Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1228/2022 ~ М-296/2022 от 21.01.2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 августа 2022 года                                                                    г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1228/2022 по административному исковому заявлению Гофмана Дмитрия Александровича к УФК по Самарской области, УМВД России по г. Самаре, ИВС УМВД по г. Самаре, МВД России о возмещении морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в изоляторах, с участием заинтересованных лиц начальника ИВС УМВД по г. Самаре, прокуратуры г. Самары,

УСТАНОВИЛ:

18.01.2022 г. (согласно штампу на почтовом конверте) Гофман Д.А. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он в период с 27.02.2020 г. по 09.03.2020 г. содержался в ИВС УМВД по г. Самаре, по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 42. Административный истец считает, что условия его содержания не соответствуют Федеральному закону от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», поскольку, передвижение по ИВС происходит только в сопровождении сотрудника в наручниках, не были обеспечены условия приватности, прогулки не осуществлялась, медицинская помощь отсутствовала, камеры ИВС не соответствуют метражу на человека, камеры переполнены, отсутствуют розетки в камерах и невозможно согреть воду для чая, сиденье для табуретов железное, что приносит дискомфорт и в связи с чем ему были причинены нравственные и физические страдания. Ссылаясь на нарушение своих прав административный истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УМВД России по г.Самаре, ИВС УМВД по г. Самаре, МВД России, в качестве заинтересованных лиц привлечены начальник ИВС УМВД России по г. Самаре Гайнединов И.Ю., прокуратура г. Самары.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании, посредством видеоконференцсвязи, административный истец Гофман Д.А. административный иск поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные иску. Также просил восстановить срок на подачу административного иска в суд, поскольку с ним проводились следственные действия, что повлияло на пропуск указанного срока.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по г. Самаре - Миронова О.С. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к возражениям.

В судебном заседании представитель административных ответчиков УМВД России по г. Самаре, МВД России – Пронина О.Н. возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к возражениям.

Помощник прокурора г. Самары Попова Е.Ю. в судебном заседании оставила вопрос об удовлетворении требований административного иска на усмотрение суда.

Допрошенный в качестве свидетеля Медведев Ю.В. в судебном заседании показал, что он занимал должность дежурного в ИВС УМВД России по г. Самаре на момент нахождения в указанном учреждении Гофмана Д.А. В настоящее время занимает должность и.о. заместителя начальника ИВС УМВД России по г. Самаре. Согласно журналу регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС УМВД России по г. Самаре (далее по тексту – журнал) (за период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.) Гофман Д.А. был доставлен в указанное учреждение в ночь 28.02.2020 г. и содержался в период с 28.02.2020 г. по 06.03.2020 г. в камере № 22, площадью 16 кв.м. 28.02.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с его этапированием в Советский районный суд г. Самары; 29.02.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с предоставлением ему прогулки (запись в журнале № 942); 02.03.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с его этапированием для проведения оперативно-следственных действий (запись в журнале № 952); 03.03.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с его этапированием для проведения оперативно-следственных действий (запись в журнале № 977); 05.03.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с его этапированием для проведения оперативно-следственных действий (запись в журнале № 1019); 06.03.2020 г. осущетвлен вывод Гофмана Д.А. из камеры № 22, в связи с его этапированием для проведения оперативно-следственных действий и в СИЗО-1 (запись в журнале № 1032). Подозреваемым, обвиняемым по их устному желанию предоставляют прогулку, что фиксируется в журнале регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС УМВД России по г. Самаре. Отказы от прогулок в указанном журнале не фиксируются.

Представители административных ответчиков УФК по Самарской области, ИВС УМВД по г. Самаре, заинтересованное лицо начальник ИВС УМВД России по г. Самаре Гайнединов И.Ю. в судебное заседание не явились, извещались о дате судебного заседания надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не представил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ предметом правового регулирования является рассмотрение и разрешение административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В силу п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица, обратившегося с заявлением о компенсации (часть 2 статьи 117 АПК РФ).

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. (далее по тексту Конвенция), ст. 7 Международный пакт о гражданских и политических правах никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания.

Согласно статье 3 Конвенции требований, содержащихся в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика (например, часть 2 статьи 26, статья 48 Конституции Российской Федерации, часть 5 статьи 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ, статья 11 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статья 16, пункты 3, 7 части 4 статьи 46, пункты 7, 8, 9 части 4 статьи 47, статьи 49, 50, 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части 5, 8 статьи 12 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации); право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации (часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 6 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 1 статьи 12 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В силу разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ). В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ). При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 КАС РФ).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу части 8 статьи 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов или учреждений, должностных лиц, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, суд в целях выполнения требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ принимает все необходимые меры, в том числе истребует доказательства, необходимые для определения круга обязанностей, возлагаемых на административного ответчика при удовлетворении административного иска, а также устанавливает разумный и достаточный срок для совершения определенных действий, устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (заинтересованного лица), учитывающий, с одной стороны, например, сроки проведения процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а с другой - необходимость в исключительных случаях оперативного устранения допущенных нарушений и (или) их последствий, в частности, при наличии угрозы жизни, здоровью лишенных свободы лиц.

В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в    местах принудительного    содержания» административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 КАС РФ).

Правила содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений регулируются Федеральным законом № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – ФЗ № 103), Минимальными стандартными правилами обращения с заключёнными, принятыми проведённым в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренными Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31.07.1957 и № 2076 (LXII) от 13.05.1977 (далее – Стандартами), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г. (далее - Правила).

Статьей 7 ФЗ № 103 установлен исчерпывающий перечень мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности, иные места в случаях предусмотренных указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 4 ФЗ № 103 содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Нормами статей 17, 23 ФЗ № 103 предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в изоляторах временного содержания, создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется отдельное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием, в камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа в день.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно справке начальника ИВС Управления МВД России по г. Самаре, Гофман Дмитрий Александрович, 12.10.1990 г.р., был доставлен в ИВС 28.02.2020 в 02 часа 40 минут, на основании протокола задержания в порядке ст. 91 УПК РФ, вынесенного старшим следователем СО по расследованию преступлений совершенных    на    территории    Советского района СУ Управления МВД России по г. Самаре    по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 161 УК РФ. В период с 28.02.2020 г. по 06.03.2020 г. Гофман Д.А. был водворен в камеру № 22. При поступлении Гофман Д.А. жалоб на состояние здоровья не предъявлял, о чем имеется запись и его личная подпись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Управления МВД России по г. Самаре.     06.03.2020 г. Гофман Д.А. в удовлетворительном состоянии был этапирован с личным делом конвоем ОБОиКПО Управления МВД России по г. Самаре в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области. В камерах ИВС имеются: индивидуальные спальные места, санузел с подводкой холодной воды, приватность соблюдена, 2-х ярусные кровати, умывальник, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, тумбочки, стол и скамейки. В ИВС созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры ИВС соответствуют требованиям Федерального закона N 103-ФЗ по нормам санитарной площади - 4 кв.м. на 1-ого человека.

На основании п. 48 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее по тексту - Правила) подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются горячей водой, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °C), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности. С целью обеспечения подозреваемых и обвиняемых кипяченой водой, на каждом этаже установлены емкости с кипяченой водой.

В соответствии с п. 135-136 Правил у подозреваемых и обвиняемых наличие электрических розеток в камерах не предусмотрено.

Согласно п. 45 Правил камеры ИВС оборудованы радиоточкой для вещания общегосударственной программы. Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ИВС осуществляется в соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ № 103. Данная статья предусматривает, что подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельное белье, спальные принадлежности, посуда, столовые приборы и туалетная бумага. Кроме того, по просьбе подозреваемых и обвиняемых, при отсутствии на лицевых счетах необходимых денежных средств, им выдаются необходимые индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста или зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры ИВС оборудованы санитарными узлами отгороженным от общего помещения санитарными перегородками, то есть с соблюдением необходимых требований приватности.

На основании п. 45 Правил камеры ИВС оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. Естественное освещение обеспечивается через окна, имеющиеся в каждой камере. В соответствии с Наставлением по служебной деятельности ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 г. № 140-дсп (далее по тексту - Приказ), на всех оконных проемах камер с наружной стороны установлены металлические решетки, при этом обеспечен доступ естественного освещения.

В соответствии с Приказом решение на охрану и конвоирование ИВС Управления МВД России по г. Самаре, конвоирование подозреваемых и обвиняемых в ИВС и на прилегающей к ним территории, в том числе вывод указанной категории лиц из камер в следственные кабинеты, комнаты для свиданий, медицинскому работнику, на прогулку, санитарной обработки и для передачи конвою осуществляется с применением средств ограничения подвижности в положении «руки спереди».

Согласно п. 45 Правил камеры оборудуются столом и скамейками по лимиту мест в камере.

В соответствии с п. 67 Правил медикаменты должны храниться в медицинском пункте ИВС или органа внутренних дел и выдаваться в установленных дозах и количествах под роспись подозреваемым и обвиняемым, таким образом медикаменты которые были у Гофмана Д.А. выдавались ежедневно фельдшером ИВС и хранились в медицинском кабинете. При ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица ИВС, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно дополнениям к возражению на исковое заявление о взыскании морального вреда представителя Управления МВД России по г. Самаре Миронова О.С. – Гофман Д.А. содержался вместе с двумя подозреваемыми по ч. 3 ст. 111 и ч. 1 ст. 157 УК РФ (согласно камерным карточкам).

Согласно письменным пояснениям и.о. заместителя начальника ИВС Управления МВД России по г. Самаре площадь камеры № 22 ИВС Управления МВД России по г. Самаре составляет 16 кв.м., что соответствует метражу по нормам санитарной площади 4 кв.м. на человека в соответствии с ФЗ № 103.

На основании сведений из журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Управления МВД России по г. Самаре Гофман Д.А. при поступлении, при осмотре жалоб не имел.

Согласно камерной карточке Гофмана Д.А. административный истец при убытии из ИВС Управления МВД России по г. Самаре претензий по условиям содержания не имел, медицинская помощь ему не оказывалась, дисциплинарных взысканий не имел, имеется подпись административного истца. Таким образом судом установлено, что жалоб на состояние здоровья от Гофмана Д.А.    не поступало, ухудшение состояния здоровья Гофмана Д.А. связанного с условиями содержания в ИВС, за весь период содержания не установлено.

В соответствии с п.11 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

В силу ст. 17.1 ФЗ № 103 подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

На основании пунктов 130-134 Правил, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Во время прогулки несовершеннолетним предоставляется возможность для физических упражнений и спортивных игр. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только медицинским работником. Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника ИВС, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается. Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения начальника ИВС или дежурного ИВС. Указанное должностное лицо принимает решение по существу просьбы. Прогулка может быть также досрочно отменена или сокращена в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями либо на период возникновения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств (побег, массовые беспорядки и иные), осложнения обстановки в режиме особых условий (стихийное бедствие, пожар, санитарный карантин и иное).

Во исполнение запроса суда прокуратурой г. Самары представлен материал проверки по обращению Гофмана Д.А. по факту нарушения порядка содержания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре (ВО-430-21-249).

Согласно указанному материалу 12.11.2021 г. в Самарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, рег. № ВО-430-21-249, поступила жалоба Гофмана Д.А. на имя главного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, на неправомерное содержание в исправительном учреждении осужденных и последственных в период с 27.02.2019 г. по 09.03.2019 г., а именно: передвижение по ИВС происходит в сопровождении сотрудника в наручниках, камеры ИВС не соответствуют метражу на человека, камеры переполнены, отсутствие розеток в камерах, сиденье для табуретов железное, медицинское обеспечение не соответствует действительности, отсутствие прогулок, не были обеспечены условия приватности, с требованием провести проверку и вынести постановление с разъяснением права на обжалование.

17.11.2021 г. жалоба Гофмана Д.А. в соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. №45 направлена прокурору г. Самары. Согласно рапорта помощника прокурора г. Самара на имя прокурора г. Самары доложено, что на рассмотрение поступило обращение Гофмана Д.А. о несогласии с условиями содержания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре, однако в данном обращении доводов о фактах нарушений сотрудниками ИВС Управления МВД России по г. Самаре требований уголовно-процессуального законодательства не содержится, в связи с чем просил рассмотреть вопрос о передаче для рассмотрения указанного обращения для рассмотрения в подразделение общего надзора.

10.12.2021 г. письмом №201-1347ж-2021/20360002/Он2132-21 заместителем прокурора города Самары в ФКУ ИК-29 УФСИН по Самарской обасти, для вручения Гофману Д.А. направлен ответ, которым сообщено, что прокуратурой города в рамках осуществления надзора за исполнением законов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений выявлены нарушения требований Федерального Закона      от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», допущенные сотрудниками УМВД России но г. Самаре при содержании лиц в ИВС УМВД России по г. Самаре, выразившееся    в нарушении требований гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в изоляторе временного содержания. Для устранения выявленных нарушений прокуратурой    города начальнику УМВД России по г. Самаре внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, но нарушения в полном объеме не устранены.    В связи с чем, прокуратурой города в Ленинский районный суд г. Самары направлено административное исковое заявление в порядке ст. 39 КАС РФ о признании незаконным бездействия органов внутренних дел и возложении обязанности по устранению выявленных нарушений, исковое заявление находится на рассмотрении. В случае неясности ответа Гофману Д.А. рекомендовано обратиться в прокуратуру г. Самара за устными разъяснениями.

Иных документов материал проверки по обращению Гофмана Д.А. по факту нарушения порядка содержания в ИВС Управления МВД России по г. Самаре (ВО-430-21-249) не содержит.

Согласно представлению заместителя прокурора города Самары от 30.07.2021 г. об устранении нарушений законодательства при содержании лиц в ИВС и специальном приемнике для отбытия административного ареста прокуратурой города во исолнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гаптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» №237 от 08.09.2011 г. совместно со специалистом территориального отдела Росздравнадзора по Самарской области, Управления Роспотребнадзора по Самарской области, ОНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка на предмет соблюдения федерального законодательства в изоляторе временного содержания и специальном приемнике УМВД России в г. Самаре. Согласно указанному представлению от 30.07.2021 г. следует, что в ходе выездной проверки прокуратуры г. Самары в ИВС по адресу: г. Саиара, ул. Пионерская, 25 установлено, что нарушены пп. «в» п. 4, 5 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").

24.11.2021 г. заместитель прокурора г. Самары обратился в Железнодорожный суд г. Самары с административным исковым заявлением к УМВД г. Самары о признании незаконным бездействия органов внутренних дел.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 27.05.2022 г. (не вступившим в законную силу) по делу № 2а-488/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Самары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению Министерства внутренних дел России по г.Самара о признании незаконным бездействия органов внутренних дел постановлено: «Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России по г.Самара, выразившиеся в не переоформлении лицензии от 05.07.2011 г.; в не приведении в соответствии с нормами о техническом регулировании и пожарной безопасности, не обеспечении огнестойкости объектов защиты, не доведении несущих металлических балок до требуемых пределов огнестойкости; в не принятии мер по устранению нарушений п. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» - не проведению работ по приведению эвакуационных выходов в соответствие с п.4.3.5 Свода правил 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного Приказом МЧС России от 12.03.2020 №151. Обязать Управление Министерства внутренних дел России по г.Самара в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения. В остальной части исковых требований отказать».

Прокуратурой г. Самары предоставлены материалы проверки ИВС У МВД г. Самары, согласно которым 19.04.2022 г. старшим государственным инспектором отдела контроля и надзора за обращением лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Росздравнадзора по Самарской области, помощником прокурора г. Самары проведена проверка по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере охраны здоровья граждан в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту и ИВС УВД по городу Самара, в том числе по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 42.

Таким образом, каких-либо нарушений указанных в административном иске, прокуратурой г. Самары не выявлено.

Согласно ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 КАС РФ    стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Согласно п. 94 Правил при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица ИВС, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 95 Правил предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации, ведущийся в канцелярии территориальных органов МВД России или ИВС, и докладываются лицу, ответственному за их разрешение. Если предложения, заявления и жалобы содержат вопросы, которые адресат решать неправомочен или некомпетентен, подозреваемым и обвиняемым даются соответствующие разъяснения. Если автор настаивает на их отправке адресату, они направляются по назначению.

Согласно п. 96 Правил предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные начальнику ИВС, после регистрации в журнале рассматриваются им в установленном порядке. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения.

В соответствии с п. 97 Правил предложения, заявления и жалобы, адресованные в прокуратуру, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за ИВС, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

Таким образом, при определении размера компенсации морального вреда, причиненного нарушением названных условий, суду надлежит принять во внимание степень вины причинителя вреда, то есть принятие соответствующим органом (учреждением) всех возможных и зависящих от него мер по соблюдению надлежащих условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.

Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.

На основании изложенного суд отклоняет следующие доводы административного истца: неправомерное передвижение по ИВС в сопровождении сотрудника в наручниках, не соблюдение условий приватности, отсутствие медицинской помощи, камеры ИВС переполнены, отсутствие розеток в камерах, сиденье для табуретов железное,    поскольку:

- камера №22 ИВС соответствуют требованиям Федерального закона N 103-ФЗ по нормам санитарной площади - 4 кв. м на 1- ого человека;

- в соответствии с п. 135-136 Правил у подозреваемых и обвиняемых наличие электрических розеток в камерах не предусмотрено;

- в соответствии с п. 48 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются горячей водой, при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °C), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности;

- в соответствии с Приказом конвоирование подозреваемых и обвиняемых в ИВС и на прилегающей к ним территории, в том числе вывод указанной категории лиц из камер в следственные кабинеты, комнаты для свиданий, медицинскому работнику, на прогулку, санитарной обработки и для передачи конвою осуществляется с применением средств ограничения подвижности в положении «руки спереди»;

-    согласно п. 45 Правил камеры оборудуются столом и скамейками по лимиту мест в камере,

- согласно сведениям из журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС Управления МВД России по г. Самаре    Гофман Д.А. при поступлении, при осмотре жалоб не имел и ухудшение состояния здоровья Гофмана Д.А.    связанного с условиями содержания в ИВС не установлено, а также установлено, что за весь период содержания административный истец не обращался за медицинской помощью.

Согласно распорядка дня подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС Управления МВД России по г. Самаре, утвержденных начальником ИВС Управления МВД России по г. Самаре от 01.01.2020 г. предусмотрено, что с 10.00 час. по 13.00 час., с 14.00 час. по 18.00 час., с 19.00 час. по 21.45 час. подозреваемые и обвиняемые выводятся из камерных помещений в том числе на прогулку.

В соответствии со сведениями из журнала регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС Управления МВД России по г. Самаре усматривается, что:

- 28.02.2020 г. Гофман Д.А. выводился из камеры для выезда в Советский районный суд г. Самары с 07.45 час по 20.30 час.;

- 29.02.2020 г. с 14.05 час. по 16.05 час. Гофман Д.А. выводился на прогулку во двор ИВС;

- 02.03.2020 г. – с 10.00 час. по 11.20 час. Гофман Д.А. выводился для допроса, проведения оперативно-следственных действий;

- 03.03.2020 г. с 20.42 час. по 20.55 час. Гофман Д.А. выводился для допроса, проведения оперативно-следственных действий;

- 05.03.2020 г. с 17.20 час. по 18.00 час. Гофман Д.А. выводился для допроса, проведения оперативно-следственных действий;

- 06.03.2020 г. с 16.40 час. по 17.05 час. выводился для допроса, проведения оперативно-следственных действий, в 21.10 час. убыл в СИЗО-1.

В судебном заседании и.о. заместителя начальника ИВС Управления МВД России по г. Самаре Медведев Ю.В. пояснил, что исполнял обязанности дежурного в период содержания Гофмана Д.А. в ИВС Управления МВД России по г. Самаре, по вопросу предоставления подозреваемым и обвиняемым ежедневных прогулок пояснил, что желание заявителя на прогулку фиксируется в журнале, отказы подозреваемых и обвиняемых от выхода на прогулку не фиксируются.

Вместе с тем, административным ответчиком ИВС Управления МВД России по г. Самаре не доказано, что им реализовано право административного истца пользоваться ежедневной прогулкой 28.02.2020 г., 01.03.2022 г., 02.03.2020 г., 03.03.2020 г., 04.03.2020 г., 05.03.2020 г., 06.03.2020 г. Таким образом, суд полагает, что права административного истца в указанной части нарушены.

Учитывая, что административный истец оспаривает нарушение своих прав в ИВС Управления МВД России по г. Самаре за период с 28.02.2020 г. по 06.03.2020 г., убыл из ИВС Управления МВД России по г. Самаре административный истец - 06.03.2020 г., последним днем подачи административного иска являлось 06.06.2020 г., в Октябрьский районный суд г. Самары административный истец обратился 18.01.2022 г., при этом административный истец имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока.

Административный истец Гофман Д.А., имея возможность осуществить защиту своих прав, предусмотренными законодательством способами защиты, на протяжении длительного периода времени (с марта 2020 г.) в суд с данным административным иском не обращался. Довод административного истца о том, что с ним проводились следственные действия, что повлияло на пропуск процессуального срока на подачу административного иска, не является уважительной причиной пропуска указанного срока, поскольку административный истец не был лишен права на самостоятельное обращение в предусмотренный законом срок с вышеуказанными требованиями административного иска.

Поскольку уважительных причин пропуска срока у административного истца не имеется, он имел возможность обратиться в суд в течение установленного срока в порядке, предусмотренном законодательством, а значит пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

На основании изложенного, при указанных обстоятельствах, учитывая, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд без уважительных причин и невозможно восстановить пропущенный срок на подачу административного иска, суд полагает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гофмана Дмитрия Александровича - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено 08 августа 2022 года.

Судья                                                                                                  Р.Н. Лазарев

2а-1228/2022 ~ М-296/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гофман Д.А.
Ответчики
ИВС УМВД по г. Самаре
МВД России
УМВД России по г.Самаре
УФК по Самарской области
Другие
Начальник ИВС УМВД России по г. Самаре Гайнединов И.Ю.
Прокуратура г. Самары
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
25.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.02.2022Предварительное судебное заседание
04.03.2022Предварительное судебное заседание
04.04.2022Предварительное судебное заседание
21.04.2022Предварительное судебное заседание
18.05.2022Предварительное судебное заседание
18.05.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.05.2022Рассмотрение дела начато с начала
10.06.2022Предварительное судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Судебное заседание
03.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2022Дело оформлено
22.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее