Дело № 2а-2625/2021
УИД 48RS0018-01-2021-000105-38
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Галаган О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области к Рощевкиной Ирине Владимировне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, начисленных сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области обратилась в Усманский районный суд Липецкой области с иском к Рощевкиной И.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 5 200 руб., начисленных сумм пени в размере 70,98 руб.
Определением от 04.03.2021 г. административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Ленинский районный суд г. Воронежа.
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
ПАО СК Росгосстрах в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Липецкой области представлена справка о доходах физического лица за 2018 год от 23.09.2019 г. № 1186 (форма-2-НДФЛ), согласно которой Рощевкиной И.В. получен доход в размере 40 000 руб., сумма налога, неудержанная налоговым агентом составила 5 200 руб.
В представленной ПАО СК Росгосстрах справке указан код дохода 2301, что согласно Приказу ФНС России от 10.09.2015 г. № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» поименован как суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В п. 3 ст. 217 НК РФ в качестве доходов, освобожденных от обложения налогом на доходы физических лиц, не поименованы неустойки, а также штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей, а следовательно такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном законом порядке.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер и их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст.ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Липецкой области в рамках исполнения обязанности по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах 06.02.2020 г. Рощевкиной И.В. было направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц в сумме 5 200 руб.
Требование налогового органа исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
О судебном заседании 16.07.2021 г. стороны извещались судом надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили. При подаче иска административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области № 2а-1326/2020, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Рощевкиной И.В. взыскана неустойка за нарушение срока выплаты страхового возмещения в сумме 40 000 руб.
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № 1186 от 23.09.2019 г., предоставленной налоговым агентом ПАО СК Росгосстрах в Липецкой области, в указаный период Рощевкина И.В. являлась получателем налогооблагаемого дохода по ставке 13% в сумме 40 000 руб., код дохода 2301. Сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 5 200 руб.
Пунктом 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и для физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц».
Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц установленные законодательством Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Доходы в виде суммы штрафа, выплачиваемого за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также в виде неустойки в случае просрочки выплаты страхового возмещения в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации не поименованы.
Приведенные выплаты отсутствуют в перечне освобождаемых от налогообложения доходов.
Таким образом, сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, уплачиваемая организацией в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», сумма неустойки, возмещенных судебных расходов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, который в определении от 30.09.2014 по делу № 309-ЭС14-47 указал, что неустойка выплачивается в целях выравнивания разницы в доходах лица в связи с несвоевременным поступлением денежных средств (просрочкой исполнения денежного обязательства). Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, установлен ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим, доход в виде неустойки в данном перечне не указан.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г.).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ).
Налоговым органом был произведен расчет подлежащей к уплате в доход бюджета суммы налога на доходы физических лиц в сумме 5 200 руб. и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 61635114 от 22.08.2019 г.
Факт направления налогового уведомления в адрес административного ответчика подтверждается представленным в материалы дела списком заказной почтовой корреспонденции.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Налоговым органом произведен расчет суммы пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 и с 16.12.2019 по 05.02.2020 в сумме 70,98 руб.
В связи с неисполнением Рощевкиной И.В. своих обязательств, как налогоплательщика, по уплате исчисленной суммы налога в указанный в уведомлении срок, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 5688 по состоянию на 06 февраля 2020 года об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 5200 руб., начисленной суммы пени в размере 70,98 руб. со сроком исполнения до 26 марта 2020 года.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Проверив представленный налоговым органом расчет недоимки по налогу, пени, суд находит его арифметически верным, произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативно обоснованным.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, не оспорила обязанность по внесению налоговых платежей. При этом, сторона ответчика расчет исчисленной суммы налога, пени также не оспорила, контррасчёт суду не представила, а равно как и доказательств оплаты задолженности за указанный период и отсутствия оснований для начисления обязательных платежей и пени.
С учетом изложенного суд полагает заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что 09.07.2020 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налогового требования, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области о вынесении в отношении Рощевкиной И.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога, пени.
09.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ № 2а-1326/2020 г., которым данная задолженность была взыскана.
17.07.2020 г. в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.
18.01.2021 г. (17.01.2021 г. выходной нерабочий день) настоящее административное исковое заявление поступило в суд.
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Рощевкиной Ирины Владимировны (ИНН № ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 5 200 руб., пени на недоимку по налогу за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 и с 16.12.2019 по 05.02.2020 в размере 70 руб. 98 коп., а всего 5 270 руб. 98 коп.
Взыскать с Рощевкиной Ирины Владимировны (ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 19 июля 2021 года.
Дело № 2а-2625/2021
УИД 48RS0018-01-2021-000105-38
3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
при секретаре Галаган О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области к Рощевкиной Ирине Владимировне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, начисленных сумм пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области обратилась в Усманский районный суд Липецкой области с иском к Рощевкиной И.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 5 200 руб., начисленных сумм пени в размере 70,98 руб.
Определением от 04.03.2021 г. административное дело передано на рассмотрение по подсудности в Ленинский районный суд г. Воронежа.
Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
ПАО СК Росгосстрах в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Липецкой области представлена справка о доходах физического лица за 2018 год от 23.09.2019 г. № 1186 (форма-2-НДФЛ), согласно которой Рощевкиной И.В. получен доход в размере 40 000 руб., сумма налога, неудержанная налоговым агентом составила 5 200 руб.
В представленной ПАО СК Росгосстрах справке указан код дохода 2301, что согласно Приказу ФНС России от 10.09.2015 г. № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» поименован как суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В п. 3 ст. 217 НК РФ в качестве доходов, освобожденных от обложения налогом на доходы физических лиц, не поименованы неустойки, а также штрафы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей, а следовательно такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном законом порядке.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер и их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст.ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Липецкой области в рамках исполнения обязанности по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах 06.02.2020 г. Рощевкиной И.В. было направлено требование об уплате налога на доходы физических лиц в сумме 5 200 руб.
Требование налогового органа исполнено не было, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
О судебном заседании 16.07.2021 г. стороны извещались судом надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, об отложении рассмотрения дела не просили. При подаче иска административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
С учетом положений ст.ст. 150, 152, ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области № 2а-1326/2020, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Воронежа с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу Рощевкиной И.В. взыскана неустойка за нарушение срока выплаты страхового возмещения в сумме 40 000 руб.
Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год № 1186 от 23.09.2019 г., предоставленной налоговым агентом ПАО СК Росгосстрах в Липецкой области, в указаный период Рощевкина И.В. являлась получателем налогооблагаемого дохода по ставке 13% в сумме 40 000 руб., код дохода 2301. Сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составила 5 200 руб.
Пунктом 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и для физических лиц определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц».
Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц установленные законодательством Российской Федерации компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Доходы в виде суммы штрафа, выплачиваемого за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также в виде неустойки в случае просрочки выплаты страхового возмещения в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации не поименованы.
Приведенные выплаты отсутствуют в перечне освобождаемых от налогообложения доходов.
Таким образом, сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, уплачиваемая организацией в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», сумма неустойки, возмещенных судебных расходов подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, который в определении от 30.09.2014 по делу № 309-ЭС14-47 указал, что неустойка выплачивается в целях выравнивания разницы в доходах лица в связи с несвоевременным поступлением денежных средств (просрочкой исполнения денежного обязательства). Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, установлен ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим, доход в виде неустойки в данном перечне не указан.
Предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица («Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015 г.).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать налоговые уведомления и требования об уплате налогов, при этом налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ).
Налоговым органом был произведен расчет подлежащей к уплате в доход бюджета суммы налога на доходы физических лиц в сумме 5 200 руб. и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 61635114 от 22.08.2019 г.
Факт направления налогового уведомления в адрес административного ответчика подтверждается представленным в материалы дела списком заказной почтовой корреспонденции.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).
Налоговым органом произведен расчет суммы пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 и с 16.12.2019 по 05.02.2020 в сумме 70,98 руб.
В связи с неисполнением Рощевкиной И.В. своих обязательств, как налогоплательщика, по уплате исчисленной суммы налога в указанный в уведомлении срок, в адрес налогоплательщика было направлено налоговое требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 5688 по состоянию на 06 февраля 2020 года об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 5200 руб., начисленной суммы пени в размере 70,98 руб. со сроком исполнения до 26 марта 2020 года.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Проверив представленный налоговым органом расчет недоимки по налогу, пени, суд находит его арифметически верным, произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства, нормативно обоснованным.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, не оспорила обязанность по внесению налоговых платежей. При этом, сторона ответчика расчет исчисленной суммы налога, пени также не оспорила, контррасчёт суду не представила, а равно как и доказательств оплаты задолженности за указанный период и отсутствия оснований для начисления обязательных платежей и пени.
С учетом изложенного суд полагает заявленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что 09.07.2020 г., то есть в установленный законом шестимесячный срок с момента истечения срока исполнения налогового требования, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области о вынесении в отношении Рощевкиной И.В. судебного приказа о взыскании недоимки по уплате налога, пени.
09.07.2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Усманского судебного района Липецкой области был вынесен судебный приказ № 2а-1326/2020 г., которым данная задолженность была взыскана.
17.07.2020 г. в соответствии с п. 1 ст. 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен.
18.01.2021 г. (17.01.2021 г. выходной нерабочий день) настоящее административное исковое заявление поступило в суд.
По смыслу действующих положений законодательства обращаться с иском о взыскании налоговой задолженности возможно в пределах срока исковой давности.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 года N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что срок на предъявление настоящих требований в судебном порядке налоговым органом не пропущен.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Рощевкиной Ирины Владимировны (ИНН № ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Липецкой области недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 5 200 руб., пени на недоимку по налогу за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 и с 16.12.2019 по 05.02.2020 в размере 70 руб. 98 коп., а всего 5 270 руб. 98 коп.
Взыскать с Рощевкиной Ирины Владимировны (ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Яковлев
Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 19 июля 2021 года.