Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2724/2017 ~ М-2776/2017 от 07.09.2017

Дело № 2-2724/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 06 декабря 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре Селивановой Н.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к комитету образования и науки Волгоградской области, отделу опеки и попечительства администрации Красноармейского района Волгограда о признании действий (бездействия) и решения незаконными и возложении обязанности по обеспечению жильем, назначении (взыскании) денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит признать действие (бездействия) ответчиков незаконными в части отказа о предоставлении ему жилой площади и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, и обязать ответчиков обеспечить его жилой площадью, и взыскать с них в его пользу компенсацию морального вреда в размере 4 000 000 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что в силу закона относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи он вправе претендовать на гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По постановлению Администрации Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ он был передан на попечение детского государственного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он находился в ГКОУ «Нижнечирская школа-интернат для детей-сирот» на полном государственном обеспечении. В 2005 году был направлен для дальнейшего обучения в ПУ <адрес>. После окончания учебного заведения проживал в <адрес>, представляющей собой две комнаты подселения общей площадью совместно с матерью, братом, сестрами и племянницей, а в последующем был осужден и отбывает наказание в местах изоляции от общества.

В 2015 году, узнав о наличии у него возможного права на обеспечение социальным жильем, обратился с письменным заявлениям в Министерство образования и науки Волгоградской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение социального жилья, на что им был получен отказ со ссылкой на достижение 23-летнего возраста.

Его вины в этом не имеется, поскольку о наличии данного права до 2015 года он не знал, в то время, как невключение его в соответствующий список было обусловлено ненадлежащим исполнением своих обязанностей Комитетом образования и науки Волгоградской области и органом опеки и попечительства Красноармейского района Волгограда, что повлекло нарушение его прав и законных интересов и причинение нравственных страданий и послужило основанием для обращения за судебной защитой нарушенных прав.

    В судебном заседании истец поддержал исковые требования, приведя вышеуказанное обоснование. Суду пояснил, что до достижения им 23 лет в нарушение требований закона он не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не был включен в соответствующий список на обеспечение жильем исключительно по вине ответчиков. Впервые он письменно обратился по вопросу включения в льготный список по обеспечению социальным жильем в 2015 году. Отсутствие информации об имеющемся праве воспрепятствовало его обращению за реализацией гарантированного государством права до достижения 23-летнего возраста, что свидетельствует об уважительности причин пропуска данного срока и дает основание для удовлетворения иска.

    Представитель ответчика ФИО6 возражала против удовлетворения иска, полагая, что оснований для этого не имеется. Право на обеспечение истца социальным жильем к моменту его обращения отсутствовало, поскольку ФИО2 ранее на учет нуждающихся в предоставлении жилья поставлен не был, с заявлением на включение в список впервые обратился в 2015 году, когда утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и утратил право на государственную поддержку по соответствующему основанию, включая право на обеспечение жильем. Более того, постановлением органа местного самоуправления от 1997 года о передаче истца на полное государственное обеспечение за ним было закреплено определенное жилье, что в соответствии с действовавшим в тот период жилищным законодательством не предоставляло истцу права на обеспечение социальным жильем. Принятое в отношении истца ДД.ММ.ГГГГ решение об отказе во включении в список детей-сирот в полной мере соответствует закону, а следовательно не нарушает права и законные интересы истца, в этой связи с чем просила в удовлетворении иска в полном объеме отказать.

    Соответчик - отдел (орган) опеки и попечительства администрации Красноармейского района г. Волгограда, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, согласно представленному письменному отзыву полагает, что оснований для удовлетворения иска ФИО2 нет, поскольку он впервые обратился в администрацию Красноармейского района г. Волгограда с заявлением на обеспечение жильем после достижения 23 летнего возраста, когда утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, на основании постановления администрации Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, а потому обеспечению социальным жильем как ребенок-сирота в соответствии с действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ жилищным законодательством он не подлежал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Настоящим законом во взаимосвязи с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ) в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.

Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ныне действующей редакции), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Действовавшим до 01 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий (ст. 57 ч.1 п.2 ЖК РФ и прочие нормативно-правовые нормы).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имевшие закрепленного за ними жилого помещения, до 01 января 2013 года имели право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а с 01 января 2013 года сохраняют право на обеспечение жильем из специализированного жилищного фонда соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом данное право должно быть реализовано лицами указанной льготной категории до достижения 23 лет.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в его жилищном обеспечении.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для судебной защиты права на внеочередное обеспечение жильем, являются:

ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении;

состояние здоровья лица, которое объективно не позволяло ему встать на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет;

установление обстоятельств того, что лицо до достижения 23-летнего возраста предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года).

Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки в свете действующего законодательства суду необходимо проверить наличие закрепленного за ними жилого помещения и, как следствие, права на обеспечение социальным жильем по данному льготному основанию, а также наличие исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших реализации права на обеспечение жильем до достижения 23-летнего возраста.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном ФИО3, лишенного в отношении него родительских прав решением Суровикинского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО4, которая по решению Красноармейского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ также была лишена родительских прав в отношении него, что подтверждено документально.

Изложенное позволяло отнести ФИО2 к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением Администрации Красноармейского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был передан в детский дом на полное государственное обеспечение с закреплением за ними жилого помещения, расположенного в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он находился в ГКОУ «Нижнечирская школа-интернат» на полном государственном обеспечении. В 2005 году был направлен для дальнейшего обучения в ПУ <адрес>.

Согласно объяснениям истца, после окончания учебного заведения проживал в <адрес>, представляющей собой две комнаты подселения общей площадью 28,2 кв.м совместно с матерью, братом, сестрами и племянницей, а в последующем был осужден и отбывает наказание в местах изоляции от общества.

Иного жилья в собственности или на ином праве ФИО2 не имеет.

Наличие указанного закрепленного жилья, исходя из анализа представленных суду документов, учитывалось органом местного самоуправления в период пребывания ФИО2 на полном государственном обеспечении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Красноармейского района Волгограда с заявлением о его включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, для обеспечения его жилым помещением в порядке, предусмотренном Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Последним были приняты меры к проверке относимости истца к указанной льготной категории лиц. В ходе проверке установлено, что ФИО2 ранее относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку к моменту обращения им утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, при этом за ним сохранялось закрепленное жилье, администрацией Красноармейского района г. Волгограда было дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Указанное заключение и иные документы в составе сформированного администрацией Красноармейского района г. Волгограда учетного дела ФИО2 были переданы для разрешения вопроса о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в Комитет образования и науки Волгоградской области.

Согласно принятому ДД.ММ.ГГГГ Комитетом образования и науки Волгоградской области приказу , ФИО2 во включении в заявленный список отказано со ссылкой на то, что он не относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достиг возраста 23 лет.

Находя доводы истца несостоятельными и отказывая ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

В данном же случае ФИО2, как это установлено в ходе судебного разбирательства, впервые обратился по вопросу постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений только 21 декабря 2015 года, т.е. по достижении возраста 23 года.

Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, до достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении данного возраста указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.

В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.

Судом бесспорно установлено, что истец не был поставлен на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан до 01.01.2013 года, обратился с таким заявлением лишь в 2015 году в возрасте 32 лет, когда утратил статус лица, оставшегося без попечения обоих родителей. Доказательств обратному истец суду не представил.

Суду не представлено отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются уважительными.

Не имеется оснований считать, что истец не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния здоровья истца, которое объективно не позволяло ему в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет истец предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не был поставлен на учет.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Из материалов дела, следует, что период с момента достижения ФИО2 совершеннолетия и до достижения 23 лет приходится на 2007-2012 года, когда жилые помещения детям-сиротам предоставлялись по договору социального найма вне очереди (п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013г.).

Однако, согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам вне очереди не исключало необходимость их признания в качестве нуждающихся в жилом помещении и, как следствие, постановки на соответствующий учет.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и положение статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

В ходе судебного разбирательства не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ранее 11 декабря 2012 года – достижения истцом возраста 23 лет.

Исходя из содержания ст. 3 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 11,12 ГК РФ и Конституции РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право заявителя (истца), тогда, как оснований для подобного вывода по настоящему делу у суда не имеется.

Правые основания для признания незаконными действий (бездействия) и решения ответчиков по отказу в предоставлении истцу жилья и включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении на заявленных ответчиков обязанности по обеспечению истца жильем и назначении (взыскании) денежной компенсации морального вреда вопреки доводам истца у суда отсутствуют.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных ФИО2 требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в иске к комитету образования и науки Волгоградской области, отделу опеки и попечительства администрации Красноармейского района Волгограда о признании незаконными действий (бездействия) и решения по отказу в предоставлении жилья и включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности по обеспечению жильем и назначении (взыскании) денежной компенсации морального вреда в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 11 декабря 2017 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Болохонова

2-2724/2017 ~ М-2776/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никифоров Александр Федорович
Ответчики
ООиП Администрации Красноармейского района г. Волгограда
Комитет образования и науки по Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на сайте суда
vor--vol.sudrf.ru
07.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2017Передача материалов судье
11.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2017Подготовка дела (собеседование)
27.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2017Судебное заседание
30.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
06.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018Дело оформлено
18.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее