки - на ребенка, находящегося под опекой;

договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью - на ребенка, находящегося на воспитании в приемной семье;

справку, выданную муниципальным органом управления образованием, подтверждающую на момент обращения факт временного непредоставления ребенку места в дошкольном образовательном учреждении или предоставления ребенку места в группе кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения;

Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает их и принимает следующее решение:

о выплате Получателю ежемесячной компенсации;

об отказе в выплате Получателю ежемесячной компенсации.

Решение об отказе в выплате Получателю ежемесячной компенсации принимается в случае:

отсутствия у Получателя права на получение меры социальной поддержки, указанной в настоящем пункте;

непредставления заявления и прилагаемых к нему документов, указанных в настоящем пункте.

Ежемесячная компенсация назначается с первого числа месяца подачи заявления и прилагаемых к нему документов.

Законом Красноярского края от 20.12.2007г.№4-1092 (ред. от 21.12.2010г.) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделеныгосударственными полномочиями по назначению и выплате ежемесячной компенсационной выплаты родителю (законному представителю - опекуну, приемному родителю), совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении (при условии постановки ребенка на учет в муниципальном органе управления образованием для определения в дошкольное образовательное учреждение), предусмотренной Постановлением Правительства Красноярского края от 23 ноября 2009 года N 600-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дети" на 2010 - 2012 годы" (далее - государственные полномочия).

Государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя:

а) прием заявлений и прилагаемых документов, подтверждающих право на получение ежемесячной компенсационной выплаты;

б) принятие решения о назначении выплаты или отказе в выплате ежемесячной компенсационной выплаты;

Согласно статьи 5 этого Закона на исполнение передаваемых настоящим Законом государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Ответчиками оспаривается право истца на получение ежемесячной компенсационной выплаты лишь по тому основанию, что Калининой Т.В. не представлено документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства, между тем, ответчиками признается, что все иные основания для предоставления указанной выплаты имеются.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается то место, где он постоянно или преимущественно проживает.Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрен заявительный порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства", не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Разрешая данное гражданское дело, суд исходит также из положений части 1 статьи 38, части 1 и части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона (от 19.05.1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Ежемесячная компенсация, по поводу которой возбужден спор, является мерой социальной поддержки семьям с детьми, которая выплачивается, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России.

При указанных обстоятельствах наличие постоянной регистрации родителя (ребенка) по месту жительства в Красноярском крае в качестве обязательного условия для назначения и получения ежемесячной выплаты на ребенка является ограничительным условием, поскольку основанием для реализации права на получение указанной ежемесячной денежной выплаты является наличие регистрации по месту жительства, что противоречит положению части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Вместе с тем, оценивая представленные суду материалы дела, суд полагает, что Калининой Т.В. при обращении за компенсационной выплатой были предоставлены все требуемые документы, в том числе, выписка из финансового лицевого счета или домовой книги по своему месту жительства.

Нормами Закона РФ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона).

При этом регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства (статья 5 Закона).

Оценивая представленные суду документы, суд приходит к выводу о том, что истицей ответчикам были представлены надлежащие документы, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства, а ссылка ответчиков, в свою очередь, что истица зарегистрирована по месту пребывания, является неосновательной. Кроме того, регистрируя истицу временно, регистрационные органы сняли ее с регистрационного учета по месту жительства, что противоречит вышеназванным требованиям Закона.

Истица зарегистрирована в жилом помещении, которое является ее постоянным местом жительства, занимает его на основании договора найма.

Срок, на который истица зарегистрирована в этом жилом помещении, не может являться основанием для ограничения ее в предоставлении ей мер социальной поддержки.

Кроме того, как усматривается из представленных суду документов и совокупности доказательств, в том числе показаний свидетеля Никифоровой О.И., истица с 1983г. постоянно проживает на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, с 2000г. в связи с достижением совершеннолетия - зарегистрирована по месту жительства, место регистрации было сменено ею после предоставления Администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в пользование жилого помещения.

С другой стороны судом не установлено каких-либо объективных данных, что у истицы имеется другое место жительства на территории другого региона, ответчиками также на это не указывалось.

Конкретное место жительства истицы - <адрес> - установлено судом на основе совокупности юридических фактов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком – Управлением социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Калининой Т.В. с 17 июля 2012г. должна быть назначена ежемесячная компенсационная выплатародителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

Статья 98 ГПК РФ устанавливает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. Требования истца о взыскании с ответчика расходов, понесенных на оплату услуг по составлению искового заявления в суд подлежат удовлетворению.Несение расходов истцом подтверждено документально, связано с настоящим делом.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Калининой Т.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной компенсационной выплаты родителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении.

Обязать Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края назначить Калининой Т.В. ежемесячную компенсационную выплату родителю, совместно проживающему с ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении с 17 июля 2012г.

Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края за счет средств местного бюджета в пользу Калининой Т.В. понесенные ею судебные расходы в размере (...) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 25 ноября 2012г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова

...

2-1793/2012 ~ М-1624/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Калинина Татьяна Викторовна
Ответчики
Администрация ЗАТО Железногорск
Другие
УСЗН Администрации ЗАТО Железногорск
Суд
Железногорский городской суд Красноярского края
Судья
Морозова Галина Валентиновна
Дело на странице суда
gelgor--krk.sudrf.ru
15.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2012Передача материалов судье
19.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2012Судебное заседание
13.11.2012Судебное заседание
20.11.2012Судебное заседание
09.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2013Дело оформлено
08.12.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее