Дело __
__
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2021 г. г. Новосибирск
Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Зуева А.А.,
при секретаре Андрейченко О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западно-Сибирского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов Ковалева А. С. к Сибирскому таможенному управлению о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском.
В обосновании завяленных исковых требований истец ссылается на то, что Западно-Сибирской транспортной прокуратурой в деятельности Сибирского таможенного управления установлены нарушения Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», повлекшие занижение размера окончательного расчета при увольнении Ковалева А.С. со службы в таможенных органах. В целях устранения нарушений закона xx.xx.xxxx начальнику Сибирского таможенного управления внесено представление, которое фактически оставлено без удовлетворения.
Установлено, что в период с xx.xx.xxxx г. Ковалев А.С. проходил службу в Сибирском таможенном управлении в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела инспектирования деятельности таможенных органов. В соответствии с приказом Сибирского таможенного управления от 26.08.2020 __ с 31.08.2020 истец уволен со службы в таможенных органах на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Закона, то есть в связи с сокращением должности гражданской службы.
В августе 2020 года Сибирским таможенным управлением Ковалеву А.С. выплачены компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 163 808 рублей, а также за неиспользованные дни отпуска -4 037,97 рублей. При расчете денежного содержания для исчисления названных компенсаций таможенным органом не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные материальному истцу в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
На основании приказов Сибирского таможенного управления от 25.09.2019 __ от 18.12.2019 __ от 21.04.2020 __ 19.06.2020 __ 11.09.2020 __ от 18.12.2020 __ в период с 31.08.2019 по 31.12.2020 Ковалеву А.С. выплачены средства материального стимулирования в общей сумме 118 387 рублей, которые не были учтены таможенным органом при расчете соответствующих компенсаций.
С учетом положений пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 __ перед Ковалевым А.С. образовалась задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 47 354,8 рублей.
Наряду с этим, при увольнении Ковалева А.С. должностными лицами Сибирского таможенного управления неверно рассчитан размер компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный без учета сумм материального стимулирования.
Недополученная материальным истцом сумма данной компенсации, подлежащая исчислению в соответствии с пунктом 6 Правил, составила 1 212,15 рублей.
Согласно информационным сообщениям Центрального банка Российской Федерации в период с 27.07.2020 по 21.03.2021 - 4,25%, с 22.03.2021 по 25.04.2021 - 4,5%, с 26.04.2021 по 11.06.2021 - 5,0%. По состоянию на 11.06.2021 период задержки выплаты материальному истцу компенсации при увольнении составляет 284 дня.
Таким образом, за нарушение срока выплаты Ковалеву А.С. причитающихся денежных средств в пользу последнего подлежит взысканию компенсация в размере 4050,48 рублей.
Основания для направления прокурором в суд настоящего заявления имеются, поскольку исковые требования связаны с защитой прав Ковалева А.С. в сфере прохождения государственной гражданской службы.
В соответствии со статьей 28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по адресу организации.
На основании изложенного, прокурор просит суд взыскать с Сибирского таможенного управления в пользу Ковалева А. С. задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 34 317,2 рублей, задолженность по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 1 212,15 рублей, денежные средства за нарушение срока выплаты данных компенсаций в размере 4 050,48 рублей.
Представитель истца Западно-Сибирского транспортного прокурора – помощник прокурора Васильева Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Сибирского таможенного управления в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях, а именно: фонд оплаты труда государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов устанавливается постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2011 № 39 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», от 18.02.2013 __ «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 11.12.2015 __ «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 30 12.2017 __ «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», от 31.12.2020 № 2470 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Кроме того, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 __ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации начиная с 2014 года ежегодно принимались постановления, в том числе от 19 03.2019 __ «О материальном стимулировании в 2019 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов», от 17.02.2020 __ «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов» (далее - постановления Правительства РФ о материальном стимулировании), которыми предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам на дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих сверх фонда оплаты труда, установленного постановлениями Правительства РФ о фонде оплаты труда.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 этой статьи, а также за счёт средств на выплату районных коэффициентов (коэффициентов), на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации, и иных выплат, предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичный порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 __ «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Следовательно, любые средства, выделяемые на оплату труда гражданских служащих, направляются в фонд оплаты труда, в пределах которого гражданским служащим устанавливаются и осуществляются соответствующие выплаты.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. При этом частью 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ определён исчерпывающий перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
Кроме того, на основании части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом отнесение других выплат, возможность произведения которых предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона № 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено. Указанные выплаты являются оплатой труда гражданского служащего, выплачиваются за счёт фонда оплаты труда, но, учитывая положения частей 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.
Так, пунктом 3 части 1 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрены иные виды поощрения и награждения государственного органа за безупречную и эффективную гражданскую службу, которые не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ решение и выплата гражданскому служащему указанных поощрений, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
В рамках указанных полномочий издан приказ ФТС России 30.10.2006 __ «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2006 __), подпунктом «е» пункта 9 которого предусмотрена выплата единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций).
Исчисление денежного содержания гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - увольнение) производится в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 __ (далее — Правила).
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ и пунктами 2 и 6 Правил на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске за ним сохраняется денежное содержание, которое состоит из установленных ему на день ухода в отпуск оклада денежного содержания (месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы) и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение). Кроме того, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь (подпункты «д» - «е» пункта 2 Правил) в размере 1/12 каждой из фактически начисленных ему выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно письму Минтруда России от 31.10.2014 __ расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется аналогично исчислению денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с пунктами 2 и 8 Правил в случае увольнения гражданского служащего месячное денежное содержание, используемое для расчёта компенсации, исчисляется исходя из размера установленных ему на дату расторжения с ним служебного контракта оклада денежного содержания (месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы) и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячное денежное поощрение). Кроме того, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (подпункты «д» - «ж» пункта 2 Правил) в размере 1/12 каждой из фактически начисленных ему выплат в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Включение каких-либо иных выплат в денежное содержание гражданского служащего на период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также в месячное денежное содержание гражданского служащего, используемое для расчёта компенсации при его увольнении, Правилами не предусмотрено.
Согласно письму Минфина России от 15.01.2021 __ выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания гражданских служащих.
Решения Правительства Российской Федерации об осуществлении материального стимулирования являются разовыми и нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В этой связи руководитель федерального государственного органа вправе отдельно утвердить критерии (количественные и качественные) оценки результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, достижение которых будет являться основанием для выплаты сумм материального стимулирования.
Таким образом, федеральными государственными органами самостоятельно определяются условия осуществления дополнительного материального стимулирования и производится распределение доведённого объёма бюджетных ассигнований на указанные цели.
Необходимо отметить, что средства материального стимулирования, выделяемые в соответствии с постановлениями Правительства РФ о материальном стимулировании, носят целевой характер, и должны направляться исключительно на материальное стимулирование гражданского служащего. В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплата компенсации за неиспользованный гражданским служащим отпуск и компенсации при его увольнении за счёт средств материального стимулирования является бюджетным нарушением в виде нецелевого использования бюджетных средств.
Учитывая изложенное, Федеральной таможенной службой принято решение осуществлять материальное стимулирование гражданских служащих в виде единовременного поощрения в соответствии с подпунктом «е» пункта 9 приказа ФТС России 30.10.2006 __ которое не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и в соответствии с Правилами не учитывается при исчислении компенсации за неиспользованный гражданским служащим отпуск и компенсации при его увольнении.
Порядок выплаты материального стимулирования государственных гражданских служащих, применяемый в таможенных органах Российской Федерации принят ФТС России в рамках полномочий, соответствует законодательству Российской Федерации и ведомственным нормативным правовым актам./л.д. 109/
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Судом установлен, что 18.03.2016 г. с Ковалёвым А.С. был заключен служебный контракт в должности главного государственного таможенного инспектора отдела инспектирования деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.
26.08.2020 г. Сибирским таможенным упрвлением был издан приказ __ об увольнении Ковалёва А.С. с 31.08.2020 г. с государственной гражданской службы в таможенных органах РФ Ковалева А.С.
при увольнении Ковалеву А.С. были выплачены компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 35 529,35 рублей, а также денежные средства за нарушения срока выплат данных компенсаций в размере 4 050,48 руб., при этом не были учтены суммы материального стимулирования, начисленные Ковалеву А.С. в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, что ответчиком не оспаривается./л.д. 21, 37-49/
Ковалев А.С. обратился с заявлением в Западно-Сибирскому транспортному прокурору с заявлением об обращении прокурора в суд в целях защиты его интересов и взыскании с Сибирского таможенного управления задолженности по выплате компенсаций при увольнении./л.д. 8/
22.03.2021 г. заместителем прокурора начальнику Сибирского таможенного управления было выдано предписание, согласно которому ответчиком при расчете в 2020 г. денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении гражданских служащих не учитывались выплаты материального стимулирования и ежемесячная надбавка к должностному окладу за проведение правовой экспертизы правовых актов и их проектов, что повлекло занижение сумм окончательного расчета со служащими, в том числе с Ковалевым А.С. /л.д. 9-11/
В ответ на представление, начальник Сибирского таможенного управления направил в адрес прокуратуры ответ, из которого следует, что выплата средств материального стимулирования должностным лицам таможенных органов осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации об осуществлении материального стимулирования за достижение таможенными органами установленных показателей эффективности деятельности. Акты Правительства Российской Федерации об осуществлении указанного материального стимулирования являются разовыми, принимаются с различной периодичностью и в разных объемах, соответственно и правовая природа этих выплат носит разовый (единовременный) характер. Указанные средства не входят в состав годового фонда денежного содержания государственных гражданских служащих.
Согласно ежегодным письмам ФТС России о материальном стимулировании гражданских служащих на соответствующий год, выплата средств материального стимулирования в таможенных органах осуществляется в рамках единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) в соответствии с приказом ФТС России от 30.10.2006 __ «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2006 __).
На основании приказа ФТС России от 26.12.2007 __ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2001 __ «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», начальника таможенных органов Российской Федерации предоставлено право устанавливать ежемесячную надбавку в размере до 50 процентов должностного оклада, должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности в правовых и иных подразделениях таможенных органов Российской Федерации или отдельные должности, в основные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя.
Средства материального стимулирования, в виде единовременных поощрений (а также ежемесячные надбавки за проведение правовой экспертизы, за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны), не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, определённого частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», и не поименованы в перечне выплат, учитываемых согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 __ при исчислении денежного содержания гражданского служащего на периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в определенных случаях, поэтому они не могут учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов.
Указанная позиция по вопросу расчета денежного содержания государственных гражданских служащих при увольнении с гражданской службы в таможенных органах и порядок его исчисления доведена до таможенных органов письмом Главного финансово-экономического управления ФТС России от 27.03.2020 __ «О расчете денежного содержания гражданских служащих при увольнении».
Информация о правовой неопределенности по данному вопросу неоднократно доводилась Сибирским таможенным управлением до Федеральной таможенной службы. Из дополнительных разъяснений Минфина России (письмо от 15.01.2021 __), инициированных Федеральной таможенной службой, также не следует однозначный вывод о правовой природе материального стимулирования. Кроме того, данным письмом до таможенных органов в очередной раз доведена позиция ведомства, согласно которой решения Правительства Российской Федерации об осуществлении материального стимулирования являются разовыми, и федеральными государственными органами самостоятельно определяются условия осуществления дополнительного материального стимулирования и производится распределение доведенного объема бюджетных ассигнований на указанные цели. Письмом Главного финансово-экономического управления ФТС России от 20.01.2021 __ «О направлении информации» указано на необходимость соблюдения ранее утвержденного порядка расчёта денежного содержания, доведенного ранее письмом ФТС России от 27.03.2020 __ «О расчете денежного содержания гражданских служащих при увольнении»./л.д. 12-16/
Предписание в полном объеме исполнено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности /ч. 3/.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. __ (далее – Правила __).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил __ при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил __ в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил __ месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. __ о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. __ для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. __ дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. __
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. __ от 11 сентября 2019 г. __ от 3 декабря 2019 г. __ от 3 апреля 2020 г. __ от 9 июня 2020 г. __ утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1 - 4 кварталах 2019 года, в 1, 2 квартале 2020 года.
Данными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. __
Истцом суду представлен расчет взыскиваемых требований, согласно которому
В период с 31.08.2019 по 31.12.2020 Ковалеву А.С. выплачены средства материального стимулирования в размере 118 387 рублей.
Недоплаченная сумма компенсации при увольнении составляет: 118 387 рублей/12* 1,2*4 мес.= 47 354,8 рублей.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил __ при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
При увольнении Ковалеву А.С. выплачена компенсация за неиспользованные 3 дня отпуска.
Недоплаченная сумма компенсации за неиспользованные дни отпуска составила: 118 387 рублей/12* 1,2/29,3*3 = 1 212,15 рублей.
Согласно информационным сообщениям Центрального банка Российской Федерации в период с 27.07.2020 по 21.03.2021 - 4,25%, с 22.03.2021 по 25.04.2021 - 4,5%, с 26.04.2021 по настоящее время - 5,0%.
По состоянию на 11.06.2021 период задержки выплаты причитающихся материальному истцу денежных средств составляет 284 дня (с 01.09.2020 г. по 21.03.2021г. - 202 дня, с 22.03.2021 г. по 25.04.2021 г. - 35 дней, с 26.04.2021 г. по 11.06.2021 г.-47 дней).
Общая сумма задолженности по выплате соответствующих компенсаций составила 48 566,95 руб. (47 354,8 + 1 212,15 = 48 566,95).
Таким образом, с учетом того, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), подлежащих включению в состав денежного содержания гражданского служащего, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований частично, а именно в части взыскания задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 34 317,20 руб., задолженность по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 1212,15 руб., поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта, являются обоснованными.
Истцом суду представлен расчет за нарушение срока выплаты Ковалеву А.С. причитающихся денежных средств в пользу последнего подлежит взысканию компенсация в размере 4 050,48 рублей, которая исчислена следующим образом:
-за период с 01.09.2020 по 21.03.2021 : 48 566,95 рублей * 1/150 * 4,25% * 202 дня = 2779,65 рублей;
-за период с 22.03.2021 по 25.04.2021 : 48 566,95 рублей * 1/150 * 4,5% * 35 дней = 509,95 рублей;
-за период с 26.04.2021 по 09.06.2021 : 48 566,95 рублей * 1/150 * 5,0% * 47 дней = 760,88 рублей.
Итого: 2 779,65 +509,95 +760,88 = 4 050,48 рублей.
Оценивая материалы дела, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу Ковалёва А.С. денежных средств за нарушение срока выплаты данных компенсаций в размере 4 050,48 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.
Таким образом, оснований для взыскания денежных средств за нарушение срока выплаты данных компенсаций в размере 4 050,48 рублей не имеется.
В удовлетворении остальной части иска, суд отказывает.
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно-Сибирского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Взыскать с Сибирского таможенного управленияв пользу Ковалева А. С. задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере 34 317,20 руб., задолженность по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 1212,15 руб., а всего взыскать 35 529,35 руб.
В удовлетворении остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2021 г.
Судья /подпись/ Зуев А.А.
__ в Заельцовском районном суде г. Новосибирска.