Решение
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Бобылевой Е.В.,
при секретаре Серебряковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-628/2019 по административному иску Бабкина Александра Геннадьевича к ИФНС России по Промышленному району г.Самары о признании недоимки по транспортному налогу и пени безнадежной к взысканию,
Установил:
Административный истец Бабкин А.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать безденежной к взысканию недоимку по транспортному налогу с физических лиц в сумме 26 342,13 руб. за 2012 года, и задолженность по пени начисленную на указанную недоимку в сумме 23 723,32 руб.
В обоснование указав, что в налоговом периоде 2012 год являлся собственником ТС и плательщиком транспортного налога. ИФНС по Промышленному району г.Самары произвел начисление транспортного налога с физических лиц за 2012 год в сумме 26 342,13 руб. и пени 23 723,32 руб. До настоящего времени указанная задолженность не погашена. 11.09.2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о списании транспортного налога за 2012 год и пени на основании закона от 29.12.2017 года № 436 – ФЗ. Ответом от 13.10.2018 года ответчик сообщил, что данная сумма списанию не подлежит, так как задолженность за 2012 год числится по сроку уплаты 25.01.2016 года. Истец не согласен с отказом, считает отказ незаконным.
В судебном заседании истец Бабкин А.Г. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Промышленному району г.Самары по доверенности Тулупова К.В., в судебном заседании иск не признала, просила отказать.
Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе 1 случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
По смыслу положений ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм п. п. 5 п. 3 ст. 44 и п. п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Исходя из толкования п. п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Бабкин А.Г. состоит на учете в налоговой инспекции ИФНС России по Промышленному району г. Самары.
В налоговом периоде 2012 год Бабкин А.Г. являлся собственником ТС и плательщиком транспортного налога.
ИФНС по Промышленному району г.Самары произвел Бабкину А.Г. начисление транспортного налога с физических лиц за 2012 год в сумме 26 342, 13 руб. и пени 23 723,32 руб.
В соответствии с п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (постановление от 17.12.1996 N 20-П, определение от 08.02.2007 N 381-О-П).
Согласно ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-Ф3).
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2012г., а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, с учетом того, что требования к административному истцу об уплате перечисленных недоимки и пени административным ответчиком не предъявлялись, данные недоимки и пени до настоящего времени не взысканы административным ответчиком, как во внесудебном порядке, так и в судебном порядке, то следует признать их безнадежными к взысканию.
Ссылку административного ответчика на срок уплаты транспортного налога за 2012 год и начисленных пени - 25.01.2016 г. нельзя признать состоятельной, поскольку в соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД (в ред. Законов Самарской области от 15.12.2010 N 148-ГД, от 07.03.2012 N 12-ГД) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим. Следовательно, срок уплаты транспортного налога за налоговый период 2012 г. - 15 ноября 2013 г.
Учитывая, что недоимка по транспортному налогу за 2012 года образовалась до 01 января 2015 года, а задолженность по пеням начислена на недоимку по транспортному налогу, признаются безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск Бабкина Александра Геннадьевича, удовлетворить.
Признать безденежной к взысканию с Бабкина Александра Геннадьевича недоимку по транспортному налогу с физических лиц в сумме 26 342,13 руб. за 2012 года, и задолженность по пени начисленную на указанную недоимку в сумме 23 723, 32 руб.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 16.01.2019г.
Председательствующий: Бобылева Е.В.