Дело № 2-1020/2011
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 декабря 2011 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.
при секретаре Бритько М.Н.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшина А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешовой Е.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» о прекращении деятельности пищеблока М..... участковой больницы МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> обратилось в суд с данным иском. Требования мотивированы тем, что при проведении должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> в апреле 2011 года проверки в отношении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» пищеблока М.... участковой больницы, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: 1) объёмно-планировочные и конструктивные решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции - продовольственное сырье в складское помещение попадает через первый этаж по коридору больницы, по второму этажу, мимо палат с пациентами; из складского помещения продукты через общий коридор, по которому ходят пациенты, через участок для мытья посуды мимо стеллажей, на которых хранится чистая кухонная и столовая посуда, к разделочным столам; через эту же дверь выносятся помои, мусор; готовая пища подается через окно в комнату для приёма пищи и через это же окно грязная посуда поступает обратно на пищеблок, что может привести к загрязнению готовой продукции и, как следствие, возникновению и распространению кишечных инфекционных и не инфекционных (отравления) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 5.1, 8.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
2) Набор помещений пищеблока не обеспечивает соблюдение санитарных правил - отсутствует овощной и мясорыбный цеха, отсутствует моечная для кухонной и столовой посуды (все процессы приготовления производят в одном помещении в горячем цехе на разных столах: производится подготовка овощей (это наиболее грязный процесс - мытьё овощей от грязи, чистка, нарезка в ведре в непосредственной близости с пищевыми продуктами, плитами, стеллажами с чистой посудой, с мойками для столовой и кухонной посуды; мытьё посуды осуществляется в непосредственной близости с приготовлением пищи, со столом для овощей), что ведёт к возможности вторичного загрязнения сырой мясорыбной и готовой продукции, к загрязнению столовой и кухонной посуды, а также к нарушению технологического процесса приготовления блюд и как следствие к возникновению и распространению массовых инфекционных (иерсинииз, псевдотуберкулёз) и неинфекционных заболеваний, что является нарушением п.1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 5.2 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
3) Мытьё кухонной и столовой посуды, столовых приборов и стаканов, мытьё рук, забор воды для обработки овощей, мясорыбной продукции осуществляется в одних и тех же раковинах (предусмотрена одна двухсекционная ванна, и бачок для замачивания) вместо необходимых двухсекционной для мытья кухонной посуды и отдельно не менее 2 моечных ванн для мытья столовой посуды, а также необходимы моечные ванны для мытья овощей, мясорыбной продукции, для мытья рук, в результате чего нарушаются режимы мытья как кухонной, так и столовой посуды, столовых приборов и стаканов, инвентаря, создается благоприятная среда для развития микроорганизмов, которые при последующем приготовлении могут попасть в пищу и стать причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди персонала, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 3.3, 6.14, 6.16 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 14.3, 14.17, 14.21, 14.22 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
4) Полы в производственном помещении, имеют щели, что не позволяет качественно провести текущую влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств, а также генеральную уборку и дезинфекцию, что создаёт благоприятные условия для появления и размножения насекомых и грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний, что может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, что является нарушением требований п.1 ст. 17 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 5.11, 5.12 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 4.4. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», п.п. 4.2, 4.3., 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
5) Своевременный ремонт в необходимых объёмах в помещении пищеблока не проводится: в полу, плинтусе, стенах, в местах ввода коммуникаций имеются щели, поверхность стен неровная), что не даёт возможность качественно провести уборку и дезинфекцию помещений, и, как следствие, может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 5.5 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 4.2, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
6) Для предотвращения неблагоприятного влияния повышенных выделений влаги, тепла на организм поваров, на рабочих местах у плит, моечных ванн отсутствует локальная вытяжная система вентиляции, что ухудшает условия труда рабочих, создаёт благоприятные условия для размножения микроорганизмов, что может привести к обсеменению готовой продукции и является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п. 4.5 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 Сан 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
7) Для обработки сырой птицы не выделен отдельный стол, что является нарушением требований п. 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
8) Мероприятия по проведению дератизации, дезинсекции в установленном порядке (ежемесячно) не проводятся (договор на проведение дератизации, дезинсекции на 2011 год не заключён (отсутствует), акты выполненных работ, соответственно отсутствуют, что может привести к появлению и распространению насекомых и грызунов, являющихся переносчиками особо опасных инфекций, грязи, пыли и др., что может стать причиной возникновения и распространения массовых инфекционных (иерсиниоз, псевдотуберкулёз и др.) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 2.3, 2.4 СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», п. 2.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п.п. 12.2, 12.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляю медицинскую деятельность», п. 8.6.1 СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза».
9) В месте мытья кухонной и столовой посуды не вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объёмов моющих и дезинфицирующих средств, что может привести к нарушению режимов мытья столовой и кухонной посуды, инвентаря и стать причиной возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 52-ФЗ, п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
10) Не ведётся контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов в овощехранилище и складском помещении, что может привести к тому, что не будут созданы благоприятные условия для хранения пищевых продуктов, в том числе овощей, что может привести к преждевременной порче пищевых продуктов, а также к появлению и размножению иерсиний и других микроорганизмов, в том числе плесеней и стать причиной возникновения инфекционных (туберкулёз, псевдотуберкулёз) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов) заболеваний, что является нарушением требований п.1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 8.2.2 СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза».
11) Для контроля за качеством поступающей продукции журнал бракеража поступающей продукции, продовольственного сырья не ведётся, в связи с чем, можно сделать вывод, что контроль за сроками годности, условиями хранения и товаросопроводительной документацией не ведётся, что может привести к использованию для приготовления блюд из испорченной, просроченной продукции и продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 14.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
12) В овощехранилище хранятся овощи (картофель, свекла) без товаросопроводительных документов, закуп данной продукции производился от населения (со слов персонала пищеблока), лабораторные исследования на качество данной продукции не проводились, что ведёт к использованию для приготовления пищевых продуктов сомнительного качества, может привести к возникновению инфекционных (туберкулёз, псевдотуберкулёз) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов, гельминтозы) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.5, 14.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.4.6. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
13) В складском помещении хранится мясо птицы - окорочка куриные, используемые для приготовления готовых блюд, при отсутствии на данную продукцию ветеринарного свидетельства формы № 2, что ведёт к использованию для приготовления блюд пищевых продуктов сомнительного качества, что может привести к возникновению инфекционных (сальмонеллёз и др.) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов, гельминтозы) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья», п. 14.5, 14.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.4.6. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов». 14) Поточность технологических процессов приготовления пищи не соблюдается, обработка сырых и готовых овощей, сырого и готового мяса, рыбы, дефростация осуществляется в производственном (горячем) цехе на разных столах, причём сырые овощи обрабатываются на одном столе с готовыми, сырые мясо и рыба на одном столе с готовыми, что может привести к загрязнению готовой продукции и привести к возникновению кишечных инфекционных и неинфекционных (отравления) заболеваний, является нарушением требований п.п. 6.3, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественно питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья» п. 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». За указанные административные правонарушения (п.п. 1-14) составлен административный протокол на юридическое лицо по статье 6.6 № 255 11.04.2011г. и протокол о временном запрете деятельности №9 11.04.2011г. Деятельность пищеблока была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. Материалы направлены на рассмотрение в Ужурский районный суд.
15) Не ведётся контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов в овощехранилище и складском помещении, что может привести к тому, что не будут созданы благоприятные условия хранения пищевых продуктов, в том числе овощей, что может привести к преждевременной порче пищевых продуктов, а также к появлению и размножению иерсиний и других микроорганизмов, в том числе плесеней, стать причиной возникновения инфекционных (туберкулулез, псевдотуберкулёз) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 8.2.2 СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза».
16) Для контроля за качеством поступающей продукции журнал бракеража поступающей продукции, продовольственного сырья не ведётся, в связи с чем, можно сделать вывод, что контроль за сроками годности, условиями хранения, и товаросопроводительной документацией не ведётся, что может привести к использованию для приготовления блюд испорченной, просроченной продукции и продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, что может привести к возникновению инфекционных и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов) заболеваний, что является нарушением требований п. ст. 17 Федеральный закон «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 14.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
17) В овощехранилище хранятся овощи (картофель, свекла) без товаросопроводительных документов, закуп данной продукции производился от населения (со слов персонала пищеблока), лабораторные исследования на качество данной продукции не проводились, что ведёт к использованию для приготовления пищевых продуктов сомнительного качества, может привести к возникновению инфекционных (туберкулёз, псевдотуберкулёз) и неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов, гельминтозы) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.5, 14.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.4.6. 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов». За указанные правонарушения (п.п.15-17) составлен протокол об административном правонарушении № 275 от 18.04.2011г. на заведующую хозяйством М.... участковой больницы (МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») К., наложен штраф в размере 2000 рублей. Продукция без товаросопроводительных документов снята с реализации.
18) В складском помещении хранится мясо птицы - окорочка куриные, используемые для приготовления готовых блюд, при отсутствии на данную продукцию ветеринарного свидетельства формы № 2 или ветеринарного сертификата, товаротранспортной накладной, что ведёт к использованию для приготовления блюд пищевых продуктов сомнительного качества, может привести к возникновению инфекционных (сальмонеллёз и др.), неинфекционных (отравления, кишечные расстройства, обострения язвенных заболеваний, гастритов, гельминтозы) заболеваний, что является нарушением требований п. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 7.8 СП 2.3.6.1079 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.5, 14.8 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 3.4.6. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
За указанное правонарушение (п. 18) составлен протокол об административном правонарушении № 276 от 18.04.2011 года на заведующую хозяйством М... участковой больницы (МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») К. по ст. 10.8 КоАП РФ. Протокол направлен рассмотрение в Краевое государственные бюджетное учреждение «<данные изъяты> отдел ветеринарии». Продукция снята с реализации.
Кроме того, производился отбор проб продовольственного сырья и пищевых продуктов. Согласно протокола лабораторных испытаний от <данные изъяты> и экспертного санитарно-эпидемиологического заключения <данные изъяты> образец «свекла свежая», урожай 2010 г. (закуплена у населения, товаросопроводительных документов не имеет, лабораторные исследования не проводились) по содержанию нитратов не соответствует требованиям п. 1.6.1 СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» с дополнениями и изменениями, что подтверждает использование для приготовления пищи некачественных продуктов, с высоким содержанием нитратов (содержание нитратов в свекле составило 3859+617,4 мг/кг, что в 2,8 раз превышает норму (1400мг/кг), может вызвать метгемоглобинемию, рак желудка, отрицательно влияет на нервную и сердечно-сосудистую системы, на развитие эмбрионов и др. заболевания (метгемоглобинемия - это кислородное голодание (гипоксия), вызван переходом гемоглобина крови в метгемоглобин, не способный переносить кислород. Метгемоглобин образуется при поступлении нитритов в кровь. При содержании метгемоглобина в крови около 15% появляется вялость, сонливость, при содержании более 50% наступает смерть, похожая на смерть от удушья. Заболевание характеризуется одышкой, тахикардией, цианозом в тяжелых случаях - потерей сознания, судорогами, смертью).
За указанное правонарушение на юридическое лицо составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ и наложен штраф в размере 20000 руб.
В целях устранения нарушений санитарного законодательства, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний, (отравлений) людей ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>, уполномоченным осуществлять государственный надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении внеплановой проверки в сентябре-октябре 2011 года по выполнению ранее выданного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ установлено: муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); не выполнено 9 пунктов предписания (из 10 выданных), а именно пункты 1-8, 10.
Следовательно, МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет свою деятельность по изготовлению кулинарной продукции с нарушением обязательных требований, установленных ФЗ № 52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и санитарными правилами СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и др., а продукция, изготавливаемая и реализуемая через предприятие общественного питания - пищеблок М.... участковой больницы, представляет реальную угрозу и опасность для жизни и здоровья пациентов и персонала. Уполномоченными органами неоднократно были выявлены нарушения санитарного законодательства на пищеблоке М.... участковой больницы МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в процессе осуществления деятельности по изготовлению и обороту продуктов питания населению. Меры административного воздействия в отношении МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» неэффективны, что подтверждают повторяющиеся факты привлечения административной ответственности.
Учитывая, что помещение пищеблока, в котором МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» осуществляет свою деятельность находится на втором этаже здания, свободные помещения отсутствуют, отсутствует возможность организовать соблюдение поточности в указанной организации торговли, необходимый набор помещений, соблюдение поточности технологического процесса, устранить данные нарушения не представляется возможным. Поскольку устранить нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным, необходимо прекратить деятельность пищеблока М.... участковой больницы МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» расположенного по адресу: <адрес>. Ссылаясь на ст. ст. 11, 17, 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 1065 ГК РФ истец просит прекратить деятельность пищеблока М.... участковой больницы МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> Юшин А.В. настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» Кулешова Е.И. не возражает против удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты>. Дополнительно пояснила, что денежные средства для переоборудования пищеблока М... участковой больницы отсутствуют.
Заслушав представителей истца и ответчика МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», исследовав материалы и обстоятельства дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.
В силу ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Судом установлено, что Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (далее МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ») создано с целью оздоровления населения <данные изъяты>, снижения его общей заболеваемости и смертности, а также снижения младенческой и материнской смертности, проведения профилактической работы и санитарного оповещения. Основными видами деятельности МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в соответствии с Уставом являются: медицинская деятельность; оказание платных услуг, согласно перечня, утвержденного Администрацией <данные изъяты>; приобретение, хранение, отпуск, использование и уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.
В апреле 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка соблюдения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пищеблоке М.... участковой больницы по адресу: <адрес>
В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно выданному по результатам проверки ответчику предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» предписано устранить выявленные нарушения в срок до 1 сентября 2011 года (л.д. 62-63). В исследуемом предписании указано на необходимость устранить в срок до 1 сентября 2011 года нарушения, выявленные в пищеблоке М... участковой больницы, а именно:
1) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п.п. 5.1, 8.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения объёмно-планировочных и конструктивных решений помещений предусматривающих последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции;
2) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 5.2 СП 2.3.6.1079:01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организация осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения пищеблока необходимым набором помещений;
3) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. п. 3.3, 6.14, 6.16 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 14.3, 14.17, 14.21, 14.22 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», установив для мытья кухонной посуды двухсекционной моечной ванны, для мытья столовой посуды, столовых приборов и стаканов - двухсекционной моечной ванны, для мытья рук - раковины;
4) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. п. 5.11, 5.12 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 4.4. СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», п.п. 4.2, 4.3., 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения производственного помещения полами без щелей;
5) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 5.5 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.п. 4.2, 11.14 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части проведения в помещении пищеблока своевременного ремонта в необходимых объёмах;
6) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. п. 4.5, 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения локальными вытяжными системами вентиляции помещения пищеблока над плитами, моечными ваннами;
7) нарушения требований п. 8.9 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части выделения для обработки сырой птицы отдельного стола;
8) нарушения требований п. 1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. п. 2.3, 2.4 СП 3.5.3.1 129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», п. 2.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п.п. 12.2, 12.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п. 8.6.1 СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза», в части проведения мероприятий по дератизации, дезинсекции в установленном порядке (ежемесячно);
9) нарушения требований п.1 ст. 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, п. 6.21 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 14.20 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части обеспечения участка для мытья посуды инструкцией о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объёмов моющих и дезинфицирующих средств;
10) нарушения требований п. п. 6.3, 8.1, 8.4 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п.14.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части соблюдения поточности технологических процессов приготовления пищи, исключения контакта сырой и готовой продукции (л.д. 62-63).
Ответственность за выполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ возложена на МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ».
Одновременно были проведены лабораторные исследования с объекта - М... участковой больницы. По заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № хранение пищевых продуктов (овощей) должно проводиться в специальном месте с соблюдением оптимальных температурных условий. В результате испытаний пищевых продуктов выявлено, что в свекле содержание нитратов составило 3859 мг/кг, что в 2,8 раза выше величины допустимых уровней, это может привести к развитию патогенной кишечной микрофлоры, тканевой гипоксии и не соответствует требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 (л.д. 45-46).
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В сентябре-октябре 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <данные изъяты> проведена проверка исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленного акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не устранены, из десяти пунктов предписания, устранено лишь одно нарушение санитарного законодательства (л.д. 76-78). Материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» направлены для рассмотрения мировому судье.
Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Неисполнение требований санитарного законодательства может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний, внутрибольничных болезней у пациентов больницы, персонала.
В нарушение требований вышеприведенных норм и правил выявленные нарушения санитарного законодательства МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» в полном объеме не устранены. Судом также установлено, что вышеперечисленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства также выявлялись в 2008 году. За данные нарушения МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» неоднократно привлекалось к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1).
В соответствии с ч. 2 ст. 1065 ГК РФ если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Учитывая, что допущенные МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» на пищеблоке М.... участковой больницы нарушения санитарного законодательства в силу конструктивных особенностей здания М.... участковой больницы невозможно устранить в полном объеме, что создаёт реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, угрозу жизни и здоровью лиц, работающих в больнице, а также населения, суд считает необходимым прекратить деятельность пищеблока М.... участковой больницы МБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ».
При таких обстоятельствах заявление Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> удовлетворить.
Прекратить деятельность пищеблока М..... участковой больницы Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в 10-дневный срок.
Председательствующий: Фатюшина Т.А.