Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-216/2021 от 05.10.2021

№ 12-216/2021

УИД 35RS0022-01-2021-000827-22

Р Е Ш Е Н И Е

с. им. Бабушкина 29 ноября 2021 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе судьи Варловой Е.С., при секретаре Поповой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Бабушкинского муниципального района на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ФИО3от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> администрацией Бабушкинского муниципального района в нарушение требований п. 1, 2 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, допущен несанкционированный сброс жидких коммунальных отходов (сточных вод) из септика многоквартирного дома, расположенного у <адрес>, на почву, что привело к загрязнение окружающей среды.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Бабушкинского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации Бабушкинского муниципального района ФИО2, действующий на основании прав по должности, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указав, что должностным лицом не установлено место совершения административного правонарушения, поскольку в протоколе об административном правонарушении местом указано <адрес>. А согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр территории в районе <адрес>. Напротив указанного дома со стороны <адрес> находится септик, из одной из труб которого происходит сброс канализационных сточных вод в канаву, идущую вдоль домов № по <адрес>, перед домом <адрес>, и уходящей к дому <адрес> и к дому по <адрес> является собственностью <адрес> и закреплен на праве оперативного управления за БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз». Администрация района не является собственником жилых помещений и инженерных сетей в указанном доме, не является ответственной за их эксплуатацию. <адрес> приняты все меры по заключению договора управления многоквартирным домом, неоднократно объявлялось проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации по управлению указанным многоквартирным домом. По результатам открытого конкурса от ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка от ООО «Жилкоммастер», с которым ведется работа по заключению соответствующего договора. Кроме того, ссылается на имеющиеся в материале существенные недостатки и нарушения закона, которые вызывают сомнения в законности проводимых мероприятий. Так, в плановом (рейдовом) задании содержатся сведения о его утверждении приказом Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ -рв, в тоже время такого приказа не представлено, а имеется распоряжение с такими же реквизитами. Осмотру подлежит территория в районе <адрес> <адрес>. Сроки осмотра установлены с 12.00 ДД.ММ.ГГГГ по 13.30 ДД.ММ.ГГГГ. Хотя представленный акт датирован ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок выходящий за пределы проверки, что также ставит под сомнение законность забора проб почвы, проведенного в ходе указанного осмотра. Сам акт не подписан лицом, его составившим и участниками осмотра. Заключение по результатам лабораторных исследований содержит сведения о дате отбора проб в месте сброса сточных вод в районе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что также выходит за срок проверки.

Определением Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело об административном правонарушении передано в Тотемский районный суд Вологодской области для рассмотрения по подведомственности.

В судебное заседание представитель администрации Бабушкинского муниципального района Вологодской области не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление и составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Налимова Г.В. в суд не явилась, извещена надлежаще.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии.

В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из материалов дела в Северное МРУ Росприроднадзора из Управления Роспотребнадзора по Вологодской области поступило обращение жителей <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ м-2021) по факту сброса канализационных (сточных) вод на рельеф местности.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ ФИО4 проведен осмотр земельного участка в районе <адрес>, которым установлено, что из септика, расположенного около указанного дома, осуществляется сброс сточных вод на рельеф местности, а затем в канаву. Сточная вода мутная, присутствует запах канализации. Результаты осмотра оформлены актом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации администрации сельского поселения Бабушкинское от ДД.ММ.ГГГГ , администрации Бабушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ канализационный сточные воды от <адрес> поступают в септик.

На основании распоряжения заместителя руководителя Северного МРУ Росприроднадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ -рв государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Налимовой Г.В. с участием начальника ОА и КЗВР ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО – ЦЛАТИ по <адрес>» ФИО6 в соответствии с плановым (рейдовым) заданием ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр территории на <адрес> с отбором проб почвы.

Согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ Северное МРУ Росприроднадзора направило в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО – ЦЛАТИ по <адрес>» заявку на отбор ДД.ММ.ГГГГ проб почвы в месте сброса сточных вод в районе <адрес> (1 проба) и проб почвы на сопредельной незагрязненной территории (1 проба), проведении лабораторных исследований данных проб и определении площади загрязненной территории.

Как следует из протокола взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ Налимовой Г.В. при участии начальника ОА и КЗВР ФИО6 в 10 часов 33 минуты получены проба почвы на сопредельной незагрязненной территории и проба почвы на земельном участке в месте сброса сточных вод в районе <адрес>. Указанный протокол подписан должностным лицом его составившим и участвующим при отборе проб специалистом ФИО6

По результатам планового (рейдового) осмотра государственным инспектором РФ Налимовой Г.В. составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором нашли отражение обстоятельства, установленные при осмотре территории в районе <адрес> и отбора проб почв. Акт подписан должностным лицом, его составившим, к акту приложена фототаблица.

При этом, указание должностным лицом ФИО3 в плановом (рейдовом) задании сведений о его утверждении приказом, а не распоряжением Северного МРУ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -рв, а также в месте расположения земельного участка, на котором проводится обследование, ссылки на <адрес>, суд расценивает как технические описки, которые не являются существенным нарушением, устранены в ходе судебного разбирательства, что подтверждается приведенными выше доказательствами, и не влияют на квалификацию административного правонарушения.

Отсутствие подписи в акте осмотра территории участвующего в нем специалиста ФИО6 не свидетельствует о недопустимости доказательства.

Доводы жалобы о том, что акт составлен ДД.ММ.ГГГГ, а забор проб осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, при установлении срока проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение законность отбора проб, судом отклоняются как несостоятельные, поскольку опровергнуты исследованными в суде доказательствами.

Согласно заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО – ЦЛАТИ по Вологодской области» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ) по результатам лабораторных исследований, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено наличие загрязнения территории (в месте сброса сточных вод в районе <адрес> составляет 2,04 кв.м. количественный химический анализ проб почв показал, что на обследуемой территории содержание АПАВ (массовая доля) превышает содержание в 8,4 раза по сравнению с фоновым содержанием.

По информации администрации Бабушкинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , вблизи <адрес> в <адрес> расположен многоквартирный дом (адрес: <адрес>).

Из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН и ответа Департамента строительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,8 в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, находятся в государственной собственности Вологодской области и переданы на праве оперативного управления в БУ ЖКХ ВО «Вологдаоблжилкомхоз». Квартира указанного многоквартирного дома находилась в собственности ФИО7 и была ею продана на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ реестровый , передана по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности Вологодской области на указанное жилое помещение произведена ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Уставом БУ ЖКХ «Вологдаоблжилкомхоз», утвержденным распоряжением Департамента строительства и ЖКХ Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ , с последующими изменениями, основным видом деятельности Учреждения является управление, распоряжение, эксплуатация, содержание и ремонт государственного жилищного фонда области, в том числе несение расходов на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений жилищного фонда области в пределах средств, выделенных на указанные цели из областного бюджета; заключение договоров на оказание коммунальных услуг при непосредственном управлении жилищным фондом, выбранном в качестве способа управления многоквартирным домом; организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Вологодской области, за счет средств, предусмотренных в виде субсидий из областного бюджета, в соответствии с действующим законодательством (подп. «а» п. 2.4.1 Устава).

Таким образом, БУ ЖКХ «Вологдаоблжилкомхоз» не является управляющей организацией в отношении заселенных жилых помещений, не имеет полномочий на самостоятельный поиск управляющей организации и заключении с ней договоров по управлению многоквартирным домом.

В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.

В соответствии с подп. «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются среди прочего иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно пункту 10 указанных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

В силу подп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме закреплено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ) и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила оказания услуг и выполнения работ).

Согласно пункту 26 Минимального перечня услуг и работ к работам по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме отнесены работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке жидких бытовых отходов, в том числе содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг и выполнения работ перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом, в том числе в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией; в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

На основании части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ (введена подпунктом «в» пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ, вступила в силу с 12.01.2019) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей (организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации (часть 17 статьи 161 ЖК РФ дополнена указанными предложениями Федеральным законом от 22.12.2020 № 441-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Судом установлено, что способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>-д, собственниками помещений в нем в соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ до настоящего времени не выбран.

Администрацией Бабушкинского муниципального района Вологодской области с ДД.ММ.ГГГГ организовано проведение 4 открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом, 3 из которых признаны несостоявшимися по причине не поступления заявок на участие в них. По итогам открытого конкурса, объявленного ДД.ММ.ГГГГ, заявился один участник ООО «Жилкоммастер». Документов о заключении с ним договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>-д, в материалах дела не имеется. Вместе с тем, юридически значимым для рассмотрения настоящего дела, указанное обстоятельство не является, поскольку на момент выявления административного правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ, управляющая организация определена не была, что привело к сбросу канализационных (сточных) вод из септика, расположенного у <адрес> на почву и загрязнению окружающей среды.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории, протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ, заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО – ЦЛАТИ по Вологодской области» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ), иными материалами дела в их совокупности.

В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом были всесторонне, полно, объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении не содержит достоверные сведения о месте совершения административного правонарушения, не могут быть признаны состоятельными, так как протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в частности место совершения административного правонарушения (с.им.Бабушкина в районе <адрес>). При этом суд признает технической опиской не указание литера «д» у номера дома. Поскольку указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Оснований для признания протокола недопустимым по делу доказательством не имеется.

Действия администрации Бабушкинского муниципального района квалифицированы по части 2 статье 8.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения юридического лица, к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено с учетом положений статей 4.1-4.3 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи, чрезмерно суровым не является.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела не допущено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Налимовой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ , с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении администрации Бабушкинского муниципального района оставить без изменения, жалобу представителя администрации Бабушкинского муниципального района Холмогорова Н.В.- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения либо получения с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Судья Е.С. Варлова

12-216/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
администрация Бабушкинского муниципального района
Другие
Холмогоров Николай Викторович
Суд
Тотемский районный суд Вологодской области
Судья
Варлова Екатерина Сергеевна
Статьи

ст.8.6 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
totemsky--vld.sudrf.ru
05.10.2021Материалы переданы в производство судье
02.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
27.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.01.2022Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее