Дело № 2-3864/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2014 года Королёвский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Е.В.,
при секретаре Минуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Королёва Московской области в интересах Косолапова Евгения Павловича к Министерству здравоохранения Московской области, Комитету по здравоохранению Администрации г.Королёва Московской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными средствами и взыскании стоимости, приобретённых лекарственных препаратов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Королёва Московской области в интересах Косолапова Е.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Московской области, Комитету по здравоохранению Администрации г.Королёва Московской области о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными средствами и взыскании стоимости, приобретённых лекарственных препаратов, ссылаясь на то, что прокуратурой города Королёва была проведена проверка по обращению Косолапова Е.П. о ненадлежащем обеспечении лекарственными средствами. В ходе проверки установлено, что Косолапов Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, наблюдается в ФГБУЗ МСЧ № ФМБА России, является инвалидом № группы, относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи в части обеспечения лекарственными средствами.
Далее истец указывает, что в соответствии с рекомендациями Федерального медицинского биофизического центра им. ФИО4 ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, Косолапов Е.П. нуждался в применении лекарственного препарата <данные изъяты> день, интервал между курсами 7-10 дней, 6 курсов. В соответствии с рекомендациями Федерального медицинского биофизического центра им. ФИО4 ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, Косолапов Е.П. нуждается в применении лекарственного препарата <данные изъяты>, перерыв 7 дней, 4-6 курсов (4 таб. 2 раза в день). Лекарственный препарат <данные изъяты> включен в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 04.02.2013 № 106. Министерство здравоохранения Московской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Далее истец указывает, что согласно представленным документам по обеспечению Косолапова Е.П. необходимыми ему лекарственными средствами, в 2012 году Косолапов Е.П. был обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты>) в количестве 1 уп. ДД.ММ.ГГГГ года, в истекшем периоде 2014 года Косолапов Е.П. обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 1 уп. ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. не в полном объеме. В связи с тем, что несвоевременное применение препарата может значительно ухудшить состояние пациента и привести к росту <данные изъяты>, Косолапов Е.П. был вынужден приобрести указанный лекарственный препарат за счёт собственных средств. Согласно представленным товарным и кассовым чекам, общая сумма, затраченная Косолаповым Е.П. на приобретение лекарственных средств в 2012 году и 2014 году составила <данные изъяты> коп..
Далее истец указывает, что не обеспечение Косолапова Е.П. жизненно необходимыми ему лекарственными препаратами произошло по вине Министерства здравоохранения и Комитета по здравоохранению Администрации города Королёва Московской области, что привело к нарушению конституционных прав Косолапова Е.П.. Поскольку, ответчики ненадлежащим образом организовали обеспечение Косолапова Е.П. необходимыми лекарственными препаратами, на них лежит обязанность организовать лекарственное обеспечение истца.
Истец просит суд: признать бездействие Министерства здравоохранения Московской области, выраженное в ненадлежащем обеспечении Косолапова Е.П. лекарственными препаратами, незаконным; обязать Министерство здравоохранения Московской области и Комитет по здравоохранению Администрации г.Королёва Московской области организовать обеспечение Косолапова Е.П. лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями; взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Косолапова Е.П. стоимость приобретенных лекарственных препаратов в общей сумме <данные изъяты> коп..
В судебном заседании представитель истца Лукьянова М.Ю. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Истец Косолапов Е.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим законом образом.
Представитель ответчика Комитета по здравоохранению г. Королёва Московской области Чёлушкина Т.А. против удовлетворения исковых требований возражала, просила суд в иске отказать, т.к. Комитетом по здравоохранению г. Королёва Московской области требования действующего законодательства в части организации работы по обеспечению Косолапова Е.П. лекарственными средствами выполнены в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён в установленном законом порядке, об отложении дела слушанием не ходатайствовал, доказательства уважительности причин своей неявки суду не представил.
Представитель истца Лукьянова М.Ю. и представитель ответчика Чёлушкина Т.А. не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Косолапов Е.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес>, наблюдается в ФГБУЗ МСЧ № ФМБА России, является инвалидом № группы, относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи в части обеспечения лекарственными средствами.
В соответствии с медицинской документацией Косолапову Е.П. поставлен диагноз <данные изъяты>.
Согласно рекомендациям Федерального медицинского биофизического центра им. ФИО4 ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ года, Косолапов Е.П. после хирургической операции <данные изъяты>, нуждался в применении лекарственного препарата <данные изъяты> по схеме: 4 таб. по 2 раза в сутки с 1-го по 14-й день, интервал между курсами 7-10 дней, 6 курсов.
В течение всего 2013 года Косолапов Е.П. получал <данные изъяты> в стационаре Федерального медицинского биофизического центра им. ФИО4 ФМБА России и в применении льготных лекарственных препаратов амбулаторно не нуждался.
В 2014 году, в соответствии с рекомендациями Федерального медицинского биофизического центра им. ФИО4 ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ года, Косолапов Е.П. нуждается в применении лекарственного препарата <данные изъяты> в 2 приема с 1-го по 14-й день, перерыв 7 дней, 4-6 курсов (4 таб. 2 раза в день).
Из материалов дела следует, что лечащим врачом Косолапова Е.П. в 2012 году были выписаны рецепты на получение Косолаповым Е.П. бесплатно лекарственного препарата <данные изъяты>, а именно, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
В 2014 года лечащим врачом Косолапова Е.П. были выписаны рецепты на получение бесплатно лекарственного препарата <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.
Судом установлено, что Комитетом здравоохранения Администрации г. Королёва Московской области заявки на закупку данного лекарственного препарата согласно предъявленным рецептам были своевременно направлены в Министерство здравоохранения Московской области.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2012 году Косолапов Е.П. был обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 1 уп. ДД.ММ.ГГГГ года, в истекшем периоде 2014 года Косолапов Е.П. обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 1 уп. ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно представленному счету на пациента, в 2012 году Косолапов Е.П. был не в полном объеме обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> в июле и в августе 2012 года, в 2014 году в мае 2014 года.
В связи с тем, что несвоевременное применение препарата может значительно ухудшить состояние пациента и привести к росту <данные изъяты>, необходимый Косолапову Е.П. лекарственный препарат по рецептам лечащего врача приобретался пациентом Косолаповым Е.П. за счёт собственных средств.
Сумма, затраченная Косолаповым Е.П. на приобретение лекарственных средств в июле и сентябре 2012 года, а также в мае 2014 года, составила <данные изъяты> коп..
Согласно ст. ст. 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 10 указанного Закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечивается, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, среди прочих категорий граждан, инвалиды.
В состав предоставляемого набора социальных услуг, в соответствии со ст. 6.2 указанного Федерального закона, включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Лекарственный препарат <данные изъяты> включен в перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 года № 665.
Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2013 года № 876/43 утверждена Московская областная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015-2016 годы.
Согласно п. 12 указанной программы при оказании в рамках Программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 20 Московская областная программа обязательного медицинского страхования является составной частью Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и определяет перечень видов, объемов медицинской помощи и условий ее оказания застрахованным за счет средств обязательного медицинского страхования. В рамках Московской областной программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением скорой специализированной медицинской помощи), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), осуществляется обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях возникновения новообразований.
Аналогичная программа действовала и в 2012 году.
Лекарственный препарат <данные изъяты> включен в перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, отпускаемых при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно или с 50-ти процентной скидкой со свободных цен, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 04.02.2013 № 106.
Министерство здравоохранения Московской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти в сфере здравоохранения и обладает полномочиями по организации медицинской помощи определенных категорий граждан, создает условия для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан, организует обеспечение лекарственными средствами лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Закупка данных лекарственных препаратов производится Министерством здравоохранения Московской области в рамках объемов финансирования за счет средств бюджета Московской области, согласно Федеральному Закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07. 2005 года № 94-ФЗ, в установленные законодательством сроки. По факту заключения государственного контракта лекарственные препараты поступают в аптечную сеть согласно графику поставок утвержденного Минздравом области.
Заявки формируются лечебным учреждением, комитетом по здравоохранению в Единой региональной информационной системе (ЕРИС) и предоставляются в Министерство здравоохранения Московской области в строго установленные сроки.
Судом установлено, что заявки на рассмотрение в Министерство здравоохранения Московской области для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, к которым относится Косолапов Е.П. формировались и предоставлялись Комитетом здравоохранения Администрации г. Королёва Московской области в Министерство здравоохранения Московской области своевременно.
Из материалов дела следует, что Министерством здравоохранения Московской области обеспечение Косолапова Е.П. в 2012 году и в 2014 году лекарственным препаратом <данные изъяты> было осуществлено, но ненадлежащим образом.
Поскольку, обеспечение Косолапова Е.П. жизненно необходимыми ему лекарственными препаратами произошло по вине Министерства здравоохранения Московской области, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора г.Королёва Московской области в части признания бездействия Министерства здравоохранения Московской области, выраженного в ненадлежащем обеспечении Косолапова Е.П. лекарственными препаратами, незаконным, подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что жизненно необходимые лекарственные препараты в соответствии с рецептами лечащего врача были приобретены Косолаповым Е.П. за счёт собственных средств, а, следовательно, необходимость в их бесплатном предоставлении отпала.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора г.Королёва Московской области в части обязания Министерства здравоохранении Московской области и Комитета по здравоохранению Администрации г. Королёва Московской области организовать обеспечение Косолапова Е.П. лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, подлежат отклонению.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
Поскольку, в результате незаконного бездействия Министерства здравоохранения Московской области Косолапов Е.П. был вынужден самостоятельно понести расходы на приобретение жизненно необходимых ему лекарственных препаратов в общей сумме в размере - <данные изъяты> коп., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Прокурора г.Королёва Московской области в части взыскания с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Косолапова Е.П. убытков в указанном размере.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора г.Королёва Московской области подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Королёва Московской области удовлетворить частично.
Признать бездействие Министерства здравоохранения Московской области, выраженное в ненадлежащем обеспечении Косолапова Евгения Павловича лекарственными препаратами, незаконным.
Взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Косолапова Евгения Павловича стоимость приобретённых лекарственных препаратов в размере <данные изъяты> коп...
В удовлетворении исковых требований об обязании Министерства здравоохранения Московской области и Комитета по здравоохранению Администрации г. Королёва Московской области организовать обеспечение Косолапова Евгения Павловича лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями, Прокурору г. Королёва Московской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В.Васильева
Мотивированное решение составлено 03 октября 2014 года.
Судья: Е.В.Васильева